Исповедникам и причастникам

Главная К сведению В старообрядческом храме Исповедникам и причастникам

Исповедникам и причастникам

Как правило, священники принимают на исповедь в каких-либо закрытых помещениях внутри стен храма (например, в Покровском храме на Рогожском — в приделах за главным иконостасом), ко входам в которые выстраиваются исповедники. Ожидая своей очереди войти к священнику, следует вести себя спокойно и благоговейно, проводя время в размышлении о своих грехах и во внимании к совершаемой в храме службе. Перед тем как непосредственно идти на исповедь, принято совершить три земных поклона перед образом Божиим с молитвой «Боже, милостив…», а затем без крестного знамения поклониться в землю стоящим в церкви людям со словами: «Простите Христа ради». Они же, кланяясь в пояс, отвечают: «Бог простит». Войдя к священнику, исповедующийся четырежды кланяется в землю перед Святым Евангелием и Честным Крестом, лежащими на аналое, с молитвами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон), создавыи мя, Господи, помилуй мя (поклон), без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго (поклон)», «Приими мя, Господи, кающася, и помилуй мя» (поклон).

Напомним здесь очень важное действие исповедника во время самого исповедания грехов, в настоящее время почти полностью повсеместно забытое и неприменяемое. Вот его содержание: когда исповедник исповедует свои грехи или духовный отец его спрашивает о грехах, то, если есть соделанный грех, тогда исповедник на каждый грех кланяется в землю (без крестнаго знамения) святому Евангелию и Честному Кресту, в сердечном сокрушении обращаясь к духовному отцу со словами: «Грешен (или «грешна»), прости Христа ради, отче честный». Если же на какой вопрос нужно по правде ответить нет, т.е. не согрешил в том, тогда исповедник со смирением стоя отвечает: «Благодатиею Божиею сохранен(а)». Употребление этого обряда во время Исповеди усиливает действие Таинства Покаяния, привлекает благодать Божию на исповедника, что дает возможность ему чистосердечнее и полнее покаяться в своих грехах. А на будущее — после исповеди — получить больше решимости и силы противостоять греху. Духовным отцам необходимо обратить на это внимание и приложить пастырское усилие, чтобы возродить и утвердить доброе и спасительное для себя и своих духовных чад.

После беседы со священником (окончания исповеди) исповедующийся вновь кланяется трижды в землю Св. Кресту и Евангелию с молитвой «Боже, милостив», а затем просит у иерея благословения причаститься Святых Христовых Тайн (о том, как правильно просить священнического благословения, см. ниже, в главе «О благословении…»). Когда покаявшийся в грехах человек выходит от священника, то совершает те же поклоны, только в пояс, какие творил, входя на исповедь. Люди же на поклон, обращенный к ним, отвечают: «С чистым покаянием». На следующее утро (в Москве, на Рогожском, обычно с 5 часов) в храме совершаются для говеющих Причастные часы, Поновление и общее окончание Исповеди с чтением разрешительных молитв. На этих службах все поклоны поясные, но есть и несколько земных (например, после «Достойно есть»).

Скажем здесь для спасительного назидания и о благообразном поведении при принятии св. Причастия (как правило, это бывает в Великий пост и в другие посты, а также, в немногих общинах, вне постов). Сподобившиеся (после Исповеди) приобщиться Святых Тайн правоверные христиане должны отмолиться Правило говения в течение седмицы (см. в конце Приложение III), накануне и в день причащения необходимо молиться Правило ко Святому Причащению, которое включает в себя Правильные каноны, Причастные часы, Причастный канон и Молитвы ко Святому Причащению, а также Вечерню, Павечерницу, Полунощницу, Утреню, Часы и Божественную Литургию. В конце Литургии, после возгласа «Святая — святым», причастники по чину и благообразно прикладываются к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем по установленному во святой Церкви порядку, как выше уже было описано. В больших общинах, где бывает много причастников, начать прикладываться можно после «Достойно есть».

К открытию Царских врат причастники приближаются к амвону и, после возгласа «Со страхом Божиим и верою приступите» поклонившись в землю (без крестного знамения), выслушивают Прощение, читаемое диаконом (или уставщиком), затем, поднявшись и сложив руки крестообразно, как выше изложено, слушают со вниманием читаемые священником молитвы. По окончании молитв диакон или священник призывает: «Земной поклон Телу и Крови Христовой», — и все причастники, перекрестившись, «земно» кланяются Святым Тайнам. И подходят ко святой Чаше по чину: чтецы, отроки, отроковицы, девицы, мужи и жены (сначала клирошане, затем и остальные, по порядку, как стоят в церкви на молитве).

Приближаясь к Чаше, причастник совершает крестное знамение (без поклона) с молитвой Исусовой и складывает крестообразно руки. Приняв со страхом Божиим Святейшие Дары — Тело и Кровь Христовы — причастившийся творит крестное знамение с молитвой Исусовой и целует нижний край основания (подножия) св. Чаши, что знаменует прободенное ребро Христово, из которого истекла спасительная Кровь, которую причастник только что принял «телу во здравие, а душе во спасение». После этого причастник также со сложенными крестообразно руками идет к столику, стоящему обычно за левым клиросом, на котором стоит сосуд с теплотой и блюдо с дорой или просфорами. Здесь причастник берет кусочек доры, потребляет и запивает теплотой трижды (ложечкой). В это время у столика стоит с чистым полотенцем кто-либо из благочестивых христиан и вполголоса благоговейно поздравляет причастника следующими словами: «С принятием Святых Таин, телу во здравие, а душе во спасение!» На что причастник также вполголоса отвечает: «Спаси Христос». Также причастнику после потребления доры и теплоты предлагается край полотенца, чтобы вытереть уста. Оно должно быть длинным, белым и из хлопчатобумажной или льняной ткани. На другие потребы применять его нельзя. А после стирки его воду вылить в укромное место или церковный колодец, куда сливают воду из купели крещения. 

По окончании Литургии все причастники должны выслушать с глубоким вниманием благодарственные молитвы.

В этот день трапеза должна быть скромной и умеренной, желательно без алкогольных напитков. Всячески должно стараться в этот день не плевать и не допустить невольных выделений из уст, до того момента когда причастившийся поспит. По принятии Святых Таин подобает пребывать более в молчании, благодарных чувствах и умной молитве.

Поделиться: