Главная Митрополит Проповеди Проповедь на Рожество Христово

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на Рожество Христово

Мф. зач.3, гл.2, 1–12  

Дорогие братие и сестры!

Почти две тысячи лет назад звёздной ночью Божественная любовь вошла в мир в образе новорожденного Младенца, со всей его нежностью, хрупкостью, беззащитностью, упованием на заботу и любовь. Откровения о Боге свидетельствуют, что Бог есть любовь, Бог есть свет и  в Нем нет никакой тьмы. Мир же полон страданий, греха, страха, горечи, злобы и боли. И вот рождается в вифлеемских яслях Богомладенец Христос — кроткий, безпредельно любящий этот погибающий во грехе мир.

Рожденный Христос смиренно положен руками Своей Матери на солому в скотских яслях, как безценная жертва, принесенная на жертвенный олтарь, и взывает к каждому из нас: «Отзовитесь, Я пришел в этот мир ради вас!»

Как же нам отозваться?

В Евангелии говорится о том, как вещие волхвы пришли с востока со своими дарами. Они пришли издалека, оттуда, где не знали Христа; и мы можем постоянно идти ко Христу из тьмы собственной души, из нашего грешного мира, из мрака злобы, из тьмы к свету, просвещая душу христианской любовью. Пойдем из мрака греха к любви всепрощающей, всеисцеляющей! Из скудости и холода нашей жизни пойдем к любви, потому что, где есть любовь, там свет и радость.

Вспомним дары волхвов: принесли они Христу злато как Царю — благодаря за преображающую великую мудрость, которую принес в мир Бог Слово и которую мы можем воспринять сердцем, сокрушенным покаянием и смирением. Ладан принесли Ему волхвы как Первосвященнику — принесём и мы благоухание молитвы и любовь к Богу и ближним, которая сияет светом и чистотой, распространяя по всей земле как дивный аромат — чуткость, заботу, теплоту.

Но и смирну принесли волхвы, как приносят смертному человеку. Христос — безсмертный Бог, но Он родился для того, чтобы жить и умереть как человек. Жить нашей жизнью, умереть, а потом воскреснуть, чтобы мы могли войти в Его безсмертие, в Его торжествующую вечность, через умерщвление страстей, через покорение греховной плоти постом и слезами.

Придя ко Христу и принеся Ему дары, волхвы отошли иным путем к новой жизни с верой во Спасителя. Так и мы должны после нашей встречи со Христом в таинствах Крещения и Причастия стремиться отходить от прежней греховной жизни, дурного нрава и злых привычек, не возвращаться к губящим нас страстям, то есть идти иным путём, путем веры, покаяния и изменения души к доброму и светлому, что приведет нас к вечной жизни в Царствии Божием.

Кто хочет идти этой дорогой ко Христу, должен отвергнуться себя, забыть себя, отдать свою жизнь ради нуждающихся в любви. Нам надо учиться любить, отдавать себя до конца ближнему — и праведнику, и грешнику, — чтобы наша жизнь стала светом, теплом и радостью! Св. Феодор Студит в слове «О Рожестве Спасителя» пишет: «Будем побуждать друг друга к совершенной любви и добрым делам, к послушанию, смирению, кротости и ко всякому доброму преуспеянию».

Господь пришёл в мир, чтобы собрать всех воедино Своей жертвенной любовью, соединить братьев по вере в единое тело Церкви, где единая Чаша соединяет всех в великом таинстве Причастия. Эту силу любви Господь передал Своим ученикам — апостолам, которые, преодолевая вражду, ненависть и злобу людей, подвигом любви обратили весь мир к Богу, просветив все концы Земли своей проповедью.

Господь учит нас любви, не той эгоистичной, которая хочет любить только себя или тех, кто нас любит, а любви к каждому человеку, нелицемерной, конкретной, действенной и творческой. Любовь всех милует, праведных и грешных, и даже грешников — более, чем праведников. Любовь не может видеть зла в человеке, делить окружающих на добрых и злых, на плохих и хороших.

Любовь произрастает из кротости, смирения, целомудрия, воздержания, молитвы и других добродетелей. Сегодня по причине беззакония во многих охладела любовь. Будем возжигать в себе любовь, постараемся одарить пониманием, лаской, хотя бы одного человека, а затем будем расширять эту любовь на всех, и тогда, может, поймем, что такое любовь Исуса Христа, которую Он принес в мир, и которой принимает нас.

Пойдём путём Христовым — и увидим, что нет у нас врагов среди людей, а рядом — только дети Божии заблудшие, вместе с которыми посылает нас Господь жить и, если нужно, умереть, чтобы они ожили для вечности! Заповедь новую нам даёт Христос. Новую тем, что призывает любить не только друзей, но и врагов, призывает любить всех, и такой мерою любви, которая называется положить душу свою за други своя с молитвой на устах: Господи, прости им, ибо не ведают, что́ творят.

Воспевая появление на земле Младенца Христа, Ангелы провозгласили: Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ ми́р, в челове́цех благоволе́ние! (Лк. 2, 14), Господь пришел просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лк. 1, 79). Так и мы, братие, сохраним мир в нашей среде, будем в мире с Богом, делая угодное Ему, благодаря Его, воспевающе и поюще в сердцах наших (Ефес.  5, 19). И не только гласом воспоем, но будем в мире с самими собою, покоряя плоть духу, избирая образ жизни по совести.

Будем в мире друг с другом, снисходя друг другу и прощая взаимно… как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 13), проявляя милосердие друг к другу,  потому что и Христос пришел к нам по Своему милосердию, чтобы Своей помощью и благодатию уберечь нас от греховного падения и ввести на путь добродетелей, в Царство вечное, где будем иметь жительство на небесах (Фил. 3, 20), наслаждаясь райскими благами как чада Отца Небеснаго.

Праздник Рожества Христова говорит нам о рождении в человеческой плоти живого Бога Любви. Божественная любовь взывает к нам: «Забудь о себе, так как многие рядом с тобой нуждаются в твоей любви». Сила Божия в немощи совершается, и поэтому нам не нужно бояться любить, принося в этой любви себя в жертву, тогда Христос родится в нашей жизни. И когда Христос в воплощении жертвенной любви родится в нашей душе, мы можем со всей радостной уверенностью сказать: Христос раждается — славите! Ему же слава, со Отцем и Всесвятым Духом, ныне и при́сно, и во́ веки веко́м, аминь!