Поиск

Предстоящие события

После этого через несколько лет отошел ко Господу сын ее, благоверный князь Константин. Тогда приходит в Тверь второй сын ее из города Кашина, благоверный князь Василий Михайло­вич, прозвищем Кашинский, и молит матерь свою, преподобную и благочестивую великую княги­ню, чтобы перешла из города Твери в господству­ющий его город Кашин, дабы посетить отчину свою и дабы ему видеть там воистину святое и ангелоподобное лицо ее и доброй ее жизнью постоянно наслаждаться. И так молил ее: «О, мать моя, преподобная и благоверная великая княгиня Анна! Так Богу угодно было, что скон­чался брат мой, твоими поучениями всегда на­ставляемый. Хотя и было мне и скорбно, и весь­ма неутешно, что лишен я был сладкого твоего учения, но не хотел оскорбить брата моего и молить тебя, чтобы перешла жить в город мой Кашин. Ныне же не могу терпеть, чтобы быть мне лишенным лицезрения твоего ангелоподоб­ного вида».

Преподобная мать его отвечала ему и гово­рила: «Чадо мое возлюбленное! Сурова наша иноческая жизнь и даем неложное Христу обе­щание, что до последнего своего дыхания будем на одном месте, на котором обещаемся терпеть всякую скорбь Христа ради. Если же все-таки кто-то зовет, или из-за частых гонений, или из-за наносимых скорбей, бывающих понесшим тяго­ты и повседневные горечи Христа ради, то и это подобает презреть ради любви к Богу. Лишь ради некоего смирения подобает уходить в дру­гое место по Христову слову. Если гонят вас из города, бегите в другой город. Ныне же с помо­щью всесильного Бога нет в городе этом ни гоне­ния, ни иных находящих скорбей, как в прежнее время было при отце твоем, великом князе Ми­хаиле Ярославиче от нашествия поганых и своих сродников крамолы и зависти. И если остав­лю город этот и в тот город переселюсь, буду подобна ищущим славы мира сего. «Никто же, — рече Сын Божии, возлож руку на рало, зря вспять, управлен будет во Царство небесное».  

Ибо Аврааму, праотцу наше­му, не было бы повеления от Бога оставить оте­чество свое и переселиться в чужую землю, если бы не мешало почитание идолов его отцами его любви к Богу и богопознанию. И как могу ос­тавить город этот, которому даровал всещедрыи Бог своего страстотерпца и моего князя Михаи­ла? Его в защиту и помощь имеет ходатаем к Богу весь город этот, а я имею перед очами мо­ими пресвятое и страстотерпческое тело его. И глядя на него, усердно подвизаюсь в добром этом подвиге. Его молитвами, словно некими крыль­ями, устремляюсь умом своим к Богу. Нет, чадо мое, перестань понуждать меня переселиться в город свой Кашин. И впредь не докучай мне этим».

Он же со слезами молил блаженную и не хотел поднять головы от святых ног ее. И снова говорил ей: «Ты знаешь, преподобная мати моя, что от младых ногтей моих привязан к твоей любви и тобою более прочих братьев моих лю­бим был и никогда повелений твоих не ослу­шался и никогда не хотел разлучаться с тобою. Но Божиих судеб никто не может постигнуть, ибо по жребию и благословению святого отца моего и твоему достался мне в удел город тот и любезен мне покорностью и послушанием бояр моих, и вельмож, и всего народа. Если бы и хотел оставить город тот и переселиться сюда после смерти брата моего и слышать воистину источа­ющие мед твои голос и поучение, и лицезреть твой ангелоподобный лик, то никак не оста­вят меня вельможи мои и весь город из-за моей любви к ним, чтобы мог оттуда переселиться. Поэтому по совету бояр моих, и вельмож, и всего города пришел молить тебя, ибо весь город желает видеть ангелоподобный твой вид и иметь тебя среди нас и просит, чтобы посетила препо­добная и благоверная княгиня Анна отчину свою.  «Давно, — говорят, пребывает в том городе такая благочестивая и святая ветвь, выросшая от благородного родителя, и будет нам немалая печаль, если лишимся пресладкого учения. Иди, сказали, благоверный князь, в город Тверь и моли преподобную матерь, да переселится в город Кашин, свою отчину, чтобы было городу нашему Кашину и всей волости его пришествие ее в веч­ную похвалу. Ибо городу Твери даровал Бог го­рячего молитвенника и скорого заступника, стра­стотерпца, отца твоего, благоверного и великого князя Михаила Ярославича. Нашему городу не­пременно дарует всещедрый Бог преподобную матерь твою, благоверную и великую княгиню Анну, в помощь и заступление из рода в род, до скончания века. Только усердно постарайся пойти в город Тверь умолить матерь твою, и благой Бог исполнит желание сердца твоего». Поэтому, о святая и блаженная мати моя, да не оставишь меня ожидать твоего к нам переселе­ния, да не презришь моления всего города, более же всего моего моления, возлюбленного сына тво­его, чтобы не быть мне снедаемым печалью, если буду лишен твоих источающих мед бесед. Луч­ше мне здесь умереть, нежели возвратиться ни с чем в свой город».

