Проповедь в Неделю 24 по Пятидесятнице

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю 24 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю 24 по Пятидесятнице

Дорогие братие и сестры!

Часто в горе и скорби мы обращаемся с просьбой о помощи к Богу, ибо, находясь в довольстве и телесном здоровье, мы мало склонны думать о своей душе, о спасении, о благодарении Бога. Вот почему Господь Своим премудрым промыслом посылает нам подчас тяжкие испытания в жизни, чтобы мы вспомнили и уразумели, что всем управляет Бог, призывая нас в разум истинный приитии обрести веру ко спасению. Каждый раз, когда Бог откликается на нашу просьбу о помощи, сердце наше наполняется благодарностью и радостью, что Бог по Своей любви и милосердию услышал нас. Но порой, по прошествии времени, мы забываем об этом, и наша вера ослабевает. Евангельское чтение нынешнего воскресного дня дает нам два примера веры в помощь Спасителя, по которой совершены чудеса: воскрешение Господом дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины.

Напомню содержание этого Евангелия.

Когда Исус Христос оставил Гадаринскую землю, жители которой изгнали Его, Он переплыл на другой берег Тивериадского озера, где собралось множество людей, желающих услышать Его поучения. В это время подошел к Нему начальник синагоги по имени Иаир, припал к ногам Спасителя и просил исцелить его единственную двенадцатилетнюю дочь, которая была при смерти. Исус тотчас пошел в дом Иаира. По дороге за Ним шла большая толпа народа, в которой была и женщина, двенадцать лет страдавшая тяжелой болезнью кровоточивости и истратившая на лечение все свое состояние, но никто не смог ей помочь. Услышав о Спасителе, она преисполнилась верой: если хотя бы прикоснется к краю одежды Его, то исцелится. По закону того времени, женщина, страдающая этой болезнью, считалась нечистою и ни с кем не должна была общаться. Но эта женщина имела такую веру в Исуса Христа, что решила нарушить запрет. Вера ее была не тщетна: прикоснувшись, она тотчас выздоровела. Христос остановился и обратился к народу с вопросом: Кто прикоснулся ко Мне? Все молчали. Конечно, Господь знал, кто прикоснулся, но спросил об этом для того, чтобы обнаружить веру этой женщины в назидание окружающим. Апостол Петр сказал Господу: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Господь сказал: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я почувствовал силу, исшедшую из Меня. Тогда женщина, видя, что ей не утаиться, с трепетом, пав перед Господом, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. По закону иудеев она совершила преступление, так как была нечиста, и потому она со страхом ожидала осуждения и наказания за свой поступок. Но милосердый Господь успокоил ее словами: Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя; иди с миром и будь здорова от твоей болезни (Мк. 5, 34).

Когда Господь говорил это, из дома Иаира пришли и сообщили, что дочь его уже умерла, сказав: Не утруждай Учителя. Но Христос, услышав это, сказал Иаиру: Не бойся, только веруй, и спасена будет и пошел к нему. В доме Иаира все плакали и рыдали об умершей, но Господь сказал: Не плачьте, она не умерла, но спит. Смерть девицы была настолько очевидна для окружающих, что они даже стали смеяться над Исусом. Господь не позволил остаться в доме никому, кроме учеников: Петра, Иакова, Иоанна, отца и матери девицы. Подойдя к телу усопшей, Он взял ее за руку и повелел: Девица, тебе говорю, встань! И возвратился дух ее, и она тотчас встала по слову Господа. Он велел дать ей есть, дабы убедить окружающих в истинности воскрешения. Чудо поразило родителей, но Христос повелел не рассказывать народу о происшедшем, возможно потому, что это для них было бы бесполезно, они все равно бы не поверили, а стали бы опять смеяться и требовать доказательств чуда.

Какие уроки мы можем извлечь из нынешнего Евангелия? В рассказе о кровоточивой женщине и дочери Иаира мы видим, как Бог, став Человеком, ходил по земле. Божия любовь и милосердие отзывались на всякую нужду человеческую: голод, болезни, горе и смерть. Когда знатный и богатый начальник синагоги Иаир в тревоге и душевной боли за умирающую дочь смиренно обратился к Господу, Христос, зная его веру, сразу отозвался на его душевное страдание. Господь оставил все, чем был занят, чтобы пойти к умирающей. В Евангелии Господь говорит: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15). Вот пример для нас: встретил нужду, услышал крик о помощи, о душевной боли — иди, оставь все личное, чем ты занят, иди, потому что ты кому-то нужен.

Далее из нынешнего Евангелия мы можем извлечь ту истину, что только верующий может получить помощь от Господа. Аще что можеши веровать, — говорит Господь, — вся возможна верующему (Мк. 9, 22). Нет такой скорби, нет такой беды, какую бы не мог уврачевать всемогущий Господь. В каком бы тяжком положении мы ни находились, нам не следует унывать и отчаиваться, а надо надеяться на силу и милосердие Господа, Который сказал: Призови Мя в день печали твоея, и избавлю тя, и прославиши Мя (Пс. 49). Вера — это дар Божий. Сами апостолы молились: Господи, приложи нам веру (Лк. 17, 5). Веруя, мы должны всем сердцем обратиться к Господу, довериться Ему, смириться под Его крепкую руку, иметь непоколебимую надежду на спасительный Промысел Божий.

Как порой мы похожи на тех людей, которые окружали умершую. Сам Господь пришел и говорит: она не умерла, она уснула. Но далее сказано, что люди «знали», что она умерла, и смеялись словам Спасителя. Пока она была больна, можно было надеяться на чудо, думали они, но теперь она умерла, и смешно говорить о том, что есть надежда на жизнь. Так бывает и с нами. Господь жил, умер и воскрес. Он нам говорит, что смерть временна, подобна сну, что за временной земной жизнью стоит вечная жизнь, в которой продолжают жить души, а затем и воскресение тела в день славного Второго пришествия Исуса Христа. А мы продолжаем говорить: «Он умер, она умерла». Апостол нам говорит: Я не хочу, чтобы вы были без надежды, как прочие, не имеющие упования (1 Фес. 4, 13). Мы же эти слова слушаем и, все равно, часто безутешно плачем и «знаем», что перед нами лежит человек, который умер. И хотя Господь воскресил умершего четырехдневного Лазаря, уверяя нас, что есть воскресение, мы все равно «знаем», что есть смерть, и не верим, что есть вечная жизнь. Нам страшна очевидность смерти, которая нам закрывает веру в жизнь вечную.

Но для Христа смерти нет — есть жизнь, и есть успение. Евангельский рассказ о том, как ожила дочь Иаира — это утверждение жизни против смерти, светлой надежды против мрачной очевидности, животворящей веры против убивающего неверия. Всем сердцем доверимся Господу, и в душе нашей отзовется Его уверенный голос: Не бойся, токмо веруй, узриши славу Божию (Ин. 11, 40).

Братие и сестры! Как часто в искушениях у нас колеблется вера. Как часто при виде препятствий, неудач, противодействий нашим благим намерениям мы готовы отчаяться, оставить начатое благое дело. Пусть же укрепляет нас сегодняшнее евангельское слово: Не бойся, только веруй! Всегда надо уповать на милость Спасителя нашего, помня Его слова: Просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте, и отверзется вам, всяк бо просяи приемлет, и ищаи обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7, 8).

Молитва Иаира за умирающую дочь — это пример молитвы за ближних. Мы должны молиться и о своих родственниках, друзьях, о всех близких и дальних, о живых и усопших. Христиане в Церкви связаны благодатию Святаго Духа крепкими узами любви по слову апостола: И вы тело Христово (1 Кор. 12, 27);  ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12, 13). И даже когда мы молимся наедине, мы должны понимать, что молимся вместе со всей Церковью. Наша молитва сливается с потоком других молитв наших братьев одноверцев. Потому Господь заповедал нам молиться, говоря: Отче наш, а не Отче мой, то есть молиться от лица Церкви, а не только от себя.

Случается же, что люди, не имея истинной любви к ближнему, отворачиваются друг от друга, говоря: «Этот человек для меня умер, умерла дружба или любовь». Господь нам говорит — это все только уснуло, только таится, но живет; мы же не верим и говорим: «Я знаю — все умерло, все засохло до корня». Христос притчей о сухом дереве, которое три года выхаживали, пока оно не ожило, напоминает нам, что любовь и жизнь не умирает, что все может воскреснуть по Его слову. Не верьте, когда говорят: «Все потеряно». Бывает, что нам окружающие уныло говорят: «Мы знаем, ничего сделать нельзя, зачем напрасно трудиться, пытаться помочь — этот человек умер душевно, его не исправишь». Вспомним тогда слова Спасителя: «Этот человек не умер — он только спит», душа его задремала, уснула и замерзла. Но если Бог скажет живое слово, и мы придем на помощь с любовью — она проснется! И это слово сострадания призваны сказать мы, а не кто-то другой.

И еще из сегодняшнего Евангелия мы можем понять, каким образом можно получить исцеление от наших недугов. В Евангелии идет речь о телесных недугах — о болезни девочки, о кровоточивой женщине. Обратим внимание, что в том и другом случае говорится о двенадцати годах болезни. Возможно, что одинаковое время пребывания в болезнях говорит об общей их основе — так свойственных людям душевных недугах.

Душа наша больна грехом, порой она мучается в этих грехах, как кровоточивая, иногда она становится близка к смерти, не получив исцеления, которое возможно — в этом убеждает нас Евангелие. Иаир и болящая женщина пришли и пали к ногам Исуса. Они смирились перед Ним и просили Его, имея глубокую веру. Женщина даже не смела просить, а просто веровала, что если прикоснется, то исцелеет. В своей смиренной молитве кровоточивая женщина не произнесла ни одного слова о своем исцелении, а лишь серцем поверила, что Господь ее услышит и поможет. И действительно, в этой безмолвной молитве она была услышана. И Господь исцелил ее, зная эту веру, поэтому и сказал: Вера твоя спасла тебя, иди с миром. И если мы так же будем к Богу припадать, смиряясь перед Ним, и просить у Него с твердой верой: «Господи, очисти меня от грехов», то Господь, несомненно, исцелит и нашу душу.

Бывает так, что болезнь греха мы в себе не ощущаем. Настолько душа наша срослась с грехом, что уже не различаем, где наша бессмертная душа, а где грех. Но слово Господа порой касается нашего сердца, и оно оживает — просыпается совесть и стыд, человек понимает, что в грехе он идет против Бога. Голос совести начинает звучать все громче, и человек начинает видеть и замечать все больше и больше своих грехов и, как слепой, прозревает. Бывает так: человек замечает, что когда был дальше от Церкви то, как ему казалось, был лучше, а стал ближе — стал вроде бы хуже. Дело в том, что раньше этот человек не видел в себе многих грехов, а теперь видит все больше и больше, как при ярком свете мы видим даже малую грязь на своей одежде.

Часто на исповеди мы из года в год каемся в одних и тех же грехах и снова повторяем их. Иаир и кровоточивая женщина были, может быть, не менее грешны перед Богом, чем мы, но они хотели исцеления и просили помощи Господа — и получили ее, а мы порой не хотим избавиться от грехов, то есть избавиться от вечной смерти. И хотя мы знаем те привычки и обстоятельства, которые препятствуют нашему спасению, нам их подсказывает совесть, но все же грех нам настолько привычен и привлекателен, настолько близок и сладок, что мы забываем о Царствии Небесном. Умом мы понимаем, сознаем нашу греховность, иногда каемся в грехах на исповеди, но на деле у нас, оказывается, нет твердого желания от них избавиться, не хватает решимости, твердости воли. Мы сами себя ублажаем и снисходительно прощаем. А ведь мы можем в молитве обратиться к Господу с просьбой: «Господи, я ненавижу грех, я хочу от него избавиться, помоги мне». И если после такой горячей молитвы из глубины души мы прикоснемся к Господу во Святом Причастии, то Он нас исцелит Своею благодатию.

Бывает, что мы только называем свои грехи на исповеди, но это не есть истинное покаяние, а только перечисление своих грехов. А грех остается в нашей душе, и тогда мы причащаемся только себе в суд и осуждение. Поэтому апостол Павел говорит: От того многие из нас немощны и больны, и немало умирает (1 Кор. 11, 30). Истинное покаяние — это изменение всего строя жизни, мыслей, привычек, привязанностей. Если бы мы так действовали, имея сильное желание, то исцеление происходило бы мгновенно, как у кровоточивой женщины. Вот к этому мы должны стремиться. А мы, может быть, более стремимся к внешнему благополучию, чтобы не болеть, быть обеспеченными, жить в довольстве и комфорте, жить увлекательно и весело. И поэтому проходят годы, и мы тратим время, не обращаясь к Богу, терпя лишения и душевные страдания, тратя свое имение на врачей и «двенадцать лет» и более не хотим припасть к Господу в надежде на исцеление.

Христианство, в отличие от других религий, — это мучительная и суровая борьба с грехом, вырывание его из своей души, это страдание, добровольно принятое на себя, это узкий путь нравственного преображения, стремление из грешника стать святым. Христианство требует жертвы и подвига, не случайно мы поклоняемся кресту — это образ распятия, пролития крови, страдания, но в тоже время по своей слабости зачастую мы стремимся к спокойной, безмятежной жизни и хотим избежать страданий. Но если нет желания бороться с грехом, то нет настоящего покаяния, смысл которого в горячем стремлении исправиться, очистить и излечить свою душу от грехов.

Братие и сестры! Если постоянно просить Господа об исцелении души, так же сильно и горячо, как Иаир о своей умирающей дочери и как кровоточивая, желавшая избавиться от своей многолетней болезни, то Господь подаст исцеление, потому что Он неизменен в Своем желании исцелять по нашей вере, как сказано в Священном Писании: Исус Христос вчера, и днесь, Той же и во веки (Евр. 13, 8), поэтому будем просить Его милости в исцелении нашей души, как учит нас сегодняшнее Евангелие.

Поделиться: