Проповедь в неделю 9 по Пятидесятнице

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в неделю 9 по Пятидесятнице

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в неделю 9 по Пятидесятнице

Вспомним, братие и сестры, сегодняшнее Евангелие и подумаем о том, чему оно нас учит. Господь вечером того дня, когда совершил чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, повелел своим ученикам войти в лодку и отправиться на другую сторону Генисаретского озера, а Сам удалился на гору помолиться. Когда ученики отплыли от берегов Вифсаиды, настала ночь и подул сильный ветер, лодку било волнами. Вот уже наступала четвертая стража, то есть время рассвета, но буря продолжала свирепствовать с необычайной силой. И хотя многие из апостолов были опытные рыбаки, но они уже стали терять надежду на спасение. В это время они увидели в предрассветном тумане Исуса Христа, идущего к ним по морю, как по суше. Ученики испугались, подумали, что это призрак, и от страха закричали. Тогда Христос заговорил с ними: Не бойтесь, это Я. Не сразу пришли в себя ученики, не сразу поверили увиденному, а Петр сказал Господу: Если это Ты, то повели мне прийти к Тебе по водеИди, — ответил ему Христос. И Петр вышел из лодки и пошел навстречу Христу, яко по суху, но, испугавшись сильного ветра и устрашившись волн, начал тонуть и взмолился: Господи! Спаси меня! Исус тотчас простер руку, поддержал его и сказал с укором: Маловерный, зачем ты усомнился? И когда они вошли в лодку, опасность миновала, ветер утих и буря прекратилась, бывшие в лодке возрадовались, подошли к Исусу Христу, поклонились Ему и сказали: Истинно Ты Сын Божий! И они, переправившись через озеро, прибыли в страну Генисаретскую.

В изложенном евангельском чтении заключается глубокий смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики целую ночь боролись с бурей, с Церковью Христовой, море с миром, бурю с гонениями на Церковь. В этой лодке, по сути, пребывала вся зарождающаяся христианская Церковь. Достаточно было налететь одной большой волне, и все погибли бы в воде. Но Христос никогда не оставлял Свою Церковь и всегда приходил к ней на помощь, хотя и подвергал веру христиан испытаниям, но когда наставала крайняя необходимость, то не замедлял являться к ним для спасения, подавал руку помощи.

Корабль Церкви Христовой, который плавает в житейском море, обуреваем, как волнами, многими испытаниями и напастями. Христос Своим премудрым промыслом иногда попускает страдать Своему кораблю, это мы видим воочию из истории нашей Православной Старообрядческой Церкви.

Более трехсот лет беды и напасти обуревали нас, и Христос в это время уподоблялся как бы дремлющему кормчему. Сколько было пролито слез, сколько сердечных молитв вознесено нашими предками к Богу, в которых часто повторялись слова святаго псалмопевца Давыда: Доколе Господи, забудеши нас до конца? Но Всесильный и Милосердный Господь не до конца прогневается, ни в век враждует, не посылает бед и скорбей сверх человеческих сил, но преложил печаль на радость, помиловал уповающих на него. И ныне мы пользуемся миром, тишиною, спокойствием и свободой, которые Господь посылает, по Своему милосердию, для нашего спасения.

Нынешнее Евангелие учит нас мужеству и неустрашимости, вере без сомнений:в трудных обстоятельствах жизни, в опасностях и несчастьях пребывать в той уверенности, что Господь всегда с нами. Он не попускает нам испытания выше нашей силы, не допускает безвременной гибели уповающим на Него. Так, братие, и мы испытываем в жизни в разной степени бурю бед и скорбей; как волны моря, нас захлестывает суета и житейские напасти, страсти и дьявольские козни. Но те, кто всем сердцем уверовал в Господа и стремится к единению с Ним, тот ничего не боится, по уверению псалмопевца Давыда: Господь просвещение мое, и спаситель мой, кого ся убою? Господь защититель животу моему, от кого ся устрашу? Аще ополчится на мя полк (бесовский), не убоится сердце мое, Аще восстанет на мя брань (демонская), на Него уповаю (Пс. 26). Вот сколь дерзновенна и мужественна неустрашимая надежда на помощь Божию для верующих и любящих Его!

Сегодняшнее евангельское чтение о буре на море — это рассказ не только о том, что когда-то во время жизни Христовой случилось на земле. Это повествование о всякой буре: о буре в истории, о семейных бурях, о каждой буре, которая часто зарождается и свирепствует в нашем сердце, в нашем уме… Когда случается такая буря, нам не надо пугаться, а надо помнить, что в самом страшном месте, где со своей разрушительной силой встречаются нам силы зла, там стоит Христос, и все злые силы разбиваются о Христа, как волны о скалу. Господь нам дает уверенность и спокойствие выдержать любую бурю, лишь бы мы не испугались, не потеряли Его из виду, в любой буре не потеряли надежду и веру. Христос по нашему зову возьмет нас за руку и приведет сначала в ладью, которая может служить нам временной защитой, а затем выведет и на твердый берег спасения. Так было, когда Христос жил на земле; это относится и к нашему времени, ибо Христос тот же и раньше, и теперь, и во веки веком — Он с нами во всех бурях до скончания века. Христос вошел в лодку, и ветер утих; точно так же Господь — начальник тишине — вселяется в нас, и бурные волны страстей и искушений утихают, и мы обретаем в нашей душе покой от ощущения близости Бога, в Котором наша надежда и упование.

