Главная Митрополит Проповеди Проповедь на память святых славных и всехвальных верховных апостол Петра и Павла

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на память святых славных и всехвальных верховных апостол Петра и Павла

Дорогие братие и сестры!

Сегодня Вселенская Церковь вспоминает труды и страдания верховных апостолов Петра и Павла, а завтра празднует Собор святых двенадцати апостолов.

Христос собрал Своих учеников и возвестил им о новой жизни, победе над злом и вечной радости и послал их во все концы вселенной, чтобы они возвестили благую евангельскую весть. Слово «апостол» и означает «посланник». Велико высокое спасительное звание святых апостолов — духовных вестников, непоколебимых столпов Церковных. Какими словами мы можем возблагодарить учеников Христовых за то, что их трудами мы извлечены из глубины погибели, получили благую возможность быть христианами, пребывать в дому́ Госпо́дни… посеща́ти Це́рковь святу́ю Его́ (Пс. 56) и через это иметь возможность войти в Небесные обители? Мы почитаем святых апостолов за их великий подвиг, совершенный ими ради нашего спасения, ведь они принесли нам весть о Спасителе, приняв за проповедь этой вести мучения и смерть.

Они шли с благой вестью через пустыни и леса, плыли через моря, подвергались опасности от разбойников, бурь, врагов, их изгоняли, били, сажали в тюрьмы и всячески мучили. Апостолы всё преодолевали, потому что в их сердце были любовь и жалость к тем, кто ещё не слышал о радости вечной жизни со Христом. Христос пришел в мир, чтобы научить людей совершенной, жертвенной любви. Христос заповедал любить всех такой мерой любви, о которой говорится: положи́ти ду́шу свою́ за́ други своя́ (Ин. 15, 13). Силою этой любви апостолы преодолевали встречающуюся вражду, ненависть и злобу на пути обращения людей к Богу. Апостолы, укрепляемые учением Христа и благодатью Святаго Духа, забыв о себе, спешили к тем, у кого не было радости, к несчастным и обездоленным, которые не знали Живого Бога.

Явившись Своим ученикам после Воскресения, Христос приветствовал их, сказав: «Мир вам», — поскольку мир между людьми угоден Ему. Господь учил апостолов, чтобы они приветствовали всех принимающих их в своём доме пожеланием мира. Посылая учеников в мир, как овец посреди волков, Христос учил их: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16), — то есть сочетайте в себе духовные познания и голубиную кротость, твёрдость в вере и незлобие.

Все апостолы потрудились, неся благую евангельскую весть миру, почти все увенчали свои труды мученической смертью, все они велики перед Богом, но Святая Церковь наиболее торжественно почитает память верховных апостолов Петра и Павла. Их имена сияют среди множества благовестников! Эти два апостола имели простоту нрава и живую веру во Исуса Христа как Сына Божия. Они равно угодили Господу, но у них были различные пути к Нему. Апостол Петр был простой, бедный, неучёный рыбак, а Павел — богат, образован, знал языки, имел глубокий философский ум. Апостол Петр был женат, а Павел — девственник. Апостол Петр был ближайший ученик Христа, а Павел Господа в земной Его жизни никогда не видел. Но, при всей несхожести жизненного пути, эти апостолы сразу последовали за Христом, как только их сердца коснулись Божественная благодать и истина.

Призвание апостола Петра совершилось в то время, когда Господь на берегу озера Генисаретского учил народ. Из-за множества людей, которые теснили Христа, Он вошёл в одну из лодок и попросил её хозяина, рыбака Симона, немного отплыть, чтобы учить народ из лодки. После проповеди Господь сказал Симону: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». Симон ответил: «Учитель! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». И когда вытащили сеть, то она была наполнена множеством рыб. Симон, увидев это чудо, в ужасе припал к ногам Исуса и сказал: «Выйди от меня, Господи! Ибо я человек грешный». Христос сказал ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков». Когда они пристали к берегу, то по зову Господа он оставил всё и пошёл за Тем, Кому поверил всем сердцем (Лк. 5, 1–11).

Высочайшее избрание апостола Петра совершилось, по слову Евангелия, следующим образом. Однажды Исус спросил Своих учеников, за кого Его почитают люди. Они отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Тогда Исус спросил апостолов: «А вы за кого почитаете Меня?» В ту же минуту ученик Господень Симон ответил за всех: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 13–16). Тогда Исус сказал ему знаменательные слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин… и Я говорю тебе: ты — Петр (что значит «камень»), и на сем камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи от Царства Небесного» (Мф. 17–19). За твёрдость веры Сын Человеческий назвал Симона камнем, который впоследствии лег в основание Церкви Христовой, распространившей веру во Христа по всей вселенной. И что бы против Церкви и верующих ни предпринимали враги, они не могли одолеть силы Христовой, создавшую Церковь. Крепка она кровью Христа и апостолов; говоря словами святителя Иоанна Златоустаго: «Ничто же бо Церкви крепчайшее: упование твое Церковь и спасение твое Церковь!»

Обращение ко Христу другого славного апостола, Павла, произошло таким образом. Павел, носивший первоначально имя Савл, происходил из знатного еврейского рода, имел звание римского гражданина. Быв ревнителем не по разуму, как говорит он о себе Савл непримиримо боролся против учеников Христа, видя в них нарушителей иудейских законов. Он выпросил грамоту, разрешавшую ему всюду преследовать и предавать на смерть христиан. Чтобы учинить расправу над христианами, Савл отправился из Иеросалима в Дамаск. И вдруг на пути его осиял ослепительный свет с неба. В страхе и трепете он упал на землю и услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я Исус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4–5). И в душе Савла вдруг произошла перемена – он в трепете спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» Исус ответил Ему: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9, 6). Свет Христов ослепил Савла, его душа была потрясена Божественным явлением, и он три дня не пил и не ел, проводя их в слёзном покаянии. Вся последующая жизнь Павла стала самоотверженным служением Христу, Который направлял Его апостольским путем. Христос наставлял его в подвигах, не оставлял в узах, оковах, темницах, укреплял его во страданиях. Савл получил новое имя от Господа как назидание ко смирению, ибо имя Павел переводится «малый, меньший». Апостол Павел сам говорит о своем пути: «Аз бо есмь меньший из апостолов… но паче всех их потрудихся, — и смиренно прибавляет, — не аз же, но благодать Божия, яко со мною» (1 Кор. 15, 9).

Святитель Иоанн Златоуст в «Похвале святому апостолу Павлу», воспевая Павловы уста, говорит, что через них «Христос изглаголал великие и неизреченные тайны», и далее пишет: «Чего не совершили благая уста Павловы? Изгоняли бесов, отпускали грехи, заграждали уста мучителем, связывали язык философам, привели вселенную к Богу, убедили варваров быть любомудрыми, преобразовали всё на земле и по собственному изволению пременили вид самого неба; потому что Павел по данной власти вязал и разрешал там, кого хотел».

Безмерны и неисчислимы труды апостола Павла по созданию Церкви Христовой. О своих трудах на церковной ниве он писал: «У меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 28–29). Причиной таких подвигов была горячая любовь к Богу и людям. Из Деяний святых апостол мы знаем, что пешком обошел святой Павел все области Малой Азии, везде и всюду основывал церкви, проповедуя о Христе, о Его крестной жертве.

Апостол Павел и сам себя принес в жертву во имя спасения и просвещения людей светом истинной веры. Он возвещал истину Христову иудеям, язычникам, царям, воеводам, свободным и рабам, заключённым в темницах. Претерпевая постоянные опасности и лишения, гонимый и преследуемый, в голоде, наготе и тюремном заключении — он, водимый Святым Духом и наставляемый премудростью Божиею, созидал в сердцах слушателей веру, утверждал Церковь Христову. О себе он писал: «…чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дан мне пакостник плоти, аггел сатанин, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 7–9). Можно было бы превознестись апостолу Павлу, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы (2 Кор. 12, 4), то есть при жизни побывал в Раю, но по смирению он пишет об этом чуде как бы не от себя, а по рассказу некоего человека, которого он знал.

Христиане почитали Петра и Павла еще при жизни превыше всех других апостолов, и это, конечно, было большое испытание, так как существовала опасность впасть в искушение гордостью и превозношением. И потому Господь говорит Своим ученикам: «…се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22, 31), то есть, испытывая их веру и смирение, сотрясать как зерна на решете при очистке. И далее Господь говорит, что не оставит и поможет в испытаниях: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22, 32). Апостол Петр, претерпев множество скорбей и искушений, пишет: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Исуса Христа» (1 Пет. 1, 6–7), то есть испытания необходимы для очищения и закалки души и благой воли.

Господь испытывал апостолов Петра и Павла, допускал их падения, чтобы укрепить их во смирении. Они получили величайшие дары благодати Божией — возможность говорить разными языками, творить чудеса, исцелять больных и даже воскрешать мёртвых, но все эти дары Господь давал в меру их смирения, так как этот огромный дар благодати мог быть удержан лишь величайшим смирением и самоуничижением. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, так Господь, помогая Своим ученикам, иногда попускал им падать, чтобы затем восставать и укрепляться в необходимейшей добродетели — кротости и смирении, ибо сказано: блаже́ни кро́тцыи, я́ко ти́и насле́дят зе́млю (Мф. 5, 5). Сам Христос призывает учиться у Него кротости и смирению (Мф. 11, 29). И, конечно, не случайно к Вифлеемской пещере были приведены Божиим промыслом сначала простые пастухи, а потом уже поклонились младенцу Христу учёные мудрые волхвы. В простоте ума легче узреть Бога, поскольку высота ума часто надмевает человека, который кичится своим умом, забывая о Творце, подателе этого ума и других дарований.

Апостолу Павлу довелось быть свидетелем и участником убиения святого первомученика Стефана — будучи ещё юным Савлом, он стерёг одежды убивавших святого, в чем потом каялся до конца жизни и говорил, уничижая себя: «Я был изверг» (1 Кор.15, 8). Святому апостолу Павлу, бывшему врагу и гонителю Христа, Господь простил этот тяжкий грех, потому что как Сердцеведец знал, что Павел загладит свой грех многострадальной жизнью и пламенной проповедью. Христос знал, кем в величии смирения будет «малый» Его ученик, знал, что Павел скажет в конце жизни: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20) и что он закончит жизнь мученическим подвигом в Риме, где ему отсекут главу и от раны истечет кровь и молоко. Так окончил свой земной путь избранный сосуд Христов — апостол Павел, претерпевший на своем теле язвы Господа своего.

Апостол Павел призывал: «Подобни мне бывайте, яко же аз Христу» (1 Кор. 4, 16), и святитель Иоанн Златоуст пишет: «…будем мужественны. И Павел был человек, и он имел одинаковое с нами естество, и всё прочее было у него общее с нами. Но поскольку явил он великую любовь ко Христу, то взошел превыше небес и стал с ангелами».

Апостол Петр также был смиряем Господом. Христос его любил за преданность и пламенную горячую веру, которая подвигла его обнажить меч против целого отряда воинов, пришедших схватить Господа. И перед крестной смертью Спасителя Петр сказал Ему: «Я душу мою положу за Тебя» (Ин. 13, 37). Но Господь предрёк, что верный ученик трижды в эту ночь отречётся от Него. Воскресший Христос после глубокого слезного покаяния апостола даровал ему прощение и утвердил троекратным вопросом о любви к Нему и повелел: «Паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Так Господь научил Петра не надеяться на свои силы, но во всем просить помощи Божией и искать не своей, а Божественной воли.

По сошествии Святаго Духа апостол Петр проповедовал слово Божие, обходя для этого многие земли и обратив множество людей ко Христу, он был истинно пастырем добрым, полагавшим душу свою за овец Христовых, и, проповедуя в Риме, пострадал за Христа и принял мученическую смерть — распятие на кресте. Святой апостол Петр, почитая подвиг Господа Своего, молил своих палачей, чтобы распяли его вниз головою, смиренно почитая себя недостойным быть преданным смерти тем же образом крестных мучений, какие претерпел Христос. Терпя великую крестную муку от язв гвоздиных на руках и ногах, Петр предал свою святую душу в руки Божии. Это было 29/12 июля 67 года.

Братие и сестры! Празднуя ныне память славных апостолов Петра и Павла и почитая весь сонм святых апостолов Христовой Церкви, вспоминая их великие подвиги и труды, их честны́е страдания, возлюбим истинную веру и святую православную Церковь, которую они созидали и в которой мы спасаемся по сей день. Возлюбим и те высокие добродетели, которые они явили миру: простоту, терпение и смирение перед Богом и людьми, самоотвержение и воздержание, любовь к ближним и милосердие, чистоту и святость. Любя в апостолах эти высокие подвиги веры, будем подражать их великим деяниям, дабы уподо́битися и́м (2 Фес. 3, 9). Да сподобит и нас Господь постичь и обрести эти духовные свойства души!

Взирая на святые образы верховных апостолов Петра и Павла, будем усердно просить у них, чтобы своей молитвой они наставляли нас на правый путь исполнения заповедей Господних, даровали нам силы побеждать грехи и слабости, научили жертвенной и нелицемерной любви и служению Богу и людям, вводя нас в вечное блаженство по пути, который вначале прошел Сам Начальник и Совершитель веры Исус Христос (Евр. 12, 2). За Ним по тому пути прошли Его ученики — верховные апостолы Петр и Павел и все неустрашимые и верные апостолы, а потом весь сонм святых, наставляемых Тем, Кто сказал: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Богу нашему слава, ныне и при́сно, и во́ веки веко́м, аминь!