Главная Митрополит Проповеди Проповедь на Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня Иоанна

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня Иоанна

Дорогие братие и сестры!

Сегодня со всеобщей радостью Святая Церковь празднует Рожество святаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня Иоанна — проповедника покаяния. Много дивного и славного говорится в Евангелии об Иоанне Предотече. Он был Пророком, то есть возвещал людям волю Божию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — вот слова гласа Божия, которые изрек Креститель в Иорданской пустыне, призывая к покаянию  и очищению от грехов избранный народ Израиля, удалявшийся от Бога.

Пророки — это люди великого духа, сподобившиеся слышать и воспринимать Самого Бога. Жизненные пути пророков исполнены лишениями и скорбями. Пророк Амос говорит, что Бог, призвав пророка к Своему служению, открывает ему Свои тайны (Ам. 3, 7). О пророке Исаии написано, что в видении он узрел Бога, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и вдруг услышал голос Господа, говорящего: Кого́ послю́, или кто úдет? И Исаия сказал: Се аз, посли́ мя (Ис. 6, 8). Бог призывает пророков послужить Ему, вводя их на Свои стези, о которых Он говорит устами пророка: Не суть бо сове́ти Мои́, я́коже сове́ти ва́ши, ни яко путиè ваши, путиè Мои́… но ели́ко отстои́т не́бо от земли́, тáко отстои́т путь Мой от путе́й ва́ших и рáзуми ва́ши от ра́зума Моего́ (Ис. 55, 8-9).

И вот среди пророков, которых Бог призвал на пути Свои, среди всех, кто послужили Ему своим жизненным подвигом, есть один, который назван величайшим среди пророков — это Иоанн Креститель. Жизненный путь этого пророка величественен и трагичен. В Евангелии от Марка о нём говорится, что он есть «глас вопию́щаго в пусты́ни» (Мк. 1, 3), то есть он — голос Божий, Его благовестник, вещающий в пустыне людских душ и сердец, отошедших от Бога живаго. В Святом Писании о нём также говорится, что он Ангел пустыни, «утренняя звезда», предвозвещающая восход дневного светила (Мал. 4, 2). И еще он назван «другом Жениха» (Ин. 3, 29), поскольку, забывая о себе, служит счастью и величию Другого, храня и защищая Его радость и любовь. В этой Божественной дружбе Иоанн и его ученики делали всё, чтобы возросло величие Спасителя, грядущего в мир; поэтому пророк говорит о Христе ученикам: Ему́ до́лжно расти́, а мне́ ма́литися (Ин. 3, 30).

Вся жизнь Иоанна была подвигом преданного служения Господу в верности своему призванию пророка, вплоть до мученического конца, который прославляется Церковью, ибо честна́ прéд Господем сме́рть преподо́бных Его́ (Пс. 115, 6). Сам Господь наш Исус Христос свидетельствовал о величии жизни Иоанна Крестителя, говоря: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). По величию его подвига, на церковном иконостасе его образ помещают вместе с образом Пресвятой Богородицей у престола Господа Вседержителя, как святых, имеющих великую благодать и дерзновение молить Бога за весь человеческий род.

Пророк Иоанн был сыном праведных родителей: священника иеросалимского Храма Захарии, из рода Ааронова, и Елисавети, из рода Давыдова. По материнской линии Иоанн приходился родственником Исусу Христу и родился на шесть месяцев раньше Него. Захария и Елисаветь дожили до старости и не имели детей, о чем весьма скорбели, поскольку в то время это считалось великим несчастьем и позором. Господь внял молитве праведных супругов и послал архангела Гавриила, чтобы тот возвестил Захарии о рождении сына. Вестник Божий сказал, что сын будет провозвестником ожидаемого Спасителя, и что родившийся будет вéлии прéд Господем, и вина́ и сикéра не úмать пи́ти, и Ду́ха Свята́го испо́лнится, еще́ и́з чрева ма́тере своея́, и мно́ги от сыно́в Изрáилев обрати́т кó Господу Бо́гу их (Лк. 1, 15-16). Архангел также предрек, что у родившегося будут дух и сила Илии Пророка, чтобыобратúти сердца́ отце́в на ча́да, и проти́вныя в му́дрости пра́ведных, угото́вати Го́сподеви лю́ди совершéны (Лк. 1, 17). Захария, услышав о чудесном зачатии сына, возвещенном Архангелом, был удивлен этой вестью и не поверил, сочтя её невероятной, за что был наказан, и пребывал немым до дня чудного рождения сына своего. Иоанн, будучи во́ чреве матери, приветствовал Спасителя игра́ньми, я́ко пе́сньми, исполняя Божие определение: И ты, отроча́, проро́к Вы́шняго нарече́шися (Лк. 1, 76). Сей Божественный отрок стал орудием Божественной Благодати и от чрева матери своей возрастал и укреплялся Духом Святым. По разрешении от неплодства Елисавети, разрешилась и немота Захарии, когда он на доске написал имя сына «Иоанн», что значит «благодать Божия». Захария, исполнившись Святаго Духа, прославил Бога и произнёс пророчество о явлении в мир Мессии, и о своем сыне Иоанне-Предотече Господа. «О чудо! — восклицает св. Иоанн Златоуст — слово пребывает и голос предвозвещает; Владыка идёт, и раб предпосылается. Итак, возрадуемся, что Елисаветь родила и Захария возговорил, что неплодная произвела и старец воскликнул, язык иерейский разрешился и голос возвратился, что Предотеча явился и весь мир возрадовался». 

После Рожества Господа нашего Исуса Христа и поклонения пастухов и волхвов, нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. По милости Божией младенец Иоанн избежал смерти среди тысяч младенцев, убиенных царем Иродом в Вифлееме. Весть о чудесном рождении Иоанна дошла до слуха злочестивого Ирода. Он стал размышлять: не он ли будет царь Иудейский, как о том пророчествовали восточные волхвы. Поэтому, терзаясь злобой, Ирод задумал убить младенца Иоанна, о котором слышал много чудесного. С  этой целью он послал к Захарии своих воинов, но они не нашли святого младенца Иоанна.

Когда начались в Вифлееме убийства детей, то глас и вопль несчастных матерей дошел до матери Иоанна — Елисавети, и она, взяв отрока Иоанна, поспешно отправилась в высокие горы пустыни. Елисаветь со слезами молилась Богу, прося защиты её с отроком. И когда она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале: «Гора Божия, прими матерь с чадом!» И тотчас расступилась гора и приняла внутрь Елисаветь с отроком Иоанном — и таким образом скрыла их от настигавших убийц. В это время святой Захария находился на службе в иеросалимском Храме. Ирод послал в храм к Захарии, чтобы он отдал своего сына. Свирепые, как звери, воины Ирода сказали священнику Божию: «Где ты скрываешь своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего».

Захария на это мужественно ответил: «Вы убьёте мое тело, Господь же примет мою душу». И тотчас убийцы с яростью устремились на святаго и убили его между церковью и алтарем (Мф. 23, 35). Пролитая кровь его,  впитавшись, осталась навсегда на каменном полу в свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения. Елисаветь, сокрытая Богом вместе со Иоанном, пребывала в пустыни, питаемая по Божиему повелению финиковыми плодами, и напояемая из явившегося источника. Когда по прошествии времени святая Елисаветь преставилась ко Господу, то святой младенец Иоанн был питаем Ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего Израильскому народу (Лк. 1; 80), когда Господь призвал его к пророческому служению. Так хранила и покрывала рука Божия святаго Иоанна Предотечу, уготавливая ему великое служение спасения рода человеческого.

Святой Иоанн Златоуст в слове на Рожество Иоанна Предотечи пишет: «Не после своего рождения Иоанн получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем, как сказал Ангел: Ду́ха Свята́го испо́лнится о́т чрева ма́тере своея́, и мно́гих от сыно́в Изра́илевых обрати́т ко́ Господу Бо́гу их и предъи́дет пред Ни́м ду́хом и си́лою Илиино́ю (Лк. 1, 15), поскольку у Иоанна было много сходства с Илией.

Сегодня Святой Церковью прославляется Иоанн Креститель как Ангел и Апостол, Мученик и Пророк, глас Божий и друг Христов. Он имел непоколебимую веру, которая не требует ни зна́мений, ни свидетельств, ни доказательств, потому что во всей своей жизни слышал в глубине души глас Господень, повелевающий творить дела пророка. Вот почему дух захватывает, когда мы вспоминаем и прославляем подвиг того, кто родился рождением естественным, но возрос укрепляемый Божией благодатию до высокого духовного состояния, претерпел всю тяжесть мученического конца и всегда следовал укрепляющему повелению Божию: Претерпе́выи же до конца́ спасе́тся (Мф. 24, 13). Святитель Григорий Палама пишет о смерти Иоанна: «Он был послан Господом, чтобы дать познание спасения народу Его, и для обличения неверующих, по причине чего он и был обезглавлен.… Но Святым долженствует, по заповеди Господней, полагать душу свою за добродетель и благочестие: и вот поэтому им более соответствовала насильственная смерть, претерпленная за добро; посему и Господь вкусил такую же смерть, … дабы и мы были готовы до смерти противостоять греху».

Братие и сестры, почитая память великого проповедника покаяния, будем уподобляться его добродетелям и духовным подвигам, будем стремиться исполнять то, что он нам завещал в своих пламенных проповедях. Они и сейчас грозно гремят против зла и порока, как гремели во́ дни оны на берегах Иордана.

«Покайтесь!» — призывает Пророк. Оставьте худые дела, покажите добрые, сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3, 8) «Как нам сотворить их?» — вопрошает святитель Иоанн Златоуст, — и отвечает: «Ты похищал чужое? Теперь отдай своё. Ты оскорбил ближнего? Теперь делай добро тому, кто тебя обижает. Ты предавался объядению и пьянству? Отныне постись, старайся не пить вина, подражая Иоанну не пившему вина и сикеры (Лк. 1, 15). Ты соблазнился блудом и грешными очами смотрел на телесную доброту? Отныне совсем не смотри на неё. Уклонись от зла и сотвори благо. Взыщи мир с Богом и людьми, тем уготовляй путь Господень в твоём сердце; и Он возьмет на Себя твои грехи, Он ждет твоего покаяния, Он А́гнец Бо́жии, взéмляи грехи́ ми́ра! (Ин. 1, 29).

Мы живём в благодатное время, поскольку Христос Спаситель дал власть Своим ученикам — апостолам, а через них и последующим епископам и священникам, разрешать истинно кающихся от грехов. Потому будем просить помощи у проповедника покаяния в нелегком деле противления греховной проказе. «После своего рождения он подвергся преследованию детоубийцы Ирода, желавшего его убить по причине своей ненависти ко Христу, — пишет святитель Григорий Палама, — и на нас после нашего духовного рождения, нападает духовный Ирод, и он преследует в нас Христа; посему и мы бежали от мира в места, посвященные Богу… Таким образом, будем убегать от его жестоких копьеносцев и меченосцев, то есть возбудителей страстей, отделяющих человека от Бога. Это та смерть, которая через наши «окна», то есть через органы чувств входит в нас … через страстные виды и зрелища, многословные и постыдные рассказы и беседы, и ранит и причиняет тяжкий вред нашему внутреннему человеку».

Святой пророк Иоанн жил, не имея крыши над головой, будем и мы довольствоваться скромным жилищем. Он довольствовался скудной пищей пустыни, имел только одну одежду, будем и мы, так же как и он нестяжательны, неприхотливы и терпеливы ко всем лишениям. Избегая греховных чувственных наслаждений, будем хранить душевную и телесную чистоту, скромность и стыдливость. Будем в мире и любви сохранять благословленные Господом семейные отношения, избегать соблазнов и прелюбодеяний, чтобы не уподобиться развратным беззаконникам Ироду и Иродиаде.

Будем, подобно Иоанну Крестителю, стараться жить по Божьему закону, боясь больше суда Божия и своей совести, нежели суда людского, угождая Богу, а не людям. Будем, подобно невинному страдальцу Иоанну Предотече, любить правду и не убоимся, если будет необходимо пострадать за нее. Будем с сокрушением о наших грехах молить проповедника покаяния Иоанна, чтобы он своей молитвой перед Богом, помогал нам на пути в Царство Небесное, где да приимет Спаситель наши обновленные покаянием души, ибо Он Бог кающихся!

Богу нашему слава, ныне и присно и во́ веки веко́м, аминь!