Также в Евангелии говорится о дерзновенной просьбе апостола Петра — прийти по воде к Господу, на которую дано Петру изволение Божие. Господь видел веру и любовь к Нему Петра. Но эта вера еще не утвердилась, и, как только она ослабела и Петр усомнился в чуде, он стал тонуть. Твердой должна быть наша вера в Царство Божие, ведь тверд тот Камень, Который лежит в основании спасительной Церкви, и мы можем без боязни идти по Нему, как по мосту нашего спасения через бездну погибели, и быть уверенными в том, что Господь направит нас и что Его животворящий Крест будет нам всегда опорой. Дивно было апостолам, что Господь шел по воде яко по суху, нарушая законы природы. Чудесно и невообразимо для нас, когда подвижники благочестия, следуя по стопам Христа, исполнялись твердой верой и упованием на Господа, практически становились бестелесными и чудесным образом ходили по водам, как Марья Египетская, или, как святитель Стефан Пермский, входили в горящий дом, являя всем свою веру и надежду на покровительство силы Господней. Так и наша молитва, когда мы молимся с верой, упованием и усердием, доходит до Бога и бывает благодатна. Но как только мы забываем о присутствии Божии, увлекаясь посторонними мыслями и заботами, то молитва наша гаснет, и мы чувствуем колебание душевное и утопание во грехах. Потому и нам, как апостолу Петру, надобно чаще обращаться к Господу, когда мы утопаем в волнах житейского моря: «Господи, спаси мя, погибаю!» — и Господь никогда не оставит нас. Господь спасает всех молящихся Ему и искренне кающихся, утишает бури греховные, вселяя тишину в наши помыслы и чувства.

В житейском море для испытания нашей веры Господь попускает нам различные искушения. Посему Иаков, брат Господень по плоти, говорит: Всякую радость имейте, егда во искушения впадаете различныя (Иак. 1, 2), потому что благодаря стойкости в искушениях мы укрепляемся и становимся более испытанными перед лицом Божиим. Да, искушения порой связаны с большим трудом и страданиями, но они делают нас совершенными в Боге. Как пишет святой Григорий Палама: «Делание добродетели зависит от нас и находится в нашей власти, а впасть в искушения не от нас зависит. Поскольку без искушений не бывает и совершенства, не обнаруживается вера в Бога, то поэтому человек, стремящийся к совершенству веры, впадая в искушения, пусть радуется и этим получает совершенство. Искушения, нападая и на несовершенных, делают их совершенными». Потому Господь понудил учеников переплыть бушующее море, чтобы те, которые были несовершенны в вере, вследствие постигшего их бедствия получили пользу в укреплении своей веры. Истинно говорит Апостол: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, примет венец жизни(Иак. 1, 2), и в другом месте: Пострада сам и искушен быв, может и напаствованным помощи (Евр. 2, 18). Искушения приходят к нам через скорби и болезни, через безчестие и бедность, но более опасны те искушения, что приходят к нам через удовольствия и пресыщение, через славу и богатство. Бывает, люди поносят искушения, боятся их, и впадают в отчаяние, вплоть до самоубийства. Но нам, христианам, надо помнить, что Бог никого не искушает, и если человек добровольно впадает в зло и грех, то подвергается нападению вражию, как говорит апостол: Каждый искушается от своей похоти влеком и прельщаем, ибо похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть (Иак. 1, 14). Поскольку грех есть разлучение души от Бога и вечная погибель, то будем бежать, братие, такого искушения, находящегося в нашей власти, будем скорбеть, когда увидим себя впавшими в грех, будем избавляться от него покаянием. Посему святой Григорий Палама учит: «Особенно не скорбите относительно тех искушений, которым надлежало бы радоваться, то есть от материальных напастей, от плотских невзгод, но старайтесь освободиться от чувственных невзгод, от греховного, душевного ущерба». Ибо почему у нас жизнь стала мучительной и многострадальной, исполненной борьбы и бедствий? Не от того ли, что вследствие преступления заповедей мы ввергли себя в искушение, в грех.

Будем же скорбеть о своих грехах больше, чем о находящих на нас бедствиях. Будем, братие и сестры, иметь веру твердую и непоколебимую, такую, которая и горы переставляет и укрепляет нас в напастях и бедствиях, взывая Господу: Возлюблю Тя Господи крепости моя, Господь утвержение мое, и прибежище мое, и избавитель мой! Научимся во всех бедах и искушениях не отчаиваться, а обращаться к Христу, твердо уповая на Его помощь, веря, что Он не оставит нас, помилует и в Своем спасительном корабле — Святой Церкви — введет в вечный покой в Царствии Небесном.

Поделиться: