Главная Митрополит Проповеди Проповедь на праздник Обрезания Господня

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на праздник Обрезания Господня

Дорогие братие и сестры!

В восьмой день по Рожестве Своем Господь наш Исус Христос благоизволил восприять обре́зание плоти. Это Он совершил для того, чтобы исполнить Моисеев закон, как потом Сам сказал: Не … приидох разорити закон… но исполнити (Мф. 5, 17).

Исус Христос был обрезан плотию как человек, Который младенцем войдя в мир, страдал и испытывал боль, проливая Кровь Свою «яко Сын Человеческий». Этим добровольным страданием Господь показал, что Он воплотился естеством, а не пришел в мир подобно некоему мечтанию или в виде какого-то духа, как затем говорили некоторые еретики. Он воистину был человек по естеству и носил нашу человеческую плоть. «Если Он не имел нашей плоти, но Кого же обрезал Иосиф?» — вопрошает святой Ефрем Си́рин.

Также Господь наш Исус Христос принял обрезание для того, чтобы научить нас духовному обрезанию. Христос обрезывается плотию как человек, исполняя на Себе Ветхий Закон; но как Истинный Бог Он дает нам Закон Новый, повелевающий обрезывать, то есть отсекать свои душевныя страсти: ярость, гнев, зависть, гордыню, блуд, всякую нечистоту и другие греховные влечения и привязанности. Он был обрезан в восьмой день по Рожестве Своем, дабы этим засвидетельствовать начало жизни будущей, которая учителями Церкви именуется «восьмым днем» или «восьмым веком».

Обре́зание в Ветхом Завете было установлено как прообраз очищения прародительного греха, сей первородный грех только символически очищался в Ветхозаветном обре́зании. Истинное очищение даровал нам Господь, когда установил таинство Крещения от воды и Духа Святаго и затем добровольно принес Себя в жертву на Кресте.

Ветхозаветное обрезание было как бы искуплением за первородный грех, ибо сказано пророком Давыдом: Во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́ (Пс. 50). Принимая ветхозаветное обре́зание, Господь наш Исус Христос уподобился нам во всём, кроме греха, ибо Он безгрешным вошел в мир. Как «медный змий», воздвигнутый Моисеем в пустыни имел лишь вид змия, но не имел в себе яда, так и Христос был по плоти Человек истинный, но греху человеческому не причастный, ибо непорочно был рожден от Пречистой Девы Марии. «Христос бо един вместилище пройде непроходимо без семени … осенением Отца и Духа Божия, Девая роди чистая» — говорится в каноне Рожества Иоанна Предотечи. И, конечно, Ему безгрешному не было нужды терпеть боль ветхозаветного обрезания, но поскольку Он пришел, чтобы взять на Себя грехи всего мира, то терпит обрезание как грешник.

 Этим Господь явил крайнее смирение, как и в Рожестве Своем, возлежав в скотских яслях.  В Рожестве Своем Он с кротостью принял образ человека, как пишет апостол: Зрак раба́ прии́м…в подо́бии челове́честем быв, и о́бразом обре́теся я́ко же челове́к (Фил. 2, 7). Господь со смирением воспринял на Себя наш образ и безвинно пострадал за виновных, по слову пророка Давыда: Я́же не восхища́х, тогда́ воздая́х (Пс. 68).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Как иудеев зна́мение обре́зания отделяло от прочих народов, и показывало в них народ, избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных. О не́мже бо, говорит (апостол), и обре́зани бы́сте обре́занием нерукотворе́нным, в совлече́нии те́ла грехо́внаго пло́ти. Как там обре́зание совершается в отложение плоти, так здесь крещение — в отложение грехов. Итак, совлекшись однажды греховной плоти и приняв чистую одежду, пребудем, возлюбленные, в чистоте; побеждая страсти плотские, усвоим себе добродетель; находясь под благодатию, поревнуем Аврааму, который жил под Законом, или даже прежде самого Закона, чтобы, направив нашу жизнь по его стопа́м, удостоиться принятия в его лоно и достигнуть вечных благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Исуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и при́сно, и во́ веки веко́м. Аминь» (Св. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия).

Принимая обре́зание и проливая капли крови, Христос уже начинает те страдания, которые потом примет на Кресте, когда струями прольётся Кровь из Его Пречистого Тела, соде́лав спасе́ние посреде́ земли́ (Пс. 73). Ещё во младенчестве Он начинает терпеть, как бы научаясь страданию, чтобы потом претерпеть и Крестные муки. При обре́зании Божественному Младенцу нарекли имя Исус, что значит Спаситель, пришедший в мир во зна́мение спасения рода человеческого. Это имя было принесено с Неба архангелом Гавриилом и ещё до чудесного зачатия возвещено Пречистой Его Матери. Как говорит евангелист Лука: Дали имя Ему Исус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2, 21).

Ангел, явившись во сне праведному Иосифу, предрек: Наречеши имя Ему Исус: Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1, 21). Имя Спасителя прежде всех веков было определено в превечном совете Пресвятой Троицы, и затем как безценный дар принесено из Небесных селений на землю имя Исус для того, чтобы Сам Господь, нареченный этим именем искупил грехи рода человеческого. Святой апостол Петр свидетельствует: Несть бо ино́го и́мене под небесе́м, да́ннаго  в челов́цех, о не́м же подобает спасти́ся нам, — кроме имени Исуса Христа (Деян. 4, 12). Это дивное имя Исусово обрадовало ангелов и людей, устрашило бесов. Оно сияет светом благочестия, просвещая всякого человека, грядущего в мир. Имя Спасителя, принесенное на землю, наполнило её благоуханием благодати, и всяк язык ныне исповедует, я́ко Госпо́дь Ису́с Христо́с в сла́ву Бо́гу Отцу́ (Фил. 2, 11). Перед сим великим именем — Исус — ныне преклоняется всякое колено небесных, и земных, и преисподних. Оно есть сильнейшее оружие против врага нашего — диявола. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Всегда именем Исусовым бей супостатов; крепче сего оружия не найдешь ни на небе, ни на земле».

Воистину сладостно это имя сердцу каждого христианина, любящего Христа и живущего по Его заветам. Исус для нас всё: и просвещение ума, и красота души, и здравие телу, и веселие сердцу, и помощь в скорбях, и радость в печалях, и врачевство в болезнях, и заступление в бедах, и надежда спасения и обретения благ Царства Небесного. Истинно сказано в псалме Давыдове о сладости встречи с Господом: Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь (Пс. 33). Его имя укрепляло страдальцев за веру, когда они во время мучения взывали: Кто́ ны разлучи́т от любве́ Бо́жия? (Рим. 8, 35). Апостол говорит, что не разлучит нас с Господом Исусом ни скорбь, ни беда, ни меч. Извести́хбося, яко ни сме́рть, ни живо́т, ни а́нгели, ни нача́ла, ниже́ си́лы, ни настоя́щая, ни гряду́щая, ни высота́, ни глубина́, ни и́на тварь ка́я, возмо́жет нас разлучи́ти от любве́ Бо́жия, я́же о Христе́ Ису́се, Гос́поде на́шем (Рим. 8, 38–39).

Принимая обре́зание, Исус проливает Свою кровь при самом наречении Ему этого имени, возвещает нам, что через скорби и болезни и искушения нам надлежит очистить свое сердце научая, что борьбою до крове против греха мы должны распять плоть свою со страстьми́ и похотьми́ (Гал. 5, 24). В господский праздник Обрезания Святая Церковь празднует память величайшего святого — святителя Василия Великого. Это единственный случай, когда прославление Христа сочетается с прославлением святого человека. Этим Церковь отмечает и подчеркивает значение святителя Василия, поскольку он был «добрым пастырем» христианским, одним из столпов Святой Церкви. Немного было подобных ему пламенных и горячо любивших Христа пастырей стада Христова. Да будет святитель Василий Великий нам примером беззаветной любви ко Христу-Спасителю, принявшему ради нас плотское обре́зание и даровавшему нам недостойным Своё пресвятое спасительное имя.

О, пресладкии и всещедрыи Исусе!

Молим Твою премногую благость: ради сего пресвятого имени Твоего, ради безценной Крови Твоей, за нас излиянной, ради Пречистой и Преблагословенной Твоей Матери — даруй нам грешным богатую Твою милость. Исусе Сладчайший! Укрепи, защити и огради нас именем Твоим, чтобы и в будущем ве́це мы непрестанно прославляли пречестное и великолепое имя Твое, со Отцем и Пресвятым Духом. Аминь!