Как брать просфору

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    Просфорой, или просвирой, называется круглый церковный хлеб небольшого размера, испеченный из муки и воды с добавлением соли. На верхней части просфоры ставится печать с изображением восьмиконечного Креста Христова и надписью: «Се Агнец Божий, вземляи грехи всего мира». Во время чтения Полунощницы и Часов совершается Проскомидия, когда священник вынимает из просфор частицы за живых, достойно звания христианского живущих православных христиан-старообрядцев, и за усопших в вере и благочестии. В конце Литургии (обычно во время ограждения молящихся св. Крестом, а в некоторых храмах — несколько раньше) просфоры, из которых были вынуты частицы, раздаются верующим для потребления (вкушения), иногда, в больших приходах, в разрезанном виде. Беря просфору, следует помнить, что она является не простым хлебом, а одной из святынь, так как имеет отношение к Телу и Крови Господа. Поэтому брать ее и употреблять (т.е. съедать) не следует тем, кто по грехам своим не может прикасаться к церковным святыням (об этом уже говорилось выше). Тем же, кто достойно касается святыни, следует относиться к просфоре с благоговением и страхом Божиим. Вот как говорится об этом в одном из древнерусских наставлений: «Когда потребляешь просфору, взяв ее у священника после Литургии, помни, как ее употребить: со всей осторожностью, стоя, а не сидя; и надо постелить чистый плат и над ним потребить. Или над столом, или над чем-либо чистым, чтобы по твоей небрежности не падали крохи и не были бы затоптаны, хлеб бо той свят есть. И чтобы достойно вкусить просфору, нужно того дня все церковное правило «слушать», т.е. молиться: Вечерню, Павечерницу, Полунощицу, Утреню, Часы и Обедню… («Сын церковный. Памятник древнерусской церковной литературы: славянский текст и перевод с комментариями». М., 1995, с. 164) . Нужды ради (болезнь, дальность расстояния от храма) многие накануне праздника не приходят в храм, а желают вкусить святыни, таковым нужно дома молиться за церковную службу, как указано в книге «Молитвенник» в главе «О домашней молитве».

    Потребление просфоры должно быть спокойным, без поспешного проглатывания. Затем потребивший молитвенно благодарит Господа, совершая три поклона с крестным знамением, первые два — в пояс, а третий — в землю. При этом произносят молитву: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си (поклон земной)».

     Дора, или антидор (с греческого буквально «вместо дара»), — просфора, а вернее, остатки (называемые еще «подножие») той просфоры, из которой на Проскомидии был вынут св. Агнец для последующего (в Литургии верных) освящения священнослужителем (иереем или епископом) и преложения Духом Святым в истинное Тело Христово.

    Церковный обычай раздавать «дары» восходит к христианской древности, когда в каждый воскресный день за Литургией во исполнение заповеди Спасителя: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19) — были причащающиеся (не только младенцы) Св. Тайн Тела и Крови Христовых. Не сподобившимся «сих страшных Даров» (Симеон Солунский), но живущим достойно звания христианского св. Церковь, как бы взамен Св. Тайн, предлагает меньшую святыню на благословение и очищение души и телу. Как и когда это совершается? После причащения себя (во время пения причастных стихов) священнодействующий раздробляет «подножие» по потребности: каждый священник примерно знает, сколько достойных могут приступить к этой святыне; при необходимости можно присовокупить и просфору Богородичную, и другие, из числа семи. После заамвонной молитвы, во время пения (или чтения) 33-го псалма, священнослужитель (епископ или иерей) раздает «дары» народу. Раздавая дору, он складывает персты руки так, как на благословение и крестное знамение, и берет дору тремя перстами, т.е. большим, безымянным и мизинцем, и к каждому приходящему говорит: «Милостив и щедр Господь, пищу дал есть боящимся Его» (Пс. 110, 4). Приходящий кланяется священнослужителю в пояс (без крестного знамения), затем, перекрестившись с молитвой Исусовой, принимает в правую свою руку св. дары, поддерживая левою, целует дающую руку священнослужителя, отходит на свое место и, не крестясь, потребляет дары с благоговением. Как правило, в тех приходах, где это имеет место, потребив св. дары, молящийся берет свою просфору, перекрестившись, целует ее во св. Крест и потребляет со страхом Божиим. После потребления доры и просфоры молится, как было указано выше. А благословенный Всенощный хлеб (если он есть) предлагается молящимся во время целования Креста. Как подходить ко Кресту, будет сказано ниже. Поцеловав св. Крест, берут благословенный хлеб и, потребив его, благодарят Бога следующей молитвой и поклонами: «Твоих даров достойны сотвори нас, Богородице Дево (поклон), презрящи согрешения наша (поклон), и подающи исцеления, иже с верою приемлющим благословение Твое, Пречистая» (поклон земной).