Главная » К сведению » Погребение и поминовение усопших » О видах предсмертного напутствия ввиду отсутствия священника

О видах предсмертного напутствия ввиду отсутствия священника

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    Иногда священники благословляют духовным чадам, живущим на большом расстоянии от храма Божия, иметь у себя
    дома запасные Св. Дары. В случае неотложной нужды христианин может причаститься
    сам или причастить опасно больного или умирающего ближнего по особо
    составленному чину, непременно после покаяния и исповедания грехов. Но это
    допустимо лишь в случае, когда действительно невозможно скоро призвать священ­ника.

    Часто на смертный случай в домах держат так­же и святую воду великого
    Богоявленского освя­щения, или, как называют ее в народе, Великую воду. Этот
    обычай особенно распространился в те времена, когда старообрядческое священство
    было гонимо и малочисленно, так что многим из хри­стиан десятилетиями
    приходилось оставаться без Св. Причастия. Следует однако помнить, что св. вода,
    имеющая великую благодатную силу, все же не может сравниться с Телом и Кровью
    Христовой и не заменяет их. Древнее церковное обыкновение указывает давать эту
    воду вместо Причастия тем, кто за какие-либо грехи отлучен от Св. Причастия.
    Итак, св. вода может быть использована для освя­щения и напутствия, но
    христианин всячески дол­жен заботиться о том, чтобы отойти из этого мира и
    предстать перед Богом в чистом покаянии, спо­добившись причастия Св. Тела и
    Крови Господа нашего Исуса Христа.

    Более всего обязанность о причащении умираю­щих лежит на совести пастыря,
    духовного отца. В одной из своих бесед св. Иоанн Златоуст воскли­цает: «Если
    хотя бы один отойдет (из жизни) не­причастным Св. Тайн, то не все ли свое
    спасение погубил епископ и иерей (по вине которого это про­изошло)!» Но если
    родные и близкие умирающего не позаботились о том, чтобы призвать свя­зника, то
    весь грех ложится на них. Умирающий может причаститься даже после еды, но, как
    уже сказано, непременно с посильной исповедью и покаянием (9-е правило патриарха Никифора Цареградского).
    Препятствием не может быть и то, если умирающий не может удержать во рту пищу
    или изблевывает ее. Причащенный, он и этом случае получает освящение, ибо
    благодать Божия преодолевает немощь тела. Если же больному случается пускать
    слюну и т.п. вскоре после Причащения Св. Тайн, то ему предоставляется чистый
    сосуд, из которого затем все надо вылить в реку или зарыть поглубже в чистом и
    непроходимом месте. И тогда, — пишут отцы, — «дар Божий несть изблеван». Но уже
    потерявшему сознание, невменяемому и тем паче испустившему дух человеку Святые
    Дары подавать запрещено (Карфагенского
    соб. пр. 18; Трулльского соб. пр. 84).