Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю вторую Великого поста

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю вторую Великого поста

В течение вот уже двух  истекших недель Великого поста и во время приготовления к нему Святая Церковь  призывала нас глубже вглядеться в свою душу и понять, в чем необходимо  покаяться, вглядеться в свою жизнь, чтобы определить, что в ней необходимо  изменить. Господь через Евангелие призывает нас: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3, 2). Царствие Божие  не только приблизилось, оно должно войти в нас: Се бо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), — говорит  Господь. Царство Небесное должно входить в нас, наполняя благодатию Святаго  Духа, искореняя всякую власть и силу вражию, побеждая греховные наклонности в тех, кто старается жить по закону Божию.

Святой Григорий Палама  пишет в своей беседе на вторую неделю Великого поста: «Итак, поскольку Царствие  Божие приблизилось, то делами покаяния сделаем себя достойными его, сделаем  усилие над собою, отвергая злые произволения и навыки; ибо Царствие Небесное  берется силою и прилагающие усилия восхищают его. Поревнуем терпению, смирению  и самой вере богоносных отцов, умертвим уды наши, сущие на земле: блуд,  нечистоту, страсти, злые вожделения и алчность, — особенно же в эти священные  дни Поста». Приступая к посту и молитве, будем полны любви друг к другу и, если  что-то имели недоброе друг против друга, — простим и добрыми делами и словами  восстановим мир и согласие, чтобы с дерзновением повторять слова молитвы: Отче, остави нам долги наша, якоже и мы  оставляем должником нашим (Мф. 6, 12).

Постараемся, братие,  чтобы наши пост и молитва не были бесплодными. Не будем поддаваться внушению  лукавого, который убеждает нас совершать молитву с небрежением и тщеславием  фарисейским. Посему Господь учит нас: Вниди  в клеть твою, и затвори двери твоя, помолися Отцу твоему иже втайне, и Отец  твой видяи в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 6). Так Господь говорит не  потому, что заповедует отвращаться от общей соборной молитвы, иначе бы Он не  сказал устами пророка: Молитвы моя воздам  пред боящимися Тя, Господи (Пс. 21) и Посреде  Церкве воспою Тя (Пс. 21) — Господь побуждает нас также  и к молитве, которая совершается в Церкви.

Да будут молитва и пост  наш не для взора людей, прославляющих нас молящимися и постящимися и тем самым  лишающих нас награды за труды и стойкость в посте. Господь призывает нас не  ждать похвалы от людей за наше воздержание, как поступали фарисеи, а, напротив,  умыть лицо, помазать голову маслом,  не быть унылым и мрачным. Святой Григорий Палама говорит возвышенно об этом  призыве: «Здесь под «головой» следует понимать голову души, то есть наш ум.  Сделать его милостивым; а наше «лицо», то есть воображение, омыть от постыдных  и нечистых помышлений, гнева и всего дурного».

Призывая нас к уединению  и сосредоточению во дни поста, Господь обращает нас на путь познания меры нашей  греховности и готовности к покаянию. Для этого необходимо избегать суетных  развлечений, могущих волновать душу, замутняя ее греховными образами, страстями.  Особо следует избегать в дни поста смотрения телевизора и все того, что вносит  в нашу душу смущение и соблазн, отвлекая ее от молитвы и богомыслия.

Один святой подвижник,  рассуждая о важности уединения, пояснял это следующим примером. Если налить в  сосуд воды и возмутить ее, то, поглядевшись в воду, мы не увидим отражения. Но  если вода устоялась, то, взглянув в сосуд, мы увидим свое лицо, как в зеркале. Подобное совершается с человеком: когда он находится посреди других людей, то ему  труднее видеть свои грехи по причине возмущающего его непрестанного общения,  когда же удалится в уединение, тогда и увидит свои согрешения. Надеясь на  милость Господа, пойдем к Нему с покаянием, прося у Него прощения, имея в сердце искреннее и твердое желание в будущем всеми силами воздерживаться от грехов и исправить свою жизнь. Без этого намерения покаяние наше не будет истинным, ибо, прощая грешников, Господь требует от них внутреннего изменения. В Евангелии Христос, отпустив грехи расслабленному и исцелив его от болезни, сказал: Се здрав бысть, к тому не согрешай, да не горше ти что будет, то есть, чтобы не было ему еще хуже прежнего.

Апостол, наставляя на путь спасения, призывает нас так устроить свою душу, чтобы, как и он, мы могли сказать: Мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14). Мир, о котором говорит апостол, это все греховное, страстное, богопротивное, это все внешнее, где властвует враг рода человеческого. Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.  4, 4). В каждом грехе есть две стороны, одну составляют греховные дела, а другую — греховные мысли, привязанности и наклонности, которые служат источником и причиной многих греховных дел. Когда мы оставляем дела греховные, тогда для нас распинается мир с его страстями и соблазнами, а когда погашаем и искореняем в себе греховные мысли и привычки, тогда распинаем грех. Бывает, что мы удалились от греховных дел, но сердце наше продолжает тянуться к греховным привычкам, то есть перед Богом мы еще грехолюбцы, ибо Бог смотрит не только на наши дела, но и на наши сердца. Если мы исправим свое греховное поведение, то не надо останавливаться на этом, а надо войти внутрь себя, исправить свое сердце, погасив в нем дурные наклонности и страсти, и тогда Бог, Который видит наше сердце, укрепит и оправдает нас. Когда же мы достигнем с помощью Божией такого состояния, что не только дел греховных делать не будем, но и само пристрастие к ним погасим в себе, тогда сможем сказать: Мне мир распяся, и аз миру.

 В сегодняшнем Евангелии повествуется: приидоша неции четверо к тому дому, где проповедовал Исус, носяще на одре расслабленного жилами, и не могущим приблизиться к Нему народа ради, открыша покров идеже бе и, прокопавше, свесиша одр, на немже расслабленный лежаше. Господь, видя это, исцеляет расслабленного, говоря ему: Восстани, возьми одр твой и иди в дом твой (Мр. 2, 4). Возможно, все это было сделано Господом благодаря помощи четырех друзей расслабленного. Друзья принесли этого человека ко Христу, потому что любили и жалели его, и потому их вера и желание, сделали возможным чудо исцеления. По любви к больному другу эти люди принесли его туда, где был Христос, их не остановили ни толпа, ни препятствия. В этом поступке мы видим образ любви к ближним и веру в помощь Божию, к чему и мы призваны.

Часто мы обращаемся друг к другу с просьбой «помолись обо мне», и нам кажется, что это очень легко сделать. Но мы должны помнить, что, когда человек просит нашей молитвы, он фактически просит, чтобы мы стали между Богом и им, стали его печальником и заступником, понесли его немощи, и это обязывает нас к гораздо большему, чем просто слова. Христос, Который вошел в мир, где многие люди, пребывая в грехе, были против Него, принял на Себя всю ненависть мира, весь грех, и умер на Кресте во имя любви к нам, во искупление нашего отпадения от Бога. Он Своей жертвой как бы объединил, примирил Бога и человека, положив Свою руку на плечо заблудшего и раскаявшегося раба и приведя его в Отчий дом как Своего брата. Господь заповедует и нам так делать. Когда мы молимся за кого-то, мы заступаемся за этого человека, прилагая труд и усилие нашей молитвы, по образу Христа, принесшего себя в жертву за род человеческий. Сегодняшнее Евангелие учит нас, чтобы вера наша стала той соединяющей силой, которая любовью и трудом вводит близких в Царство Божие.

Обратимся теперь к самому расслабленному. Поскольку он имел свой разум, хотя телом и был расслаблен, то представляется, что на основании его благой надежды и веры произошло чудо исцеления. Возможно, его болезнь и была причиной его обращения к Господу и спасения, потому что зачастую, когда мы здоровы, мы не ищем путей встречи с Господом. Болезнь подчас способствует спасению, притупляя побуждение человека ко греху и злу. Перенося страдания, связанные с болезнью, человек как бы уплачивает долг за совершенные грехи, тем самым очищая, излечивая свою душу, а затем уже и тело. Господь, когда к Его ногам опустили расслабленного, говорит ему: Чадо, отпущаются тебе греси твои. Отпустив грехи расслабленному, Он тем самым исцеляет его душу. Обратим внимание, что Господь называет расслабленного чадо, этим сыновляя Небесному Отцу, связывая его с безгрешным Богом. Господь показал, что грехи служат причиной болезни, и потому нужно прежде всего из души удалять причину болезни — грех, тогда прекращается и болезнь, то есть гибельное воздействие на тело последствий греха.

Чтобы видеть гибельность действия, производимого грехом, нужно знать, что такое грех. Грех — это сеть, с помощью которой дьявол уловляет нашу волю, ибо говорит Святое писание: Всяк творяи грех, от диавола есть, яко исперва дьявол согрешает (Ин. 3, 8). Этой сетью он опутал и соблазнил первого человека — Адама. Власть этой сети дьявол распространил на все человечество, обольщая его греховной сладостью. Наша душа в грехе подобна птице, попавшей в сеть, не может из нее освободиться, пока сеть крепка. Одно средство спасения — это покаяние, исповедание грехов, освобождение себя от греховной привязанности, обращение к Богу, тогда власть диавола рекращается, и душа наша, освободившись из плена, приемлется в милосердие и любовь Божию. Грех — это преграда, отделяющая нас от Бога. Подчас эта преграда высока и неприступна. Она воздвигнута нашими грехами в подобие темницы, в которую мы сами себя заключили. Но если в посте имолитве мы возопием от всей души к Господу: Изведи из темницы душу мою, то Господь откроет врата этой темницы, разрешая кающегося узника благодатию Своей крестной жертвы.

Книжники, услышав слова Господа об отпущении грехов расслабленному, помышляли в сердцах своих: Что сей тако глаголет хулы? Кто может оставлять грехи, токмо един Бог? Действительно, никто из людей не может отпускать грехи. Но в том и было заблуждение фарисеев, что они считали Христа за простого человека и не видели в Нем всемогущего Бога. Господь намеренно говорит об отпущении грехов при исцелении, чтобы всем стало известно, что Слово Его не бездейственно, и что Он, обладая Божественной властью, в силах исцелить от недуга, при этом даруя отпущение грехов. Люди таким образом узрели чудные и славные дела, говоря: Яко никогда тако видехом, и прославляли Господа. Мы же можем видеть и знать гораздо больше, чем очевидцы того чуда. Мы знаем о совершении исцелений учениками Христа одним призыванием Его имени. Посему и мы будем исцеляться покаянием, стремлением к Божественной добродетели. Святой Григорий Палама пишет: «Ибо всякий предающийся услаждениям расслаблен душею, лежит на одре сладострастия, с соответствующей сему расслабленной разнузданностью тела. Но, когда, покаявшись, он восторжествует над своим грехом и над порожденной ими расслабленностью души, тогда он бывает приносим к Господу сими четырьми: презрением к себе, исповедью согрешений, обещанием на будущее воздерживаться от зла и молитвой к Богу». Вот наши четыре друга на спасительном пути Поста: осознание своей греховности, покаяние на исповеди, желание больше не совершать этого греха и молитва. Далее святитель Григорий пишет: «Но эти четыре друга не могут приступить к Богу, если только не раскроют крышу, разметав черепицу, глину и иной материал. Кровлей же в нас является мысленная часть души как все в нас покрывающая; заключает же она в себе как бы многочисленный, нагроможденный материал, имеющий отношение к страстям и к земному». Вот эту кровлю мирских привязанностей и страстей нужно устранить, чтобы душа наша приблизилась к Господу, чтобы в смирении и покаянии припасть к Его стопам, прося исцеления.

Вглядевшись в себя прилежно, мы можем увидеть нечистоту и порочность нашей души, смрад и нечистоту нашего сердца, тогда мы поймем, что грехи наши удаляют нас от Господа, ибо грехи ваши, — говорит пророк Исаия, — произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас. Обратимся в покаянии нашем к Тому, от Кого мы уклонились, Кого оскорбили и прогневали своими грехами, и, приклонившись со слезами покаяния к Его стопам, возопием: согреших к Тебе, Господи, помилуй мя по велицей Твоей милости; прости мя по благодати и милосердию Твоему. И если покаяние наше исходит от чистого сердца, то мы имеем надежду, что Бог примет его, простит и изгладит наши грехи и беззакония благодатию Своею, так как Он долготерпелив и многомилостив, и нет греха, побеждающего великое человеколюбие Его (Исх. 14, 6).

Братие и сестры!

Будем просить у Господа помощи в нашем намерении и в дальнейшем противиться греху, так как победить грех можно только продолжительною борьбою с ним, постоянным противлением ему. Укореним в себе доброе намерение — борьбы с грехом — через чтение Святаго Писания, пост, молитву, посещение храма Божия. Не будем возвращаться к тому греховному, в чем мы покаялись, чтобы не уподобиться жене Лотовой, оглянувшейся на оставленный ею город греха и в наказание за этот взгляд ставшей соляным столпом. Убоимся и мы Божия осуждения за возвращение к греховным соблазнам, будем со страхом предстоять Богу, обращаясь к Нему с молением, всеми силами удерживаясь от греховных стремлений, укрощая плоть свою со страстьми и похотьми, принося Богу плоды, достойные покаяния, и изменяя наш образ жизни к лучшему, чтобы Господь, видя наше стремление и усилия на пути покаяния, удостоил нас великой благодати — причастия Святых Тайн Его Тела и Крови, даровал нам исцеление наших душевных и телесных недугов и сподобил нас войти в истинный наш Дом — Небесную Обитель, где нас ожидает Наследник и Податель всех благ Господь наш Исус Христос.