Интервью газете «Ржевский вестник»

Главная Митрополит Интервью Интервью газете «Ржевский вестник»

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Интервью газете «Ржевский вестник»

Поделиться:

— Ваше Высокопреосвященство, какие наиболее острые проблемы, стоящие перед обществом и старообрядческой Церковью в наши дни, Вы бы отметили?

— Одна из главных проблем, стоящих перед Церковью — это размывание границ между христианством и светским миром. Если раньше человек хорошо чувствовал грань между добром и злом, отделял благочестие от греха, то ныне давление светского толерантного мировоззрения становится настоящей угрозой для традиционных христианских ценностей. К сожалению, мы наблюдаем исчезновение многих национальных традиций, пропаганду потребительского отношения к жизни, насаждение псевдодуховных ценностей. Страсти и пороки, еще вчера ужасавшие людей, сегодня воспринимаются в обществе почти как норма. Старообрядцы рассматривают эти признаки прогрессирующей духовной деградации как отступление человечества от Бога.

Что касается непосредственно направлений деятельности старообрядческой Церкви, здесь одной из главных задач мы видим открытие новых приходов, поставление священнослужителей, проповедь истинной веры. До революции 1917 года едва ли не пятая часть населения России исповедовала древлеправославие, а в XVIII–XIX веках староверов было еще больше. Мне нередко приходится встречаться с представителями власти, политиками, журналистами, писателями. При личном разговоре иногда выясняется, что их родители, деды или прадеды исповедовали Старую Веру, а они сами об этом как-то забыли. Полагаю, что каждый сегодня может  переосмыслить историю своего рода, имеет возможность вернуться к вере отцов и дедов, к истинному православию, в котором была крещена владимирская Русь, и которое поныне сохраняется в старообрядчестве.

— Наблюдается ли в третьем тысячелетии от Рождества Христова рост старообрядческих приходов, числа прихожан в современной России? Есть ли случаи возврата государством церковной собственности Старообрядческой Церкви?

— Да, число приходов Русской Православной Старообрядческой Церкви растет. Может быть, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но это объяснимо тем, что в старообрядчестве соблюдаются более строгие правила, касающиеся молитвенной и нравственной стороны жизни христианина. Согласно канонам, еще в древности принятым на Вселенских соборах, настоящим членом Церкви может считаться только тот, кто непосредственно участвует в церковных таинствах.

Вопрос возвращения Старообрядческой Церкви ее былой собственности достаточно сложный. За прошедшие годы Церкви удалось возвратить ряд объектов, когда-то ранее принадлежавших староверам. Например, в Москве Старообрядческой Церкви возвращена значительная часть историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». Но есть и такие вопросы, которые еще ждут своего решения.

Известно, что ныне обсуждается закон, который упростит возврат Церкви ее имущества. Надеемся, что он позволит старообрядцам вернуть здания некогда принадлежавших им храмов.

— Каковы на сегодня взаимоотношения Русской Православной Старообрядческой Церкви с РПЦ? В частности, с новым Патриархом Московским и Всея Руси?

— Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, поэтому добрососедские отношения между религиозными конфессиями являются не просто данью современному этикету, но основой общественного мира и согласия. В подобном уважительном, добрососедском формате строятся взаимоотношения и с Русской Православной Церковью Московской Патриархии. Кроме того, и в Московской Патриархии, и в Русской Православной Старообрядческой Церкви существуют комиссии по взаимоотношениям. Цель этих комиссий — обсуждение разных вопросов и проблем, имеющихся между двумя конфессиями.

С нынешним патриархом Кириллом мне довелось встретиться еще в его бытность председателем Отдела Внешних Церковных Связей Московской Патриархии. Встреча проходила в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания. Не касаясь вероучительных вопросов, мы говорили о возможностях скоординировать наши усилия, чтобы помочь русским людям обрести свои традиционные ценности, во многом утраченные в результате драматической смены исторических эпох.

— Ржевский приход — один из значимых в Санкт-Петербургской и  Тверской старообрядческой епархии. Чем живет в наши дни епархия?

— Ржевский приход Покровского храма — единственный во всей епархии, который хранит непрерывную преемственность церковной жизни с довоенного времени. Именно здесь в годы массового разорения храмов были сохранены некоторые святыни общеепархиального значения.

