Главная Митрополит Проповеди Проповедь в первую Неделю Великого поста. О предопределении нашего спасения

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в первую Неделю Великого поста. О предопределении нашего спасения

Ин. зач. 5; гл. 1, 43–51

Дорогие братие и сестры!

Сегодня за Божественной Литургией читалось Евангелие от Иоанна, в котором повествуется о том, как по пути в Галилею Исус Христос встретил Филиппа и сказал ему: Гряди по Мне (Ин. 1, 43), Филипп откликнулся на этот зов и последовал за Христом. О своей встрече с Господом Филипп говорит Нафана́илу: Его же писа Моисей в законе и пророцех, обрето́хом Исуса, сына Иосифова, иже от Назарета. Эта предопределяющая встреча Филиппа с Исусом положила начало его апостольскому служению и пути ко спасению.

Почему произошла эта судьбоносная для апостола Филиппа встреча? Было ли это случайностью или она была предопределена Божественным промыслом? О сочетании Божественного промысла и человеческой воли в деле спасения пойдёт далее речь.

В труде о «Предведении и предопределении» св. Иоанн Дамаски́н пишет: «Предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость».

Цель и замысел Божьего предопределения, по слову Святого Писания, заключается в следующем: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). В Библии сказано, что Бог всё знает от начала и до конца истории мира: Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю (Ис. 46, 10).

В Святом Писании о Божием предведении относительно событий в истории мира говорится, но без точных определений, например, в «Откровении» апостола Иоанна. Что же касается судеб человеческих, то есть предопределения жизненного пути человека, то вопрос этот весьма сложен и во всей глубине непостижим нашим умом. Наш разум слаб и ограничен и не может постичь Божественную волю. Достаточно нам знать, что Бог все предвидит и желает, чтобы мы спаслись, и мы с Его помощью можем спастись, если захотим, ибо мы в этом свободны. Если бы Бог кого-то предопределял ко спасению, а кого-то к погибели, тогда невозможно было бы говорить о свободе воли и выбора человека, и, более того, в таком предопределении не было бы любви и справедливости Божией.

Бог, заботясь о спасении Своих созданий, действует по Своей воле: Его же хощет, милует, а его же хощет, ожесточает (Рим. 9, 18). Прп. Исаак Сирин, рассуждая о воле Бога в деле спасения, пишет: «Кто противостанет лицу Его или воспротивится воле Его? Бог дарует иногда туне; иногда же требует дел очищения и потом уже посылает дар; а иногда и после дел очищения не дает здесь и хранит, чтобы даровать созерцание на своем месте». О том, что Господь долготерпеливо трудится над спасением каждого человека, говорит притча о смоковнице: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13, 69).

Благая воля Божия к нашему спасению и крайнее милосердие свидетельствуются и словами апостола Иоанна Богослова: Так убо возлюбил Бог мир, яко Сына Своего Единороднаго дал есть, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Святитель Григорий Богослов свидетельствует о приходе в мир Спасителя: «Солнце правды для всех воссияло, для всех жило, умерло, для всех воскресло». Да, человеколюбец Бог хочет, чтобы мы все спаслись, но без Его благого содействия и помощи мы не в силах даже желать, а не только делать добро.

Воля Божия, по слову Евангелия, заключается в предопределении всех ко спасению: Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18, 14). Спаситель принял мучительную и позорную смерть на Кресте, чтобы дар Его искупительной Божественной жертвы простирался на всех верующих в Него: Да́выи Себе избавление за всех (1 Тим. 2, 6), Един за всех у́мре (2 Кор. 5, 14). О предопределении ко спасению апостол говорит: Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Исуса Христа, по благоволению воли Своей (Еф. 1, 5).

Итак, от начала творения весь род человеческий был предопределен ко спасению. В своем труде «Точное изложение православной веры» св. Иоанн Дамаскин, рассуждая: «Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?», пишет: «Бог всё, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал о согрешившем: Добрее было бы человеку тому, аще не бы родился (Мк. 14, 21), то Он говорил это, порицая не Свое собственное творенье, а зло, какое возникло у Его твари вследствие ее собственного произволения и нерадивости». Говоря о Божественном предведении, св. Иоанн Дамаскин пишет: «Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения».

Адам через грехопадение лишился великого дара — усыновления Богу. Исус Христос пришел в мир, что бы всех призвать ко спасению. Он говорит: Я Свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме, и, если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин. 12, 4648). Многие не слышат и не принимают этот благой зов и дар, отвергают Спасителя и спасение и тем самым сами на себя навлекают осуждение и погибель. Воля Божия есть только одно крыло для спасения, необходимо и другое — это наша воля, чтобы взлететь на небеса. Сочетанием воли Божией и воли человеческой определяется наше спасение. Бог хочет нашего спасения, и если этого хочет человек, то он может быть спасен.

От начала Бог создал человека свободным в своей воле, Он заботится, чтобы наша свободная воля была направлена к Нему, сочетаясь с Его желанием нашего спасения. Всемогущ Господь в Своей власти, а человек свободен в своем выборе, но свобода человека подавляется грехом, так как делающий грех не свободен, а есть раб греха (Ин. 8, 34). Поэтому, как человек не может спастись без благодати Божией, так и Бог не спасет человека без его свободной воли. Бог творит всё, что хочет, а человек, если хочет, то, обладая свободной волей, может с помощью Божией не совершать греха. «Благодать, — говорит св. Иоанн Златоуст, — хотя она и благодать, но спасает лишь желающих». Так, Бог, укрепляя апостолов, подаёт благодать Святаго Духа, но при этом призывает их к трудам и подвигам — идти с проповедью во все концы вселенныя и принять мученическую смерть. Избирая преподобного Сергия Радонежского от чрева матери, Бог знает, что он будет всю жизнь смиренно трудиться в постах и молитвах, в строительстве и земледелии. Бог хочет спасти всех людей, но требует, чтобы каждый содействовал трудами своему спасению.

Вопрос о предопределении порой вызывает недоумение. Как сказано в Священном Писании, еще прежде, чем родились Исав и Иаков, Бог предрёк их матери Ревекке, что один из детей будет сильнее другого и бо́льший будет служить меньшему. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Рим. 9, 11–13).

Отсюда может возникнуть вопрос: что это значит — одному Бог щедро подает свою благодать, а другому — нет? В чем же наша свобода устраивать своё спасение? Бог совершенно свободен в Своем творении. Надо помнить, что, насколько земля отстоит от неба, настолько же судьбы человеческие отличаются от судеб Божиих. Мои мыслине ваши мысли, ни ваши путипути Мои,говорит Господь (Ис. 55, 8).

Господь, создав каждого человека по Своему образу и подобию, конечно, знает его душевное настроение и склонность к добру или злу, знает желание или нежелание идти спасительным путем. О ведении Господом наших путей говорит псалмопевец Давыд: Господи, искусил мя еси и познал мя еси… Ты разуме помышления моя издалече… И вся пути моя провиде (Пс. 138). Из этого знания Бог осуществляет Свое предопределение и призвание каждого, как об этом говорит апостол: Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8, 29–30). Господом подразумевается свободная возможность человека принять свою избранность или отказаться от нее.

Всемогущий Бог возлюбил Иакова или прп. Сергия, ибо провидел богоугодное настроение их, а также осудил Исава и фараона, зная наперед их злой характер. Он, кого хочет — милует, ибо предвидит, что он будет человек доброй и послушной воли. Посему Господь видит сосудом благословенным апостола Филиппа, ибо предвидит его обращение к Богу; а также предвидит нечестие и погибель фараона. Бог, предвидя послушание Иакова, его возлюбил и благословил, вследствие чего Иаков стал ненавистен гордому Исаву. Посему Бог возлюбих Иакова, Исава же возненавидех (Малах. 1, 2). Так послушливый бывает возлюблен Богом, непослушливый — ненавидим. Это сбывается не только в древние времена и не только в отношении Иакова и Исава, но и всегда и среди всех.

Как солнце посылает свет и тепло на всех без разбора, так и Бог никого не лишает возможности получения Своей благодати. Но на Страшном Суде Господь изберёт только праведников для пребывания в Царствии Небесном. Там предпочтение у Него имеют достойнейшие, имже уготовано есть (Мар.10, 40), — как сказал Христос Саломии, матери апостолов Иакова и Иоанна, когда она просила Его, чтобы Он заранее определил её сыновьям место в Царствии Его. И хотя эти апостолы были Ему родственниками, Он ответил Саломии на её просьбу отказом, удостоверив этим, что Бог всегда справедлив.

Итак, Бог при жизни никого не выделяет как заранее спасенного, всех зовёт в Своё Царство, но избирает для служения Ему только самых достойных и послушных Его воле. Твое бо есть, еже миловати и спасати — в этом и есть Его предопределение, то есть желающим и делающим дела спасения Бог способствует, подавая Свою благодать.

И если человек, рождаясь, еще не сделал ничего доброго или худого, то Бог всё равно видит и справедливо оценивает его душу, которая таинственно предопределяется еще во чреве матери, как это засвидетельствовано еще до рождения Иоанна Крестителя и преподобного Сергия. Апостол говорит, что Бог всё предвидит, и у Него не может быть лицемерия и несправедливости, ибо Он говорит Моисею: Кого миловатьпомилую, кого жалетьпожалею (Исх. 33, 19). Бог судит каждого по достоинству, Он не обманывается хитростью, не взирает на звания, не зрит лица, ни возьмет дара (Втор. 10, 17).

Мы знаем, что Господь не только долготерпит и милует, но и «ожесточает», то есть наказывает противящихся Его благой воли. Апостол Павел на примере фараона показывает, как «гневается» и милует Господь: Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе (Рим. 9, 22). «Ожесточение» — это наказание для исправления тех, кто своими делами упорно готовит себе погибель по злобе своего гордого и нераскаянного сердца. В этом наказании также проявляется милосердие и долготерпение Божие.

Говоря об избрании ко спасению, блаженный Феофилакт пишет: «Многие обольщают себя суетным упованием, думают, что получат Царство Небесное и присоединятся к лику возлежащих на высоте добродетелей, высоко мечтая о себе в сердце своем… Много званных, потому что Бог призывает многих, паче же всех, но мало избранных, мало спасаемых, мало достойных избрания Божиего. Произволение – дело Божие, а избрание и неизбрание зависит от нас; иудеи были званы, но не оказались избранными, будучи непослушными Призывающему».

Может возникнуть вопрос: если Бог знает, что должно случиться, и Ему заранее известно, кто попадает в ад, то, может, и безполезно трудиться, чтобы этого избежать. Да, Бог всё предвидит, Он знает, будем ли мы в раю или в аду, будем ли мы занесены в книгу жизни или помечены в книге смерти. Св. Григорий Нисский пишет: «Праведный суд Божий сообразуется с нашим расположением. Каково наше внутреннее чувство, то же и Он воздает от Себя». Как зеркало отражает наш вид, так и предведение Божие — наше произволение и нашу судьбу.

Бог направляет всех ко спасению — предвидит его, но предвидит и погибель грешника. Творящий злые дела лишается благодати Божией, чем наказывает себя сам. Так, апостол Петр отрёкся Христа не потому, что Христос предвидел его отречение, а наоборот — Христос предвидел отвержение апостола, потому что тот не имел еще твердой веры. То есть не Христос виновник отречения апостола Петра, а склонность к маловерию апостола — основа Господнего предведения.

Наше спасение или погибель — это не определено Богом наперед. Как мы изменим свою жизнь, так и Бог может изменить Свое решение, то есть мы всегда с помощью Божией можем спастись, ибо свободны в своем выборе. Бог желает спасения каждого, но если человек не будет содействовать этому, если не будет стараться жить богоугодной жизнью, то, несмотря на возможность спасения, погибнет. Об этом говорит пророк: И не пощадит тебя око Мое, и не помилую, и воздам тебе по путям твоим(Иез. 7, 4).

Таким образом, предведение Божие не препятствует ни Богу в желании спасти нас, ни нам в свободе спастись. И как бы ни был труден вопрос о предопределении, мы должны помнить, что Бог всегда хочет нашего спасения, ибо Он человеколюбив, и мы всегда имеем возможность ко спасению. Его благодать и наша воля — залог спасения, Бог желает этого — будем желать и мы!

В подтверждение сказанного вновь обратимся к Святому Писанию: Бог привел пророка Иеремию в дом горшечника, и тот застал мастера за приготовлением посуды. Горшок развалился в руках горшечника, но он поправил его по своему желанию. Тогда говорит Бог Иеремии: Что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке (Иер. 18, 6). Из этого видно, что, подобно тому как горшок был исправлен руками гончара, так и Господь исправляет Своей благодатью раскаявшегося грешника. Но исправление сосуда было возможно, пока глина была сырая, податливая, если же она затвердевает, то исправление невозможно. Так и человек, если медлит в своем покаянии, как бы затвердевает, то, как бракованный глиняный горшок разбивают и черепки выбрасывают, так и Господь поступит с нераскаявшимся грешником в день Судныи.

Что нас ожидает — рай или ад? Этого никто из живущих наперед знать не может. Все обнаружится на Страшном Суде и нам не дано знать, сочтет ли нас Господь праведными или грешными, получим ли мы от Судии венец славы или осуждение на муку вечную, ибо изыдут сотворшая благая в воскрешение животу, а сотворшая злая в воскрешение суду (Ин. 5, 29). Бог предопределил человеку жизнь вечную, но человек часто грехами разрушает Божие определение. От нас зависит, как решится наша судьба.

Кающегося видиши и противу течеши, яко Отец, — говорится в каноне Исусу о Божией помощи желающим спасения. Будем же всеми силами содействовать воле Божией, ведущей нас к Царствию Небесному. Покаемся, оставим греховную скверну, посвятим жизнь служению высокой цели своего спасения, ибо именно к этому предопределяет нас Бог, Ему же слава, ныне и при́сно и во́ веки веко́м, аминь!