Главная » К сведению » Погребение и поминовение усопших » Заупокойное чтение Псалтыри

Заупокойное чтение Псалтыри

Поиск

Предстоящие события

Древним и общепринятым обычаем православ­ных христиан является чтение над
гробом Псал­тыри. В первые века христианства у гроба с телом усопшего пели
хором избранные псалмы, как об этом свидетельствуют св. Иоанн Златоуст, блаж.
Августин и другие свв. отцы. Впоследствии обыч­ным стало непрерывное чтение
всей Псалтыри по особому заупокойному чину.

Наи­большую пользу как душе усопшего, так и самим молящимся приносит чтение,
не прерываемое ни днем, ни ночью. Поэтому, если есть возможность пригласить
двух или более чтецов, которые могли бы сменять друг друга, лучше эту
возможность использовать. Читают неспешно, особой распевной погласицей,
напоминающей чтение поучений из Зла­тоуста или Пролога. Псалмы читаются над
гробом с двоякой целью. Во-первых, как уже было сказано, необходимо усиленно
молиться за душу, которую в это время ангелы-хранители несут пред лице Божие
через стаи нападающих на нее злых духов. Во-вторых, чтение Псалмов заменило
языческий обычай причитания или душераздирающего плача над покойником. Убеждая
христиан своего времени полностью оставить этот обычай, св. Иоанн Зла­тоуст
ссылается на псалмы и советует искать уте­шения в молитве и слове Божием: «Скажи
мне, подумал ли ты, что содержат в себе эти песнопения и какой! смысл
заключается в них? Не славословим ли, и не благодарим ли мы в них Господа за
то, что Он наконец увенчал отшедшего, что избавил его от трудов, что, освободив
от страха, водворил его у Себя? Не для этого ли песнопения? Не для этого ли псалмы? Подумай о том, что
поешь ты в это время: Ты еси прибежище мое
от скорби одержащия мя (Пс. 31, 7). Возвратися, душе моя, в покой твой, яко
Господь благо сотвори тебе (Пс. 114, 7), Не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.
22, 4).
Подумай, что означают эти псалмы? Если ты действительно веришь
тому, что произно­сишь, то напрасно плачешь и сетуешь».

Исходя из утешительной, поучительной цели чтения псалмов над умершим нет
оснований за­прещать это чтение в воскресные и праздничные дни, если гроб стоит
не в церкви, а дома. Домашняя заупокойная молитва не унижает чести празднич­ного
дня, но прежде всего является делом духов­ной милости душе усопшего, а также
служит успо­коению одержимых скорбию душ родных.