Главная Митрополит Проповеди Проповедь на память триех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на память триех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

Дорогие братие и сестры!

Сегодня мы чествуем собор триех великих святителей, иже во святых отец наших вселенских учителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго.

В начале IV века, когда после страшных испытаний первых веков прекратились гонения, христианство стало распространяться и укрепляться. Господь чудесным явлением на небе знамения Креста утвердил в истинной вере царя Константина, и он стал защитником и покровителем христиан. После святого Константина правили императоры, которые отступали от православия и снова гнали христиан и покровительствовали еретикам. В эти сложные времена Господь укрепляет Церковь, являя миру славных защитников православия — Василия Великаго и его друга Григория Богослова.

Святой Василий Великий (память 1 января по ст. ст.) родился в городе Кесарии Каппадокийской в знатной благочестивой семье. Основы христианской веры он получил от своей бабки Макрины, родителей и старшей сестры Макрины — ревностных христиан. Образование св. Василий получил лучшее по тем временам, он познал все известные науки и был искусным оратором. Во время учебы он подружился с Григорием Богословом, оба они отличались кротостью и целомудрием, а в науках вскоре превзошли своих учителей. Но светские науки не были целью их жизни, они много времени и  внимания уделяли молитве. Вера сделала их родными по духу, они, по словам св. Григория, «стали друг для друга всем» и, «имея одну цель, непрестанно возрастали в любви один к другому». Многополезная эта дружба продолжалась всю жизнь.  

По окончании светского образования св. Василий посещал места, где жили христианские подвижники. После крещения он был посвящен в презвитеры. Став пастырем, он ежедневно проповедовал, вел борьбу с врагами христианства, помогал голодающим. Избранный затем в архиепископы, святой Василий продолжает вести аскетическую жизнь, посещает больных и бедных, создает поселения для прокаженных. Святитель Григорий Богослов пишет, как выглядел его друг Василий: бледный цвет лица, окладистая борода, медленная походка, отсутствие поспешности в речи, внутренняя сосредоточенность — все это вызывало уважение к нему даже у противников. Император Валент, который был еретиком — арианином, не решался причинить зло великому кесарийскому пастырю, а всячески старался склонить его на свою сторону.  

Св. Василий выступил против ложных учений о Святом Духе. Св. Григорий говорит, что на уговоры и угрозы императора святитель ответил так: «Ты мне угрожаешь конфискацией имущества, но оно ничего не значит для человека, который ничего не имеет. Изгнание? Но вся земля принадлежит Богу. Мучения? Но они не имеют силы для немощной плоти, кроме разве первого удара, в котором ты волен. Смерть? Но она для меня будет избавление, так как скорее приведет меня к Богу, для Которого я живу и тружусь и к Которому спешу прийти… Так что ни насилие, ни убеждения не заставят меня принять неправое решение».  

В течение восьми лет он был предстоятелем Церкви и подготовил созыв II Вселенского Собора, на котором православное учение святаго Василия одержало победу. Но сам святитель не дожил до Собора и преставился ко Господу, изнуренный великими трудами, в возрасте около 50 лет. Святитель Василий Великий превзошел в книжной мудрости и ораторском искусстве не только современников, но и великих философов древности. Он оставил после себя множество замечательных богословских трудов, таких как толкование на Святое Писание и псалмы, трактат о Святом Духе, послание Церкви, правила монашеской жизни. Святой Василий Великий составил чин Божественной литургии и написал многочисленные покаянные молитвы. 

Друг св. Василия св. Григорий Богослов продолжил борьбу за чистоту веры. Будущий святитель Григорий родился в небольшом Каппадокийском городке Назианзе, поэтому его иногда именуют «Назианзин». Воспитывался он благочестивыми родителями — Григорием, будущим епископом, и боголюбивой Нонной. Св. Григорий, получив блестящее образование, крестился по исполнении 30 лет, а затем в пустыне вместе со своим другом Василием Великим провел несколько лет в подвигах и молитве, где ими был написан устав иноческого общежития.  

Призванные к епископскому служению, они боролись с ересями, а затем св. Григорий принял участие во II Вселенском Соборе, на котором председательствовал. Этот Собор принял окончательное изложение Символа Веры, осудил ересь ариан, духоборцев и другие лжеучения. Святой Григорий Богослов был столь велик в своих трудах и добродетелях, что, по свидетельству современников, «если бы можно было создать человеческий образ в виде столпа, составленного по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию». Святой имел большое усердие в проповеди Слова Божия, посещал больных и служил им, помогал обиженным, защищал слабых. Сияя святой жизнью, он двенадцать лет был первосвятителем в Константинополе. В знак его победы над многими и великими еретиками св. Григорий был наречен Богословом. После многих трудов изнуренный телесно святитель оставил престол в возрасте около 60 лет и ушел на покой в Каппадокию, где написал еще много богословских сочинений, писем и посланий.  

Начало V века христианства было ознаменовано новыми спорами о вере и появлением новых лжеучений. Уврачевать еретические распри Господь призвал Божественного мудреца и проповедника Иоанна Златоуста. Св. Иоанн происходил из благочестивой семьи, получил лучшее образование, но суетная мирская жизнь тяготила его, поэтому после смерти матери он раздал имущество бедным и ушел в монастырь, а через некоторое время в пустыню. Затем был вызван в Антиохию и посвящен в дьяконы, а потом в презвитеры. Став священнослужителем, он посещал больных и бедных, защищал народ от поборов и притеснений властей, постоянно проповедовал. Избранный архиепископом, Иоанн ревностно боролся с распущенностью нравов и со слишком большим влиянием императорского двора в делах Церкви. Он был выдающимся проповедником, и множество народа сходилось его слушать.  

Духовная мудрость святителя Иоанна Златоуста была даром Божиим. Однажды ученик св. Иоанна застал его пишущим проповедь под диктовку святого апостола Павла, сошедшего с иконы, находящейся в келье святого Иоанна. Святитель был защитником слабых и притесняемых от властей, что породило ему многочисленных врагов среди высшего класса и некоторых епископов. Недоброжелатели святого Иоанна с согласия императора созвали собор и добились осуждения его, но в ответ произошло народное восстание, и святитель был возвращен и встречен с ликованием всем народом. Вскоре из-за новых интриг недоброжелателей святой Иоанн был сослан в далекую Армению, откуда продолжал духовно окормлять паству. Затем его оправили дальше на Кавказ, но святитель, уже больной и измученный ссылкой, не выдержал трудного пути и умер по дороге в возрасте около 60 лет.  

Святитель Иоанн Златоуст был не только замечательным проповедником и искусным истолкователем Божественного Писания, но и добрым пастырем, исполненным милости и любви к пастве. Своей замечательной проповедью и добродетельной жизнью он обновлял и целил человеческие души, его творения и для нас являются надежным руководством ко спасению в духовной жизни. Святой Иоанн Златоуст написал много молитв, им составлен особый чин Божественной литургии, которая  ныне в Церкви носит его имя.  

В XI веке в Константинополе был большой спор о преимуществе достоинств каждого из трех святителей в красноречии, твердости веры, милосердии, искусстве толкования Святого Писания и других добродетелях. От этих споров происходил в Церкви раздор, причем одни называли себя иоаннитами, другие василианами, третьи григорианами. Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились вместе три великих святителя некому преподобному ученому мужу, епископу Иоанну, и сказали едиными устами: «Мы равны у Бога, нет у нас ни разделений, ни какого-либо противоречия друг другу. Нет между нами ни первого, ни второго. Поэтому повели препирающимся из-за нас прекратить споры, ибо, как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого соедини в один день память о нас и напиши службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками ко спасению, так как мы надеемся, что имеем некую заслугу у Бога».  

Услышав это чудесное повеление, блаженный епископ Иоанн восстановил мир между враждующими и установил праздник трех святителей, как повелели ему святые. Проявив мудрость, епископ усмотрел, что в январе совершается память всех трех святителей (1 января — Василия Великого; 25 января — Григория Богослова и 27 января — Иоанна Златоуста), и поэтому он соединил их память в тридцатый день января месяца, написав трием святителям похвальные песнопения и канон.  

Наша православная вера, которую проповедовали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — это единственно верный путь ко спасению. Мысль о том, что так веровали и молились великие святители, наполняет душу и сердце радостью и торжеством: мы поклоняемся Святой Троице, как они поклонялись, и приносим Господу жертву благодарения, как и они приносили. Православная Старообрядческая Церковь хранит древний устав богослужения, в наших храмах звучит созданное в Византии осьмогласное пение, читаются молитвы, написанные тремя святителями.

Братие и сестры! Возблагодарим Господа и триех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, что благодаря им в Церкви угашались еретические распри, сохранялись истинная вера, мир и единомыслие. Будем просить вселенских учителей, чтобы по их молитвам и мы сподобились райского блаженства в Царствии Небесном, где собор триех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго единомысленно и непрестанно славословит Святую, Единосущную, Животворящую и Неразделимую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!