Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю пред Богоявлением, Просвещением Господним

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю пред Богоявлением, Просвещением Господним

Мк. зач. 1, гл. 1, 1–8. Приступите к Нему и просветитеся. Пс. 33

Дорогие братие и сестры!

Сегодняшнее Евангелие от Марка напоминает нам о спасительном пути покаяния. Иоанн Предотеча крестил людей в водах реки Иордан, требуя от приходящих ко крещению покаяния в грехах. Покаяние является началом и основой христианского образа жизни. Пока́йтеся, прибли́жи бо ся Ца́рствие Небе́сное (Мф. 3, 2) — такими словами начал свою проповедь Предотеча Христов Иоанн. Эта проповедь предуготовила народ иудейский к принятию Спасителя. И Сам Господь, проповедуя, говорил также о покаянии (Мф. 4, 17), которое заключается в том, чтобы возненавидеть грех и возлюбить добродетель, уклониться от зла и сотворить благо (Пс. 33, 15).

Предотеча и Креститель Иоанн возвестил: Приблизилось Царство Небесное, чтобы люди могли оценить свое греховное недостоинство для Божественного Царства и осудить себя в грехах, что бывает началом спасения и обращения к Богу. Предотеча Господень проповедовал иудеям покаяние, пробуждая их совесть, чтобы они почувствовали нужду в помощи Исуса и были готовы принять Его с верой.

Проповедь Крестителя была обращена к народу иудейскому, забывшему Бога и погрязшему в греховной тине. Но эта проповедь насущна для всех народов во все времена. Слова о приближении Царства Божия обращены ко всем нам, поскольку Господь говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Царство Божие рядом с нами, но от нашей воли и от желания покаяться зависит, обретём ли мы его. Прежде же нам должно устроить его в своей душе, поскольку сказано: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

Начать исправление жизни должен каждый, возымев желание уклониться от беззаконий и страстей, в которых обличает его совесть. Но для этого надо сделать усилие воли, быть готовым потрудиться Господу, поскольку без труда невозможно приобрести никакого блага, тем более такого великого, как спасение души. Посему Спаситель говорит: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

К тем же, кто не внимает призыву Иоанна Крестителя о покаянии и губит свою жизнь в служении страстям и суете, пророк обращает грозные слова: У́же бо секи́ра при ко́рене дре́ва лежи́т; вся́ко у́бо дре́во, е́же не твори́т плода́ добра́, посека́емо быва́ет и во о́гнь вмета́емо (Лк. 3, 9). Секира гнева Божия лежит у корня жизни каждого нераскаявшегося грешника. Господь долготерпит грешников до Своего второго пришествия, когда Он отделит праведных от грешных и соберёт пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Лк. 3, 17), то есть воздаст должное не заботившимся о спасении.

Предотеча Господень побуждает нас к покаянию, которое выражается не только в сокрушении о горькой участи грешников, и даже не только в отстранении от зла, но требует достойных плодов покаяния (Лк. 3, 8). Какие же это плоды? Это, прежде всего исповедь грехов своих, как делали приходившие к Иоанну, в Евангелии об этом говорится: Крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мк. 1, 5). Креститель призывает к добродетельной жизни, творению милостыни, к умеренности и состраданию, что привлекает благословение Божие и помощь в спасении души. Пророк наставляет, что во всяком звании мы призваны честно исполнять свои обязанности. Никого же оби́дите, не оклевета́йте (Лк. 3, 14)… Име́яи две ри́зы, да пода́ст неиму́щему; име́яи бра́шна та́кожде да твори́т (Лк. 3, 11)… И бу́дут стропти́ваяв пра́вая, и о́стриив пути́ гла́дки (Лк. 3, 5). «Строптивый», то есть кривой, путь — это путь лжи, обмана, клеветы, гнева, зависти, злопамятства и т.п.,что исправляется и сглаживается делами покаяния. И, таким образом, говорит Иоанн, всякий человек, исправившись в покаянии и выправив путь свой, у́зрит спасение Божие (Лк. 3, 6).

Дай Бог, чтобы проповедь Иоанна коснулась наших сердец, чтобы мы услышали глас вопиющаго в греховной мирской пустыне: Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Мк. 1, 3). Но если мы захотим исполнять заповеди Спасителя, полагаясь только на свои силы и на свои естественные дарования, то это бремя окажется нам непосильным. Преподобный Симеон Новый Богослов, говоря о необходимости помощи Божией в деле спасения, утверждает, что начавший жить по закону Христову познаёт свою немощь. Нам нужно устремиться к Господу с надеждой на Его милосердие, и Господь наш Спаситель подаст нам руку помощи на этом трудном пути, как некогда утопавшему апостолу Петру.

Благодать, подаваемая от Святаго Духа, необходима для вступления в Царство Божие через исполнение заповедей Христовых. Святитель Григорий Палама в беседе «В навечерие праздника Богоявления» пишет о действии благодати Святаго Духа на пути ко спасению: «Поелику же Сей Дух и приходит, и уходит по Своей воле… и пребывает в живущих в покаянии, не покидая и согрешивших, как мы познали из опыта Давыда, но отступает от грешащих и не чувствующих при этом раскаяния… то будем все мы, делами и словами и мыслями в течение всей нашей жизни, держась покаяния, иметь Его всегда обитающим в нас, вразумляющим нас и лелеющим нас и подающим нам высочайшее спасение».

Святитель Михаил Семёнов в проповеди под названием «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» пишет: «Закон Христов для естественного человека непосилен, он гораздо тяжелее закона Моисеева, ибо утончает и усиливает его требования. Осуществить его в жизни нашими слабыми и склонными ко греху силами, безусловно, невозможно. Закон Христов рассчитан исключительно на благодатную помощь силы Святаго Духа».

Христос пришел в мир, чтобы через ниспослание Святаго Духа дать людям новую жизнь, через избавление от корня зла в жизни — греха положить в нас семя новой духовной жизни, устремления в Царство Небесное. Будем просить Бога, чтобы Он помог прорастить в нас посеянное Им семя, дарованное нам благодатию Крещения. Будем помнить завет Спасителя, что мы должны духовно обновиться, стать новой тварью о Христе и сообразно с этим жить по воле Божией, по силе благодати Святаго Духа, нами призываемой и помогающей нам.

Не будем в деле спасения надеяться только на себя, а возложим упование на помощь Божию, возрождающую нас и постоянно дающую источник новых сил и само желание исполнения закона Христова. И через эту Божественную помощь последуем к вечной и блаженной жизни в Царстве Небесном, о Христе Исусе Господе нашем, Ему же слава, со Отцем и Пресвятым Духом, ныне и при́сно, и во́ веки веко́м, аминь!