К сожалению, в послевоенные годы не все приходы епархии, ранее подвергшиеся принудительному закрытию, смогли возродиться и возобновить свою церковную жизнь. Вместе с этим остается надежда, что процесс возрождения еще не завершился, и какие-то новые приходы и храмы еще появятся на карте епархии.

Санкт-Петербургская и Тверская старообрядческая епархия в настоящее время живет полноценной духовной жизнью: в храмах совершаются богослужения и требы, действуют воскресные школы и библиотеки, а Ржевская Покровская община уже много лет занимается организацией летнего отдыха в загородном детском христианском лагере. Некоторые общины выпускают свои печатные издания, действует несколько интернет-сайтов. Несколько общин были зарегистрированы не так давно, и сейчас находятся в состоянии становления. Строятся и восстанавливаются храмы.

Одна их главных задач для епархии на сегодняшний день — подбор кандидата на архиерейскую кафедру Санкт-Петербургской и Тверской епархии.

Как продвигается дело воссоздания старообрядческого прихода в Твери?

— К сожалению, в Тверской области вопросы решаются медленнее, чем в других регионах. Старообрядческая община в Твери существует уже много лет, но очень сложно было получить участок земли под строительство храма. Иногда возникали серьезные субъективные сложности местного уровня, и  нам дважды за четыре года пришлось обращаться за помощью к структурам представителя Президента РФ в округе. В обоих случаях все возникшие проблемы были разрешены успешно и быстро.

Вопрос о выделении участка земли, как я понимаю, теперь уже наконец-то разрешен: в феврале 2010 года  Комитет по управлению имуществом Тверской области издал распоряжение  о предварительном согласовании места размещения объекта и об утверждении акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства храмового комплекса Тверской Православной Старообрядческой Общины. Теперь очень хочется надеяться, что основные проблемы уже позади, и в ближайшем будущем Тверская община Санкт-Петербургской и Тверской старообрядческой епархии сможет совершить закладку будущего храма во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской и приступить к строительным работам.

— Насколько Ржевская Покровская старообрядческая община и ее прекрасный храм — один из исторических и духовных центров нашего города — известны в старообрядческой России?

— Сегодня Ржевская община достаточно известна среди старообрядцев в России и за ее пределами — благодаря детскому лагерю «Ржевская обитель», проводимой здесь книгоиздательской деятельности и приходской газете «Покровский вестник». Но и в прошедшие времена ржевским событиям часто уделялось общецерковное внимание. В 1908-1918 годах заметки о происходивших в Ржеве событиях церковной жизни часто публиковались на страницах еженедельного журнала «ЦЕРКОВЬ» и «СЛОВО ЦЕРКВИ». А рассказ о жизни и трагической гибели протоиерея Андрея Попова и повествование о чудесном освобождении жителей города в марте 1943 года были опубликованы во всероссийском старообрядческом церковном календаре за 1948 год.

Кроме того, деятельность ржевской общины  находит свое выражение в разных формах общественной и церковной жизни. Благодаря всему этому о Ржевской общине среди старообрядцев достаточно хорошо известно.

Что же касается самого Покровского храма, который чудесным образом остался невредимым за прошедшее столетие и теперь торжественно встретил свой вековой юбилей — о нем можно говорить особо. Но лучше всяких слов о его внешнем и внутреннем — духовном — благолепии говорит та любовь, которую испытывают к своему храму его прихожане. Недаром, как мне говорили, в последние годы в Покровский храм возвращаются многие из тех, кто был когда-то крещен здесь, но долгие годы не приходил сюда.

Что бы Вы пожелали в дни столетнего юбилея Покровского храма его прихожанам и всем жителям Ржева?

— Желаю быть истинными и добрыми христианами, верными традициям древлего православия и продолжать преемственность той духовной жизни, которая во все времена выдвигала из народа великих святых и ревностных подвижников, которая на протяжении многих веков не прекращалась в городах и селениях по всей Святой Руси, а в Ржеве — продолжалась и в годы гонений и притеснений.

И да будет Господь в помощь всем вам в вашем христианском житии, на пути ко спасению!

Поделиться: