Проповедь в Неделю 23 по Пятидесятнице

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю 23 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю 23 по Пятидесятнице

Поделиться:

Дорогие братие и сестры!

Повествование евангелиста о человеке, одержимом бесами, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией, может нам показаться далеким от нашей повседневной жизни. Но не случайно в годичном круге воскресных Евангелий об этом исцелении повествуется дважды, чтобы вновь напомнить нам о разрушительной работе вражией и силе Господа нашего Исуса Христа противостоять козням лукавого. И апостол Петр предостерегает нас, что не дремлет враг рода человеческого: Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол яко лев рыкая, ходит искии кого поглотити (1 Петр. 5, 8).

Братие и сестры! Церковь Христова подобна кораблю, обуреваемому в житейском море многими напастями и волнениями — внешними и внутренними. Христос Своим премудрым промыслом иногда попускает нам переносить бури, чтобы укреплять нас в вере.

Читаемое сегодня Евангелие предваряет рассказ о буре. Однажды Господь наш Исус Христос отправился в лодке со своими учениками по морю в страну Гадаринскую. Ночью поднялась великая буря, а Христос спал. Ученики, еще некрепкие в вере, стали взывать к Господу: «Наставниче, погибаем, спаси нас!» Он же, встав, укротил ветер и волны. Затем сказал ученикам: «Что вы так боязливы? Почему у вас нет веры?» После этого ученики в недоумении сказали друг другу: «Кто же это; что и ветер, и море повинуются Ему?» И только когда Христос исцелил бесноватого в Гадаринской земле, они поняли, что это Сын Божий, как это повествуется в сегодняшнем Евангелии от Луки.

Когда Господь, после укрощения бури, вместе со своими учениками вышел на берег страны Гадаринской, их встретил некий человек, одержимый бесами. Увидев Исуса, бес воскликнул человеческим голосом: «Что тебе до нас, Исус, Сын Божий? Пришел сюда раньше времени мучить нас». Тогда Господь спросил его: «Как тебе имя?» Он ответил: «Легион», потому что их было много. И просили бесы Господа, чтобы не посылал их в бездну, а послал их в стадо свиное, и Господь позволил им. И все стадо устремилось с крутого берега в море и потонуло. Жители ближайших селений, извещенные пастухами, пришли ко Христу и просили Его, чтобы Он ушел из их пределов. Исус Христос выполнил их просьбу и отплыл из этой страны. Исцеленный же просил Господа взять его с Собой, но Исус сказал: «Иди домой, расскажи, что Господь сотворил с тобою». Он пошел и стал проповедовать о Христе.

Человек, о котором говорится как об одержимом, был охвачен злой силой, которая завладела его умом, волей и телом. Никакие человеческие усилия не могли его укротить, он рвал все оковы, которые старались на него наложить, убегал в пустыню, где жил в гробах, то есть там, где не осталось ничего человеческого.

Порой и мы, братие и сестры, бываем одержимы темными силами, когда нас охватывает гнев. И хотя близкие пытаются нас образумить и остановить нашу вражду и злобу, но мы часто противимся этому, рвем все дружеские связи, отворачиваемся от самих близких. В сегодняшнем Евангелии мы видим, как Христос пришел к несчастному одержимому человеку и услышал от него вопрос: «Зачем ты пришел ко мне? Что общего между тобой и мной? Зачем ты хочешь мучить меня?» Исус Христос повелел этой злой, разрушительной силе отойти от человека.

Иногда, когда мы живем не в покаянии, когда грехи превышают главу нашу — нами, по попущению Божию, овладевают нечистые духи, лишают нас светлой одежды крещения, при котором мы отрекались от студных дел сатаны. Мы порой схожи с тем бесноватым, который не жил в доме, когда по своей лености и нерадению не посещаем святой храм Божий, а пребываем в гробах, то есть в своих страстях и похотях, при которых бесы овладевают нашей волей и понуждают нас творить дела беззакония. Апостол Иоанн Богослов учит: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Иоан. 3, 8). Но мы можем стать свободными от злых сил. Вглядимся в самих себя: что в нас есть такого, что делает темными наши сердца, помрачает ум, направляет нашу волю на зло, наши слова и действия делает разрушительными и мертвыми. Подойдем смиренно ко Христу в исповеди, молитве, святом Причастии в надежде на помощь Божию.

Отцы и учителя Церкви свидетельствуют, что есть царство сатаны и падших аггелов, исполненных не только ненависти к Богу, но и ко всем людям и в особенности к христианам, которым они стараются всячески вредить. Но истинный христианин должен им противостоять. Диавол всегда сообразует свои искушения с расположением души человека, которому дарована свобода выбора между добром и злом, между светом и тьмою, между Богом и велиаром. Несмотря на разные ухищрения вражии, христианские подвижники знали, когда и каким оружием оградиться от стрел диавола. Сам Спаситель говорит: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Оружием против козней диавола были также и труды телесные, молчание и терпение, смирение и упование на помощь и милосердие Божие. Вот примеры, подтверждающие, каким оружием подвижники сражались со злыми духами. Преподобный Даниил рассказывал: одного пустынника просили изгнать беса из бесноватой. Едва он пришел в ее дом, как бесноватая дала ему пощечину: пустынник по заповеди Господа, обратил ей и другую ланиту. Демон, мучимый этим поступком святого, вскричал: «Какая сила! Заповедь Исуса Христа изгоняет меня», — бесноватая тотчас исцелилась.

Преподобному Макарию египетскому дьявол признался, что ничто не побеждает его так, как смирение. Нет крепче щита и сильнее оружия против бесов в духовной брани, чем имя Исусово, учит преподобный Иоанн Лествичник. А святой Симеон Новый Богослов пишет: «Как никто не смеет приближаться к тому, кто беседует с земным царем, и прервать эту беседу; так и демоны не дерзают приблизиться к тому, кто беседует с Богом». Доколе человек пребывает в молитве и в духовном размышлении, враг не может одолеть его. Посему, братие, и мы воспользуемся тем оружием, каким сражались со злыми духами святые. Следуя их примеру, и мы сможем выйти победителями из борьбы со врагами нашего спасения — легионом духов злобы поднебесной.

Посмотрим на нашу современную жизнь, внимательно приглядимся к ее явлениям, и мы увидим, что страшный образ гадаринского бесноватого повторяется в ней в тысячах видов. Злой и коварный враг рода человеческого добился многих успехов в разрушении образа Божия в человеке — венце земных творений, который по своему совершенству малым чим умален от ангел (Пс. 8, 6). Что стало с богоподобной душой человека, созданного для вечного блаженства? Человек ныне одержим многими бесами, доведен до крайней степени унижения. Как бесноватый, «в одежду не одевавшийся», нынешние содомиты не стесняются ходить парадом в полуобнаженном виде. Господь говорит о бесноватом: «Живущий не в доме, а в гробах»; не являются ли такими гробами квартиры и дома, в которых вместо богомыслия и молитвы поселяются бесовские образы из телевидения и компьютеров?

Казалось бы, современный человек, растлившийся плотью и духом, должен немедленно приникнуть к стопам Исуса Христа с мольбой об исцелении от бесовской одержимости. Ведь достаточно одного слова Спасителя, и дух злобы оставит его навсегда. Но мы слышим: «Уйди от нас! Что тебе до меня! Умоляю, не мучь меня!» — то есть человек подобно гадаринскому бесноватому не сознает своего гибельного положения, он не желает расставаться с бесовским рабством.

Диавол сегодня действует на нас не грубой силой, а постепенно, шаг за шагом, отравляет нашу душу ядом греховных страстей, тем самым подрывая и расстраивая нашу волю. Взять, к примеру, несчастного человека, одержимого бесовским недугом пьянства. Пьяный уже одним внешним видом подобен бесноватому, так как не отдает отчета в своих поступках. Ему так же нужны сдерживающие цепи, поскольку в пьяном виде он может решиться на любые страшные преступления. Пьяница теряет всякий человеческий образ, не осознает своего бедственного положения, не желает бороться с пагубной для души страстью, ведь сказано: Пьяницы царства Божия не наследуют. Но пьянство продолжается.

Присмотримся к окружающей нас жизни. Разве не слышим мы сегодня просьбы ко Христу жителей гадаринских, потерявших свое свиное стадо: «Уйди от нас — с Твоим законом, с Твоим учением, с Твоим напоминанием о грехе и аде, уходи из нашего привычного греховного уклада жизни». В рассуждениях о современности и свободе часто слышен голос развращенного, нечистого сердца, которому невыносимо зреть Божественную чистоту и истину.

Грех всегда вступает в борьбу со святостью, плоть пытается поработить душу, то есть, иначе говоря, грех и плоть пытаются изгнать Христа из своих пределов. Когда в покаянном молении апостол Петр сказал: Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный (Лк. 5, 8), то он сделал это из-за сознания своего недостоинства, не смея приблизиться к святости Исуса Христа, а лишь желая издали благоговейно взирать на Него, ударяя себя в грудь, как мытарь, стоя поодаль и трепетно и слезно каясь в грехах. Гадаринским жителям не хотелось менять греховную жизнь, в которой стало привычным явное беззаконие — разведение свиней вопреки закону Моисееву, а хотелось удалить от себя Христа, навсегда забыв о Нем, чтобы служить земным страстям и греховным привязанностям — этим гадаринским свиньям. Им нежелательно пребывание святости Христа рядом с ними, это вносит беспокойство в их духовный сон. Им не нужно Слово Божие, напоминающее о совести и о возмездии за грех, о законе Божии и чистоте духовной. Нет, им лучше жить со свиньями, чем со Христом, отсюда такая оскорбительная для Господа просьба гадарян: «Уйди от нас!» По сути, эта просьба видна в настроениях, действиях многих современных людей.

Наше спасительное пристанище у всех на виду — это Церковь Божия, и всякий желающий может получить в ней душевное здравие, покой и спасение. В Книге Притч сказано: Премудрость Божия созда Себе Храм и взывает — кто не безумен, иди ко мне (Притч. 9, 1).

Вера есть выражение здорового состояния души. Пламенная и твердая вера в Бога есть естественное, спасительное состояние нашей души. Да, она нелегка, это одновременно дар Божий (Гал. 5, 22) и человеческий подвиг. С другой стороны, неверие или маловерие — неестественное явление, это недуг души, недуг нравственный, преступный по отношению к воле Божией. Неверие гибельно для души.

Мы видим сегодня, что после эпохи безверия и атеизма в XX веке, после духовных блужданий, после дерзких вызовов Богу, после самонадеянных заявлений о вере в человека и его разум — многие современные гадаряне, в свое время отвергнув Бога, возвращаются к Нему в тоске и отчаянии, с духовной жаждой. Сегодняшний человек, как евангельский блудный сын, после атеистического духовного голода на стране далече, где он пас свиней и кормился с ними из одного корыта, после мучительной пустоты и тоски по Отцу желает вернуться в отчий дом, чтобы, подобно исцеленному бесноватому, сидеть у ног Христа. А тем, кто исцелился от бесовского неверия, Первосвященник наш Исус Христос повелевает пребывать среди современных еще не исцеленных гадарян, чтобы им возвещать словом и делом силу и славу Спасителя.

Да поможет нам Бог исцелиться от греха и пребывать в вечном общении со Христом, славя и благодаря Его за безмерное к нам милосердие.

Поделиться: