Вязниковские пустынножители в середине XVII века укрылись в гуще владимирских лесов сначала от суеты мира, а затем и от церковного возмущения, учинённого патриархом Никоном. Подвиги святых отцов привлекали к ним многих учеников и укрепляли христиан в древлеправославной вере. Когда об этом стало известно в Москве, в вязниковские пределы для поимки иноков был направлен вооружённый отряд под началом полковника Александра Лопухина.
Будучи уже столетним старцем, св. Прохор прослышал о надвигающейся беде. Он благословил многочисленных учеников своих хранить святую веру, скрываясь от гонителей. О себе же просил не безпокоиться, пообещав «дальше всех убежать от рук ловящих». Возжегши свещу и покадив келью, св. Прохор сотворил молитвы «на исход души», возлег на одр, оградил себя крестным знамением, сложил крестообразно на груди руки и мирно предал душу Богу. Ворвавшиеся в келью каратели застали среди клубов фимиама бездыханное тело святого исповедника.
Св. Вавила родился в Западной Европе, окончил парижскую академию, был умудрён в светских науках, владел греческим, латинским, еврейским, немецким и славянским языками, и ранее исповедал «веру люторскую». В царствование Михаила Фёдровича Вавила оставил заблуждения прежней веры, пришёл в русские пределы, принял истинное крещение, и постригся в иноки. Он обладал от рождения богатырской силой, более 30 лет смирял плоть тяжёлыми веригами и суровым постом.
За обличение никоновых новин св. Вавилу схватили вместе с другими пустынножителями. На все попытки склонить его к принятию нововерия исповедник твёрдо отвечал, что пришёл с Запада, потому что доподлинно уверился: истинная Вера Христова сохранилась только на Святой Руси. «Как же прежние догматы и предания могут быть неблагочестны, — говорил многомудрый отец, — когда ими же мя тогда увериша в истине и благочестии Православия?» Вдохновляемый Духом Святым, угодник Божий исповедывал: «Яко един Господь, едина Вера православная, едина Церковь кафолическая. Испытах единожды, веровах единожды, обещахся единожды. Не солгу Тебе Господи! Не предам благоверия, имже всеблагодатне просветихся. Не приемлю новоправленного вами благочестия, наводящего на ны отеческия клятвы и Божие негодование! Ибо само имя новости нетвёрдость основания являет». Св. Вавила просил доставить его в Москву, чтобы в открытых прениях отстоять Истину перед самодержцем, восточными иерархами и русскими епископами. Ответом на эту просьбу был приказ: пытать св. старца, и затем сжечь в срубе. Это было исполнено в 1666 году.
Св. Леонид был учеником старца Прохора и сподвижником отца Вавилы. Постоянно пребывая в молитве, упорно смирял себя железными веригами и неослабным постом. Был схвачен и доставлен к полковнику Лопухину. Сначала его увещевали словом, затем дыбой, железом и огнём. Не отрекшегося от старой веры св. мученика после пыток сожгли в срубе.
Вместе с отцами Прохором, Вавилой и Леонидом в вязниковских лесах подвизался инок Ияков. Уже на земле угодник Божий показал образ небесной жизни. Своими подвигами благочестивый старец явил победу над страстями. И Господь сподобил его принять мученический венец. После жестоких пыток св. исповедника вместе с другими вязниковскими пустынножителями, чьи имена Бог весть, заживо сожгли.