Проповедь в Неделю 19 по Пятидесятнице

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю 19 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю 19 по Пятидесятнице

Дорогие братие и сестры!

Сегодняшнее Евангелие от Луки дает нам живое и ясное представление, каким должен быть христианин, и нам полезно чаще останавливать свое внимание на этом наставлении. Если мы хотим быть детьми Бога Живаго, Кого мы в молитве называем Отче наш, то есть своим Отцом, то мы должны от Него научиться, может быть, самому трудному — любить и творить добро ближним, не ожидая ответного добра.

Кто из нас может похвалиться, что он обращается к Богу бескорыстно, не прося Его о чем-то для себя; кто из нас может сказать, что он от всего сердца дает просящему необходимое, не рассчитывая что-то получить взамен?

Вспомним братие, что Бог все нам дает щедро и даром, не ожидая ничего Себе в ответ, кроме того, что мы этими дарами должны воспользоваться на благо себе и поделиться безвозмездно с ближним.

Простое и мудрое правило дает нам Господь по Своей милости в сегодняшнем Евангелии: Якоже хощете да творят вам человецы; и вы творите им такожде. Любите враги ваша, будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 31).

Эти слова Христовы в своей простоте дают высокое нравственное наставление, как жить по закону Божию. Господь наш Исус Христос в назидание своим ученикам, посылая их на проповедь, где их часто ожидали вражда, гонения и мучения, дает им наставления, чтобы они не мстили оскорбителям и мучителям.

Якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде. Это наставление Господа не требует особых разъяснений. Чего вы желаете себе, того желайте и другим, и напротив, чего себе не желаете, того не желайте и не делайте другим. Еще в Ветхом Завете мудрец говорит: Кто роет яму другому, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею (Сир. 27, 29).

Хотите, чтобы с вами поступали хорошо — так же и вы поступайте со всеми. Желаете, чтобы вас другие не обижали — и вы никого не обижайте. Желаете, чтобы вам другие помогали — и вы помогайте другим.

Часто в жизни мы забываем эти простые и важные истины, которым нас учит Господь: Не судите, и не судимы будете; не осуждайте, и не осуждени будете; отпущайте, и отпустится вам; дайте, и дастся вам; тою мерою, какой мерите — возвратится вам (Лк. 6, 37). Все это так понятно и вполне возможно исполнять при помощи Божией.

Если мы будем стараться творить добро ближним, то, конечно, должны понимать, что нам не все ответят тем же, так как не каждый человек придерживается этого правила. Но если мы хотим достичь Небесного Царствия, то должны так всегда поступать, иначе будем согрешать, то есть нарушать волю Бога. Многие говорят: я человек добрый и никогда никому плохого не делаю, а тех, кто мне делает зло, я презираю или вообще не замечаю. Но это еще не христианское поведение, так как Господь говорит, что, если ты хочешь быть христианином, ты должен делать добро не только тому, кто тебе добро делает. Мы должны творить добро всем, не ожидая ничего взамен, быть ко всем милосердными, как Отец наш Небесный, Который нас, грешных, нарушающих Его заповеди, терпит и даже дает нам многие блага. И мы должны поступать так, как и Бог, по своему благоволению, поступает по отношению к нам. Независимо от того, хорошо ли к нам относится человек или плохо — мы не должны отказывать ему в любви и милосердии. Евангелист Лука передает слова Христовы: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые делают вам добро, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же (Лк. 6, 32).

И если человек в жизни старается не делать ближнему того, чего не хочет, чтобы сделали ему; старается, как бы это ни было трудно, угождая Богу, жить по Его заповедям, а не по своей прихоти и представлениям; стремится победить зло, которое порой пребывает в нашей душе: желание мстить, раздражение, — то душа его постепенно освобождается от злой воли, становится чище, согласуется с волей Божией, сподобляется благодати небесной, а значит сможет достичь Царства Небесного, ибо Царство Божие внутрь вас есть(Лк. 17, 21).

Господь, по Своему человеколюбию и милости, вложил в человеческую природу сознание того, как надлежит поступать, чтобы спасти свою душу. Святитель Григорий Палама пишет: «Желание быть любимым всеми и от всех видеть добро, как и от нас самих воздавать тем же, естественно возникает у всех нас; следовательно, желать делать добро и ко всем иметь благорасположение, как и в отношении себя видеть то же, является врожденным в нас чувством, потому что и созданы мы все по образу благаго Бога». Но грех умалил и испортил в нас любовь к ближним. Потому Господь, обновляя наше естество, призывает нас вновь к благодати и любви, дабы быть Ему подобными, и посему говорит Свое пророческое слово: Якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде.

В первую очередь, мы как члены Христовой Церкви должны стремиться проявлять любовь и милосердие друг к другу. Все мы, христиане, одно тело Христово, и если бы члены нашего тела не пожелали взаимно помогать друг другу, то, несомненно, оно бы погибло. Так и наше взаимное отношение можно тогда назвать христианским, когда оно основано на любви и взаимной помощи.

Христианская любовь должна быть несравненно выше обыкновенной, житейской, человеческой. Мы все дети Отца Небесного, искуплены бесценной кровию Спасителя, наделены дарами Святаго Духа, все члены одной семьи — Церкви Христовой, направляющей к Небесному Царству. В этой семье не должно быть места вражде и ненависти, зависти и ссоре, даже просто недружелюбному обращению. Надо подражать христианам первых веков, когда, по слову апостола, у всех христиан было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32).

Каждое доброе дело будет вознаграждено, обещает нам Господь. Святитель Григорий Палама пишет: «Когда ты делаешь добро делающим тебе зло и даешь тем, которые не возвращают долга, не считай, что твое имущество зря погибло: потому что ныне время посева добрых дел, а время жатвы принадлежит будущему веку. Потому, кто сеет здесь, тот пожнет там, при этом с величайшим прибавлением».

Но когда добрые дела мы делаем только напоказ, а не ради угождения Господу, они не приносят нам душевной пользы, так как имеющий вознаграждение за добрые дела здесь, в этой жизни, лишает себя вечной небесной награды от Бога в Царствии Божием. В Евангелии также сказано, что, если кто напоказ дает милостыню, или молится, или постится, тот уже получает награду свою от людей в виде одобрения или удивления и не будет иметь награды от Господа. А если хочешь, чтобы все это было для Бога, то, когда творишь милостыню, пусть даже левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 6). Вспомним житие святителя Николы, который, не желая получить похвалу от людей, а только от Бога, ночью крался по улице, чтобы подбросить в окно нуждающимся узелок с золотом.

Обратим, братие и сестры, наше внимание на заповедь о любви к врагам. Прежде всего, нам нужно знать, кто наши истинные враги. Святые отцы учат, что у нас есть только духовные враги, а не плотские. Несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным, — говорит апостол (Ефес. 6, 12). Мы должны смело выходить на духовную брань против наших врагов — бесовских полчищ, укрепляясь мыслью о помощи силы Божией, прибегая к Его могуществу против козней дьявольских. Пророк Давыд говорит: Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящие ми злая (Пс. 34).

Но мы порой считаем врагами тех, кто сделал нам житейскую неприятность, нас чем-то обидел, с кем мы ссоримся и бранимся. От этих людей мы порой отворачиваемся с презрением, не делаем им добра, отвечаем обидой на обиду. Но если мы делаем добро не всем и милостивы не для всех, то мы не можем называться учениками Господа, Который благ на безблагодатныя и злыя (Лк. 6, 35).

Братие и сестры! Если мы обратимся к историческому послераскольному пути древлеправославной Церкви, то можем понять, что гонимые более трехсот лет старообрядцы выполняли заповедь Исуса Христа, не воздавали злом и местью за причиняемое им зло и со смирением переносили тяжкие гонения со стороны властьпредержащих. Сколько унижений и издевательств претерпели за сохранение древлеистинной православной веры старообрядцы, сколько было разорено гонителями молелен, уничтожено старопечатных книг и древних икон! Но, несмотря на все гонения, старообрядцы не доказывали свою правоту силой, а лишь творили молитву за ненавидящих и обидящих и, укрепляясь помощью Божией, воздвигали на новых местах свои моленные вместо разрушенных. Говоря о христианском терпении, можно привести слова А.И. Солженицына, который называл гонения на старообрядцев «потеснением и разгромом устоявшегося древнего благочестия, угнетением и расправой, жестокими пытками, изгнанием за тысячу верст их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных, древлеправославных христиан…»

Господь наш Исус Христос даже на Кресте в незлобии молился за распинателей: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят. Посему, братие, будем ненавидеть и презирать только грех и насадителя его — дьявола, а наших обидчиков будем исправлять духом кротости и смирения, терпения и милости, ибо обещано Господом: Блажени милостивии, яко тии помилованы будут (Мф. 5, 7). Святые отцы терпение и смирение к обидчикам определяли как великую духовную ценность. Находясь в спокойствии и смирении, они во время обид и поношений стремились на зло отвечать добром, зная, что тогда зло прекратится, и учили, что не надо опасаться зла от тех, которым мы на зло отвечаем добром, за которых молимся, так как Бог обращает их зло в добро, а надо бояться тех, которых мы сами не любим — зло их может принести нам беду!

Преподобный Ефрем Сирин учит: «Прогоняющий от себя дух гневливости и раздражения далек от войны и мятежа, всегда спокоен духом, весел лицом, здрав умом и есть обитель Святаго Духа. Кроткий, если и обижен, радуется; если и оскорблен, благодарит; гневливых укрощает любовью; принимая удары, не мятется; когда с ним ссорятся, спокоен; не уязвим чужою гордынею; в унижениях радуется, со всеми мирен, начальству покорен, на всякое доброе дело готов, чужд лукавства, не знает зависти… Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни».

По сути, наша христианская жизнь на земле — это училище любви и милосердия, подготавливающее нас для жизни в вечности. Невозможно жить так, чтобы нас все любили, так как не могут все любить стремящихся жить по заповедям Божиим, но нам надо стараться любить всех. Кто-то может сказать, что есть такие люди, которых любить нельзя, но тогда и в рай войти нельзя, так как там нет места вражде. Великое дело, братие и сестры, не давать в душе своей места злу и вражде; непрестанно побеждать зло добром, ибо безрассудно и гибельно усиливать зло злом и, так сказать, подливать масла в огонь. Зло и вражда есть величайшее бедствие, несчастие рода человеческого, о котором надо сожалеть и которое надобно искоренять добром, любовью, благотворением и молитвой за обидчиков.

Мы, христиане, как чада Божии имеем неоценимое преимущество в дарованной нам от Христа благодати и силе на всякое добро, но от нас справедливо требуются и благие дела, достойные чад Божиих. По слову апостола, мы должны быть святы, как свят Господь Бог наш (1 Петр. 1, 16). Будем усердно молиться, чтобы Господь помог нам исполнить великую заповедь о любви к ненавидящим и обидящим нас, будем употреблять постоянные усилия, чтобы быть достойными, хотя бы отчасти, взаимной любви Христовой!

Поделиться: