Проповедь в Неделю 31 по Пятидесятнице

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю 31 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю 31 по Пятидесятнице

Иерихонский слепец

Дорогие братие и сестры!

Сегодняшнее Евангелие повествует нам о том, что однажды Господь наш Исус Христос шел на проповедь в город Иерихон, и Его сопровождало, как всегда, множество народа. У врат города в пыли сидел нищий, который вот уже много лет был слеп. Нам, зрячим, трудно представить, что такое слепота. Это вечная тьма, вечная ночь, невозможность увидеть красоту окружающего мира, яркого света солнца, мерцания ночных звезд, зелени травы и красок цветов.

О красоте этой, конечно, слышал слепец и мечтал о том, чтобы ее увидеть, о том, чтобы кто-то помог ему прозреть. И вот он слышит, что в этих местах появился Человек, Который по Своей милости подает исцеление всем верующим в Его спасительную благодать. Услышав в голосах толпы, что Тот, кого называют Учителем, идет на проповедь в Иерихон из Назарета, слепец стал громко кричать: «Исусе, сыне Давыдов, помилуй меня». Слепой не видел Господа, не знал, занят Он или свободен, он знал только, что совершенно необходимо быть услышанным, а для этого крикнул так, чтобы Господь услышал, и в этом крике выразил всю свою боль, страдание и нужду в прозрении.

Люди заставляли слепого замолчать и не тревожить своим недостоинством Спасителя. Но слепец вновь еще громче закричал, почувствовав сердцем, что рядом последняя его надежда на прозрение: «Исусе, помилуй мя!» И Господь не пренебрег им, услышал крик о помощи, обратил Свой милостивый взор на слепца в его униженности и отверженности. Когда слепец подошел, то Господь спросил: «Что хочешь, чтобы я сделал тебе?» «Господи, — ответил слепец, — прозреть бы мне!» «Прозри, — сказал ему Христос, — вера твоя спасла тебя». И слепой в ту же минуту стал видеть и пошел вслед за Господом, славя Бога, и все видевшие это чудо прославляли Господа. Братие и сестры!

Святое Евангелие не говорит нам, сколько лет слепец нес безропотно свой тяжкий крест, пока Господь не исцелил Его. Исцеление произошло, конечно, не потому, что он очень громко кричал, а оттого, что Исус видел душу слепца и его веру, еще не повстречав его у врат Иерехона. Господь вернул ему зрение, зная, что этим чудом укрепит душу слепца, что послужит проповеди Евангелия и укреплению веры свидетелей этого чуда.

Слепой, который сидел у врат Иерехона, знал, что он слеп, и поэтому всей душой просил прозрения. Мы же подчас слепы и не замечаем этого. Наша слепота не физическая, а духовная, сердечная, умственная, мы часто теряем Бога, не находим путь к Нему. Мы в большинстве, как иудейские фарисеи и книжники, ощущаем себя вполне нормальными и не видим, не чувствуем того, что Бог рядом. В близком присутствии Господа мы Его не замечаем, не вопием: Изведи из темницы душу мою (Пс. 141, 10), а можем вести растлевающие разговоры, ссориться, переживать душевредные чувства, думать пустые думы, бегать за покупкой многих ненужных нам вещей, предпринимать бесцельные путешествия и многое другое, что закрывает от нас Господа, лишает зрения нашу душу. Господь желает войти в нашу жизнь, ум, сердце, призывает нас, а мы не слышим этого зова, не отворяем Ему. А Он стоит безмолвно рядом, у дверей наших душ, стучит с надеждой, что мы почувствуем сердцем Его присутствие, впустим Его в свою душу, чтобы в ней, прозревшей, произошли благие перемены и свет истины наполнил ее Божией благодатию. Открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118) — эти слова нам нужно повторять от всего сердца. И Господь, подающий душевное исцеление и прозрение, приблизится к нам.

К несчастью, сегодня во многих из нас преобладает душевная слепота тех недавних атеистических времен, когда распространялось мнение, что религия, вера в Бога является признаком неразвитости или невежества. Иерихонский слепой, когда кричал, не боялся суда людского, мы же часто проявляем себя как рабы мнения окружающих — об истинных добродетелях чистоты и веры говорим со стыдом и ложной скромностью, но не стесняемся выставлять напоказ свои недостатки, такие как пьянство, ругань, нахальство, бесстыдство.

Как страшна тьма, которая окружала слепца! Этот страх темноты мы можем испытать в ночном лесу или наглухо закрытом помещении, но он может пройти, если есть надежда, что мы все же увидим свет. Вечная темнота без надежды на просветление сугубо страшна — это ужас ада, где нет возможности увидеть даже лица тех, кто мучается рядом. Все те, кто живет только для удовлетворения своих страстей, ослепленные ими, совершенно забывают о Боге, о своей душе. Они слепы, не видят опасности, не понимают, что душа их уже вмещает ад, так как Господь, говоря: Царство Божие внутри вас есть, конечно, подразумевает, что и ад с его тьмой и мучениями тоже может вселиться в душу нераскаявшегося грешника. Даждь ми зрети моя согрешения — с такими проникновенными словами преподобный Ефрем Сирин возопил к Господу. О духовной слепоте он сказал так: «Хуже всяких уз греховное ослепление; хуже оков повреждение зрения, потому что душа находится во тьме; стрегомая во узах греха, живя в непроницаемой для света темнице, не знает она, что пребывает в неведении, и сказано во псалме: Не познаша ниже уразумеша, во тме ходят (Пс. 81, 5). Апостол Павел сказал: От власти темныя престави нас в Царство Сына Своего (Кол. 1, 13), потому что человечество как бы во тьме было заключено неведением Божества.

Наша слепота заключается в том, что мы подчас не видим меру своей греховности, своего душевного падения, того мрака нелюбви, а порой и ненависти к ближнему, которые в ней царят.

Иногда, придя на исповедь, многие на вопрос: «В чем согрешил?» — отвечают: «Ни в чем. Мне каяться не в чем, я живу хорошо, не грабитель, никого не убил, не хуже других». Вот пример крайней духовной слепоты — не видеть своих грехов. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят — эту Евангельскую заповедь воплотили в своей жизни святые, которые очистили свое сердце от грехов и узрели Бога. Святые должны для нас являться примером просветленной души, прозревшего сердца, а они видели свои грехи, сокрушались об их великом числе — паче песка морскаго. Но наша беда сегодня в том, что так редки среди нас люди с духовным зрением, и еще хуже, что мы оправдываем свое греховное состояние тем, что для большинства людей это нормальное состояние, а если кто понимает и переживает свою греховность, борется с ней, то этот человек кажется вне нормы и не является для нас примером в нашей слепоте, нечуткости и мертвенности. Если присутствует рядом просветленный истиной человек, то часто он вызывает недоверие, насмешку, неприязнь. К праведникам относятся так же, как относились в свое время ко Христу или ко святым — дивились им, но считали их настолько необычными и неестественными, что стремиться последовать за ними не желали. Так и теперь порой мы слепы к пониманию путей Божиих, слепы по отношению к своим близким, к окружающим нас людям. Есть люди, которые не видят Творца, ничто не обращает их ума и сердец к Богу. Их неверие основано на каких-то «научных выводах», а, по сути, на слепоте духовной, гордости, мирских привычках.

Путь нашего прозрения, как это ни покажется странным, лежит через самоослепление. Надо закрыть глаза, чтобы отторгнуться от суеты, от вредных зрелищ и обществ, блеска золотого тельца — этого ложного бога. Воскликнем, братие, вслед за пророком: Отврати очи мои не видети суеты (Пс. 118, 37).

Один из путей нашего прозрения — это обращение взора на несчастье других людей, проявление душевного участия в их горе, сострадание к тем, кто живет, страдая от грязи душевной, превратив свои дома в тюрьмы, где вражда и ненависть, где возможны столь ужасные жестокости, как убийство детей в утробе матери. Надо нам прозреть в любви к ближним, почувствовать боль и скорбь братьев своих.

Другой путь нашего прозрения — это молитва к Богу о просветлении ослепшей души, молитва покаяния и благодарения. Как и слепого, Господь нас вопрошает: Чего хощеши? Мы вместо просьбы: Открый очи моя, и разумею чудеса от закона Твоего — подчас отвечаем: «Ничего мне не нужно, у меня все есть», или, еще хуже, говорим: «Мне только не хватает богатства, власти, славы, пьяного веселья и тысячи других вещей», но только не постоянного присутствия Господа, только не Его Царства. И потому мы так редко слышим от Господа: Прозри, что не всегда желаем с помощью Божией очистить сердце, чтобы увидеть Господа и сказать: «Просвети меня, темного, очисти падшего, освободи от сети страстей, просвети душевные мои очи, Спасе мой!» и, прозрев, воскликнуть: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи!

Иногда же, получив исцеление от душевной слепоты, мы быстро забываем о милосердии Божием, остаемся беспечны и нерадивы и можем понести за это наказание. Примером тому может служить чудо исцеления слепого во время обретения чудотворной иконы Божией Матери во граде Казани. Слепой, который до исцеления собирал милостыню на церковной паперти, получив прозрение, уже больше не мог рассчитывать на людское подаяние. Надо было трудиться, зарабатывать себе на пропитание. А он, привыкший к подаянию, которое обеспечивало ему праздность, пожелал снова просить милостыню, притворившись слепым. И что же? Слепота вновь вернулась к нему, и, как он ни молил Бога о прозрении, остался слепым до конца дней своих.

Наша слепота в том, что мы не прославляем Господа, когда все хорошо, наши глаза закрыты на милость Бога, но Он по Своему милосердию не дает нам погибнуть и порой бурей входит в нашу судьбу, чтобы сокрушить наше окаменелое сердце. Пророк Иеремия говорит: Бог не дает нам погибнуть в нашем благополучии. Он не оставляет нас, не сокрушив сердца, пребывающего в окаменелости, в слепоте и ожесточении.

Мы слепы к смыслу событий нашей жизни, не видим, как она богата и что в ней все говорит о присутствии Бога, о влиянии Его на наши судьбы, направляемые Им ко спасению. Наше призвание — стать тем новым человеком, которого явил нам Собой Исус Христос, мы призваны преобразиться благодатию Святаго Духа и, взяв крест и забыв страх смерти и себя, следовать за Господом. В Церкви мы слышим слова пророка: Просвети очи мои, да никогда усну в смерть! (Пс. 12). И Господь приближается к каждому просящему, ищущему душевного исцеления, отнимает от него всякую слепоту и заблуждение. Иерихонский слепец в чудном дерзновении получил прозрение не только очам, но и сердцу и душе и, наставляемый Духом Святым, пошел за Господом, славя Его.

Сегодня мы славим Господа в Церкви, созданной Его крестной жертвой, храним веру, которую нам заповедали наши благочестивые предки. Столь многочисленны случаи, когда душа человека, впервые пришедшего сюда, чувствует, что именно здесь ее спасение. Хочется надеяться, что благодать Божия, которая возвещается ныне в Евангелии, коснется и душ тех, кто ныне пребывает вне спасительной церковной ограды, просветит их светом познания истины. И возможно, коснется их душ молитва о просвещении заблудших: Отступивших от православныя веры и погибельными ересьми ослепленных светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольской Соборной Церкви причти.

Господь, беседуя с иудеями, сказал: Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тме, но будет иметь свет жизни (Ин. 4, 2), Еще малое время свет в вас есть, ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет. И ходяи во тме, не весть камо идет. Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете (Ин. 4, 2). Когда мы читаем Евангелие, в нашу душу входит свет, мы учимся понимать, что есть добро, которое мы обязаны творить, и есть зло, которое совершать нельзя, хотя бы и весь мир в нем погряз. Мы познаем свои грехи, в нас пробуждается совесть. Из Святого Писания мы познаем, что сотворены, чтобы жить во свете, и не должны ходить во тьме. Свет Христов просвещает всех — мы должны искать этот свет, как жаждущие ищут источник, и просить, чтобы Господь открыл его нам.

Господь говорит: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло, если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 5, 22). Господь показывает, что человеческое око не только орган зрения, оно тесносвязано с нашим разумом, отождествляется с нашим внутренним состоянием. Поэтому будем смотреть светлым оком на мир, благодарить Бога, наполняющего все во всем, за Его милость просветления.

Вернемся к началу нашей проповеди, к тому Евангелию, которое повествует о прозрении. Слепой сидел у дороги в то время, когда рядом проходил Исус. Рядом со слепым Свет, а он один во тьме. Все вокруг видят, а он не видит самого себя, и так получается, что он вне всенаполняющего и всепронизывающего света, в нем всецело господствует тьма. Но вдруг он начал кричать и тем заявил, засвидетельствовал свое желание, свой выбор, свое предпочтение света тьме. И этот крик веры был услышан, и тотчас прозрел слепец и пошел во след Исусу. Мгновенно рухнуло господство тьмы, и слепец узрел лицо Господа, оказался в полноте Света.

Так свет и тьма, спасение и погибель в этом мире находятся рядом. И достаточно оступиться, чтобы вдруг ввергнуться в греховную тьму, достаточно от всего сердца возопить к Богу, чтобы тьма рассеялась и мы оказались во Свете Господа нашего Исуса Христа, в полноте Наполняющего все во всем.

Дай Бог нам мужества и веры в прозрение, чтобы увидеть, как богата жизнь Божественной любовью, как близок нам Господь, как сияет Он славой вечности.

Дай нам, Господи, радость — радость прозреть, чтобы воскликнуть: Слава показавшему нам свет!

Поделиться: