Главная Митрополит Проповеди Поучение в Неделю перед Рожеством Христовым на память святых отец

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Поучение в Неделю перед Рожеством Христовым на память святых отец

Мф. зач. 1, гл. 1, 1–25

Дорогие братие и сестры!

В преддверии Рожества Христова, когда совершилось воплощение Сына Божия, Святая Церковь совершает память святых пра́отцев и отцев. Сегодня празднественно воспоминаются патриархи, пророки, праведники — мужи и жены Ветхого Завета, которые составили звенья длинной цепи, начиная от нашего общего праотца Адама и заключая Божией Матерью, от Которой родился наш Спаситель — Исус Христос.

Священная история рода человеческого, изложенная в Библии, повествует о том, что человек был удален от общения с Богом, изгнан из Рая за своё невоздержание и непослушание. Затем последовали не менее печальные события: впервые пролилась человеческая кровь — Каин из зависти убил брата своего Авеля.

Находясь вне общения с Богом, люди стали всё более и более умножать преступления, стали всё глубже погружаться в пучину греха, что противоречило замыслу Творца. И Бог наказал род человеческий. Вот строки из Библии: И увидел Бог, что велико развращение человеков на земле… и раскаялся Господь, что создал человека… И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил… Ной же обрел благодать пред очами Господа… (Быт. 6, 5–8). Почему Господь даровал благодать и спасение Ною? Праведный Ной, в то время когда кругом царили разврат и забота только о телесных потребностях и удовольствиях, жил благочестиво, исполнял все заповеди Божии, старался обратить на путь истины свою семью и современников. Богоугодная жизнь Ноя позволила ему прожить девятьсот пятьдесят лет и иметь потомство, из которого произойдет обетованный Спаситель.

Священная история повествует о том, что после грехопадения и осуждения праотца Адама Бог дал обетование о том, что придет Спаситель, Который, родившись от жены, сотрёт главу змия, то есть одержит победу над дьяволом и спасёт род человеческий от его власти. Бог не говорит: Я сотру главу змия, но говорит: это произойдет от Жены, — то есть в битве с врагом спасения рода человеческого, в деле обретения человеком Рая будет трудиться не только Бог, но и человек своим личным усилием.

Чтобы зримо явить Свой замысел «домостроительства», то есть спасения человеческого рода, Бог избирает человека по имени Авраам и обращается к нему с призывом и обещанием заключить с ним союз, получивший название «Ветхого Завета». В этом Завете Бог обещает Аврааму многочисленное потомство и благоденствие, а от него требует веры и послушания. И Авраам верит Богу, заключая с Ним союз. Господь весьма сурово испытывает твердость веры Авраама. Он повелевает Аврааму принести в жертву его юного сына Исаака, единственного продолжателя его рода, родившегося у престарелых родителей по Божьему обетованию. Господь говорит Аврааму: Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака… и принеси его во всесожжение (Быт. 22, 2). Авраам, из покорности Богу и в надежде, что Бог в силах оживить и умершего сына, изъявляет готовность исполнить страшное повеление и без колебаний возводит своего сына на жертвенник. Когда Авраам заносит уже нож для заклания сына, ангел Господень останавливает его руку. Надо заметить, что Исаак, как и его отец, также проявил здесь смирение и покорность. Он послушен воле отца и безропотно позволяет себя связать, хотя видит, что отец хочет его убить. Этот семнадцатилетний юноша при крепких силах мог бы сбросить узы, наложенные на него глубоким старцем Авраамом, которому тогда было более ста лет. Но Исаак послушен отцу и Божиему велению.

За такой подвиг самоотверженной веры Бог награждает Авраама потомством, на котором почило Божие благословение. Авраам угодил Господу, ответил на Его Божественный призыв и, покорившись, совершил деяние, обратное поступку Адама, и этим вошел в общение с Богом. Первый человек нарушил союз с Богом, Авраам же восстановил этот союз, за что удостоен истинного величия, став отцом всех верующих. Через Авраама Бог устанавливает завет со всеми людьми, при этом давая свободу их воле. Свободой как Божественным даром владеют все верующие в Бога, однако человек, участвуя в этом союзе, должен обязательно соблюдать основное условие — послушание Творцу, за что Бог дарует людям Свое благословение, поддержку и помощь.

История праотцев ветхозаветной церкви учит нас быть верными Богу, несмотря на любые испытания. Вера есть непременное условие пребывания человека в завете с Богом. Подвигом веры назвал святитель Василий Великий готовность человека свободно и сознательно, без сомнений и колебаний исполнить всякое повеление Божие, даже если оно, на первый взгляд, противоречит так называемому «здравому смыслу» человека. Именно этот подвиг совершил Авраам! Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, – пишет апостол (Евр. 11, 17).

Между нами и Богом во святом Крещении также заключается завет, когда мы обещаемся Христу следовать его заповедям. История Авраама для нас весьма поучительна, она помогает понять, что наша личная вера, наш завет с Творцом, тоже могут быть испытаны трудностями, бедами, скорбями. И наша задача в этом союзе, исполняя обещанное Богу, не возроптать на Него в испытаниях, а в полной покорности Его воле пронести свою веру, суметь понять, что Бог делает все для нашего спасения!

После смерти Авраама Творцу было угодно, чтобы союз с человеком был продолжен. Племя Авраама было избранно, чтобы хранить этот завет, то есть веру в истинного Бога и послушание Ему. Бог содействует человеку в хранении веры, но люди также должны в этом завете проявлять твердость и мужество. Через почитание единого и истинного Бога, избранный израильский народ приуготовлялся к пришествию Мессии-Спасителя, веруя, что Он Своим приходом в мир сотрёт главу змия. Сын Исаака Иаков был кроток и угоден Богу. Однажды он видел во сне лестницу, по которой ангелы спускались и поднимались на небо, и Господь обратился к нему: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему, и будет потомство твое, как песок земной… Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь…» Проснувшись, Иаков дал обещание Богу: «Будет Господь моим Богом… и из всего, что ты, Боже, даруешь мне, я дам тебе десятую часть».  

Святые праотцы избирали в своей жизни добро и жили в чистоте и верности завету Бога с их праотцем Авраамом. Таким весьма значительным примером добродетельной жизни можно назвать жизнь Иосифа – одного из двенадцати сыновей Иакова. Братья из зависти продали его в рабство, и Иосиф оказался в Египте. Будучи рабом у египетского вельможи, Иосиф подвергся испытанию. Жена вельможи, соблазнившись красотой Иосифа, уговаривала его вступить с ней в порочную плотскую связь, но Иосиф хранил свое целомудрие. Разгневанная соблазнительница добилась заключения Иосифа в темницу, откуда он был освобожден самим царем египетским, который затем возвысил его. Когда Иосиф встретил своих братьев, он имел полную возможность наказать их за причинённое ему зло, но Иосиф всё простил братьям и тем самым победил их ненависть смирением и любовью. Невинный страдалец Иосиф, через которого затем совершилось спасение избранного народа Израиля, воспевается в христианских песнопениях как прообраз Спасителя, Который через поношение, уничижение и предательство от братьев Своих принес избавление миру.

История Иосифа поучительна еще и тем, что и в нашей жизни есть примеры и конфликтов с родными и близкими или иноверцами, и вражды на политической и национальной почве. Ветхозаветные праотцы научают нас побеждать смирением и любовью вражду и разделение в мире, в обществе, в семье, как это сумел сделать с Божией помощью праотец Иосиф Прекрасный.

Народ Авраама был избран, чтобы хранить веру в истинного Бога и послушание Ему. Бог содействует человеку в хранении веры, но люди также должны в этом завете проявлять твердость и мужество. Среди святых праотцев хотелось бы обратить внимание на имена пророка Даниила и трех отроков: Ана́нии, Аза́рии и Миса́ила. О пророке Данииле мы знаем, что он был брошен на растерзание диким зверям за то, что молился истинному Богу, несмотря на запрет царя. Он счел невозможным не молиться, даже если это ему будет стоить жизни. Подумаем об этом примере: не бывает ли так, что мы отказываемся от молитвы по лени или маловерию.

Три отрока были брошены в раскаленную печь за то, что отказались поклониться идолу, то есть отступить от истинного Бога. Печь, в которую бросили отроков, была страшно раскалена, так что обжигала подходящих к ней. Царь-мучитель решил посмотреть, как страдают отроки, и увидел четырёх ходящих в пещи свободно, не опаляемых огнём и воспевающих Бога. В пещи с отроками пребывал Сын Божий — Христос (Дан. 3, 92). В ответ на верность этих отроков Спаситель сошел к ним, как Он затем сошел к нам на землю в Своем Рожестве в образе человека, прохлаждая греховный огонь страстей, спасая от погибели и прославляя всех, кто проявляет веру, величие духа и верность Ему. Пример святых отцов призывает нас так же мужественно, как пророк Даниил и три отрока, переносить испытания за веру, любить Бога и быть до конца верными и покорными Ему во всем. И тогда Бог будет с нами и введет нас в Свою славу и радость вечную.

В длинном ряду людей, которые вспоминаются сегодня в Евангелии, те, в чьей жизни тоже были ошибки и падения, но у них была одна общая черта – на первом месте в их жизни был Бог, они боролись во имя Божие не против других, а против себя, против греха и зла своей души, чтобы в ней победил и восторжествовал Бог. И в этой борьбе они из поколения в поколение, из столетия в столетие подготовляли приход в мир Спасителя, Который положил начало преодолению того разделения, которое существовало между Богом и человеком от падения Адама.

Ветхий Завет готовил людей к принятию Спасителя через воспитание в избранном народе веры и покорности Божьему водительству. Велика была вера и стойкость праотца Моисея. Верою Моисей, — говорит апостол Павел,пришедши в возраст, отказался называться сыном дочери фараона и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение… Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского (Евр. 11, 24).

Заступлением Божиим сыны Израилевы были выведены Моисеем из египетского плена. В продолжение долгого исхода в землю обетованную народ израильский неоднократно убеждался, что за исполнение воли Божией и сохранение веры получит благословение, помощь и спасение от Господа. Важнейшим событием в жизнеописании Моисея стала его встреча с Богом на горе Хорив. Бог дал Моисею камни-скрижали. На них были начертаны заповеди, по которым Бог повелел жить богоизбранному народу и тем сохранить верность Творцу и завету с Ним.

Дальнейшая история Ветхого Завета вновь и вновь говорит о том, что Бог спасает людей, когда они живут по Его закону, и прощает их прегрешения, если они искренне в них раскаиваются. Примером прощения Богом человека в результате глубокого сердечного покаяния может служить жизнеописание царя-пророка Давыда. Царь израильского народа Давыд был выдающимся человеком. Он сплотил свой народ и основал столицу своего царства – город Иеросалим. Давыд отличался кротостью и незлобием. Его кротость стала нарицательной, и мы, прося избавить нас от злобы и вражды, повторяем: Помяни, Господи, царя Давыда и всю кротость его. Он был творцом молитв и песнопений, которые получили название псалмов и собраны в книгу Псалтырь.

Давыд был хорошим царём, но как человек он порой впадал в соблазны и грехи. Полюбив красивую жену одного военачальника, он послал её мужа на верную смерть; узнав об этом, пророк Нафа́н обличил преступление Давыда. Плодом искреннего раскаяния царя явился покаянный 50-й псалом, начинающийся словами: Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́… И ныне мы в домашней молитве и на каждой церковной службе, произнося слова покаянного псалма Помилуй мя, Боже должны от всей души каяться перед Господом в своих грехах.

Подлинными руководителями и духовными вождями избранного народа были пророки, через которых Бог наставлял народ Израиля и возвещал ему Свою волю. Пророки были олицетворением истины, голосом совести, предсказателями будущего, хранителями веры и духа. Наиболее известны ветхозаветные пророки Саму́ил, Нафа́н, Илия́, Елисе́й, Иереми́я, Иезеки́иль и Дании́л. Они обращали к Богу народ Израиля, который порой впадал в идолопоклонство и нечестие.

Завершает чреду ветхозаветных пророков славный пророк и Предотеча, Креститель Иоанн, который призывал народ к покаянию и затем к крещению грядущим Мессией — Господом нашим Исусом Христом.

В человеческой родословной Христа всех ближе к Нему по хронологии имена богоотцов. Великое терпение, смирение и упование на благую волю Божию проявили богоотцы Иоаким и Анна. Не имея до глубокой старости детей и терпя за это от людей поношение и уничижение, они не прогневали Бога ропотом и неверием. В награду за терпение Господь даровал им чадо. Велика была радость престарелых родителей, но верность обещанию, которое они дали Богу, подвигла их отдать Ему свое дитя. И через три года они ввели в церковь свое единственное утешение в старости — младенца Мари́ю. Вот пример верности слову и обещанию Богу, как бы это ни было тяжело исполнить. И Бог ценит верность и награждает за это Своими щедротами.

Замыкает ряд праотцев и отцев Обручник Девы Марии — праведный старец Иосиф. Вера и покорность воле Божией позволили ему стать свидетелем прихода в мир Спасителя. Затем, по повелению ангела, Иосиф спасает Богомладенца от руки детоубийцы — царя Ирода. Но перед этим Иосиф подвергается искушению вследствии неверия в то, что плод чрева его обручницы Марии от Святого Духа, а «не от похоти плотския». Эти сомнения Иосифа отражены на иконе Рожества Христова, где он изображается в нелегком раздумье о верности и чистоте Марии. Перед ним стоит некий старик, опираясь на кривой, а иногда изображают сломанный посох. Этот старик с посохом символизирует бесовское искушение, которое Иосиф, с Божией помощью, победил молитвой и твердой верой возвещенным ему от ангела словам о чистоте и святости Девы Марии.

В преддверии Рожества Христова Святая Церковь трогательно и вдумчиво вспоминает святых отцев и праотцев, которые целые тысячелетия жили лишь одной надеждой на явление Мессии-Христа. Мы же, братие, имеем великое счастье жить после явления в мир Спасителя. Будем же подражать святым праотцам, живя по заповедям Божиим, а не по прихотям своих страстей. Апостол Павел призывает всех христиан утверждаться на примере жизни святых, как он призывал и еврейский народ, показать твердость своей веры: Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1). Будем жить достойно примера жизни, молитвы и веры праотцев, чтобы в конце спасительного пути удостоиться райского блаженства на лоне праотцев Авраама, Исаака и Иакова.

Христос, воплотившись и явив Себя миру, стал не только нашим Спасителем, но и нашим Братом по человечеству, ибо сказано: Не стыди́тся бра́тию нарица́ти их (Евр. 2, 11). В Рожестве Сын Божий вступил в родство с человеком, об этом говорят начальные слова Евангелия: Кни́га родства́ Ису́с Христо́ва, Сы́на Давы́дова, Сы́на Авраа́мля (Мф. 1, 1). Сын Божий соделался Сыном человеческим,  во всем нам подобным, кроме греха. Когда мы совершаем грехи, то отчуждаемся от Бога, но Он снова и снова призывает нас восстановить единство с Ним, направляя нас к покаянию, и искренно кающихся и исправляющихся снова приемлет в духовное общение с Собою. По Своему безмерному любвеобилию Спаситель возобновляет союз с кающимися грешниками, провозглашая с кротостью и смирением: Приими́те и яди́те: се́ есть Те́ло Мое́… Пи́йте от нея́ вси́: се́ есть Кро́вь Моя́ Но́ваго Заве́та (Мф. 26, 26).

Всякий христианин призван к святости, к которой он должен идти всю жизнь, раскаиваясь в грехах и побеждая немощи плоти. Этот путь через борьбу, поражения и победы преодолели святые пра́отцы и отцы и обрели свет, правду и спасение. Святые пра́отцы жили надеждой на приход в мир Спасителя. И вот Он пришел к нам, и все исполняющие Его заповеди соединяются с Ним благодатию Святаго Духа и причащением Его Тела и Крови. Соединяясь со Христом, мы становимся Ему близкими и родными, становимся сынами Живаго Бога. А соединившись  с Господом, мы уже живем не для себя, а для Бога и ближнего, то есть для друзей и даже для врагов, ибо все люди призваны ко спасению любовью великого и дивного Бога, ради нас пришедшего в мир в образе смиренного Младенца. Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние! Аминь.