Такие слова благоверный князь Василий со многими слезами говорил преподобной матери своей и молил в душе Бога, чтобы сбылось желание сердца его. Блаженная и преподобная княгиня Анна, слыша такое моление сына своего и видя веру его, не без Божия промысла рассудила, что быть этому. Поскольку Богом послан был к ней, склоняется на моление его и обещает переселиться в свою отчину и там пребывать до дня отхода своего к Богу. И так говорит ему «Будь, сын мой возлюбленный, по твоей воле, если и Господу так будет угодно».

Благоверный же князь, сын ее, слыша такие слова, радостью многой наполнился и всесиль­ного Бога прославил, что не презрел моление его. Тогда преподобная и великая княгиня Анна созывает к себе постниц, бывших в монастыре том, и сообщает им о своем отшествии от них. Они же, услышав от преподобной такие слова, исполнившись слез, говорили: «Куда идешь, гос­пожа наша, и зачем хочешь разлучиться с нами? Или чем прогневали тебя, или неправедно по­ступили перед тобою, или скорбь какую причи­нили твоему непобедимому и терпеливому сми­ренномудрию? Или горожане гонят тебя от нас? Поведай нам, преподобная мати, причину отшествия своего».

Она же говорит им: «Плачьте, сестры мои. Видите, как сын пришел из Кашина града, бла­говерный князь Василий. Он понуждает меня и молит со многими слезами переселиться от­сюда в его город. Я же долго отказывалась, что­бы не разлучаться с вашей постнической жиз­нью. Он же непрестанно молил меня, чтобы по­шла в Кашин град. Я же рассудила в себе: не без Божия промысла это, но Богом послан при­шел ко мне, моля мое смирение, чтобы пересе­литься отсюда. Если Бог хочет так и по молитвам вашим усердным мне во благо, хочу идти в город к сыну моему, благоверному князю Васи­лию. Вы же, сестры мои, оставайтесь здесь с Бо­гом и в молитвах своих поминайте мое смирение».  

Они же сказали ей: «Если, госпожа наша, ухо­дишь от нас, на кого воззрим и кто нам путь смирения, и кротости, и безмолвия покажет? Кто нам без тебя поучение подаст? И как сможем ловушки диавола перейти?»

Блаженная же сказала им: «Благой Бог благодатию Своей да сохранит вас от многоплетен­ных сетей вражиих. Только молю вас: имейте попечение о душах своих, и красоту девства ва­шего храните без всякого вреда, и свечу вашего доброго служения соблюдите неугасимой, пока не придет Жених, Христос Бог наш. И если найдет нас в первом нашем воздержании и доб­ром исполнении иноческого жития, тогда введет нас в Небесное Свое Царствие со всеми святы­ми. Если же не таких нас найдет, непременно скажет, даже если девами будем: » Отъидите от Мене, яко не веде вас » и тогда плакать будем во веки веков, что погубили труд монашества нашего. Но подобает нам со всяким смиренно­мудрием и кротостью духа молить человеколю­бивого Бога, Господа нашего Исуса Христа, чтобы сподобил нас с мудрыми девами быть наслед­ницами Небесного Своего Чертога и чтобы со­хранил нас по Своей благости на добром пути невинными и непорочными, ибо подобает Ему всякая слава вовеки. Аминь».

Они же, слыша ее поучение, весьма удивля­лись безмерному ее смирению и говорили ей: «О, госпожа наша, преподобная мати, кто видел твое безмерное смирение, и любовь, и послушание, и терпение, кротость и незлобие, и милосердие ко всем, пользу своей жизни получали и Всемилос­тивого Бога прославляли. Мы же, видевшие твое постническое житие, пост и воздержание, и все­гдашнюю любовь к Богу, тем большую пользу по­лучили. Ныне же, госпожа, уходишь от нас. Как не сетовать нам из-за разлучения с тобою? И как нам не плакать, когда лишаемся, что даровал нам Бог? Молим тебя, госпожа, не оставляй нас, сирых, но будь с нами».

И такими словами хотели удержать неудер­жимую, думая, что послушает их и останется с ними. Но блаженная и преподобная мать утешала их кроткими поучениями и говорила им: «Не скор­бите, сестры мои и госпожи. Хотя и ухожу от вас, но и там вы со мною будете, и я с вами духом буду. И если Всеблагой Бог соединил нас союзом ду­ховной любви, как разлучимся или разъединим­ся?»

И попрощавшись, и поцеловав каждую свя­тым целованием, ушла в соборную церковь и там долго Богу молилась, чтобы осенил ее по Своему человеколюбию, где же велит ей быть. Припада­ет также со многими слезами и ко гробу супру­га своего, страстотерпца Христова, благоверного князя Михаила, чтобы помогал ей там молитва­ми своими. «Ибо, говорила, стяжала в тебе великого ходатая к Богу и молитвенника». И так помолившись и приняв благословение от епис­копа, отправилась в путь.

Люди же все плакали об отошествии препо­добной, ибо мнилось им тогда и говорили: «Про­гневался на нас Бог из-за ее отшествия. Если бы не согрешили перед Богом, не попустил бы уйти преподобной из города нашего».

Благоверный же князь Василий, дав бывшим там постницам большую милостыню и снабдив пищею, и всем нищим в городе большую милос­тыню подав, получив благословение от еписко­па, уходит в свой город, взяв с собою и матерь свою, преподобную и благочестивую великую княгиню Анну, прославляя в сердце своем Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу, что исполнилось благое желание его.

Когда же приблизились к городу Кашину, вышли все люди города Кашина, священники и иноки, мужи и жены, и старцы с юношами, чтобы встретить преподобную и блаженную Анну. И опережая друг друга, хотели увидеть преподоб­ную; иные, прикасаясь к краям одежд ее, прини­мали освящение, иные же освящались только ви­дением ангелоподобного лица ее и прославля­ли Бога и Его Пресвятую Матерь, и так возгла­шали: «Прими, славный город Кашин, свою по­хвалу и славу неотымаемую, и радость вечноцветущую: она твоя, и подлинно плод богоданный и ветвь благочестивую снова Преблагой к тебе приводит. И радуйся радостью непобедимою из рода в род, радости твоей никто не отнимет у тебя».

И так Божиим промыслом и Его волей пре­подобная и блаженная великая княгиня иноки­ня Анна, супруга великого князя Михаила Твер­ского, переселилась из города Твери в свою от­чину, в славный город Кашин. И начала там под­визаться в больших трудах и подвигах, постом и молитвою непрестанною вооружаясь на невиди­мого врага, и стоянием всенощным победила бе­совские нападки. И так сокрушила себя блажен­ная постом и многим воздержанием, как толь­ко возможно человеку. Как говорит пророк: «Прилпе кость моя плоти моей, и колена моя изнемогосте от поста и плоть моя изменися елея ради». И поко­рилась плоть духу, жилищем стала и престолом Пречистой, Единосущной и Нераздельной Тро­ицы. Христос со Отцем и со Святым Духом, придя, сотворил обитель Себе в пресвятой душе ее и так возлюбил красоту и благородие  чи­стоты ее, что и после смерти сохранил святое тело ее невредимым от тления, как ныне всем видно воочию.

Блаженная же любила безмолвие и ни с кем не беседовала, но только когдаприходил к ней сын ее, благоверный князь Василий, учила его, как ради любви к Христу презирать этот ви­димый мир и ни во что ставить красоту века этого. Любить же, и бояться, и почитать страшного и славного Всесвятого Бога, и Его вечных благ ис­кать милостынею и благотворением нищим. И говорила ему: «Ничто так не просвещает человека и не приводит к престолу Божию, как милостыня и память о смертном часе. Ибо, чадо мое возлюбленное, царь или князь, богатый или нищий, раб или свободный все смерти преда­ются, и никто из них не пребывает на земле веч­но, но, как тень, скоро преходит и, как цвет, скоро увядает. Держись же правды, ибо правда вове­ки пребывает. Праведный же, говорит приточник: «От веры жив будет, вместо же его предается нечестивыи.  А если смирен, и кроток, и мило­стив, и «аще, рече, тако поживеши, будеши долголетен на земли, и никто же на тя злое помыслит когда, и сопостатом твоим страшен будеши, и вечнаго блаженства от Господа нашего Исуса Христа покой на небесех приимеши».             И этими поучениями наставляла сына свое­го, благоверного князя Василия, отпуская его в дом его. Сама же с Единым Богом беседовала, молитвою непрестанною и прочими боговдохновенными делами просвещая душу свою.

Благоверный же князь Василий, такими по­учениями от преподобной матери научаемый и наставляемый, как дерево, напояемое при источ­никах вод и сторицей взращивающее плод, ни­когда не преступал наставлений богоблаженной и усердно стремился следовать по стопам ее.