Иноческий постриг

Иноческий постриг

Поделиться:

После этого приходит она в девичий монастырь называемый Софийским, в котором храм Премудрости Слова Божия, и там кланяется Богу обливаясь радостными слезами, и многие часы Богу исповедуется. Рассказывает о себе с вели­ким смирением живущим там долгое время по­стницам и молит с кротостью, чтобы быть со­причисленной к их лику. Они же необычной перемене и великому смирению блаженной уди­вились, ибо как раба молила их, а была всем госпожа. Поэтому боялись, и ужасались, и с тре­петом великим слушали слова великой княги­ни Анны. Видя же сына ее, благоверного князя Константина, и всех бояр плачущими, удивля­лись, как такой плач не может оторвать блаженную от любви к монашеской жизни.

Она же повелевает постричь себя в святой ангельский образ. И было так, и привела себя непорочной в жертву Богу, и, словно юница нескверная, принесла себя на всесожжение Вышнему Архиерею Господу нашему Исусу Христу, и отверглась мирских соблазнов, словно птица от силков и словно серна от тенет, и весьма радова­лась о Господе Боге своем, что получила жела­ние сердца своего, ибо от юности своей непрес­танною молитвою Бога молила, чтобы сподобил благое Его иго понести и славой Единого Бога истинно наслаждаться.

И так благодатию Христовою начала подви­заться в посте, и молитвах, и всенощном бдении, и, слезы многие изливая, непрестанно томила себя голодом и жаждою, ибо сказано, что подобает плоть презирать, более же заботиться о душе, вещи бессмертной, зная, что тяжек труд иночес­кой жизни и многими трудами подобает войти в Царство Небесное. Ибо трудно достигается Царство Небесное, и поистине труженики достигают его. Смирение же и кротость весьма любила, ибо знала, что смирением все коварства вражий раз­рушаются. Послушанием же всем одинаково покорялась.

О, Господи, кому поведать о тех слезах, о тру­де, смирении, и кротости, и послушании, и терпе­нии, и бодрствовании, и всенощном стоянии, и любви к Богу! Как постигнуть словами и писа­нию предать, ибо вечно поется: «Прилпе душа моя по Тебе, Христе Боже, и возжада душа моя къ Богу крепкому и живому. Когда прииду и явлюся лицу Божию». И так с помощью всесильного Бога вскоре превзошла добродетелями всех бывших там постниц.

Когда же приходил к преподобной сын ее, благоверный князь Константин с вельможами своими за благословением и поучением, она по­учала его, как Бога бояться и угодное Ему де­лать, и ничего из видимого не предпочитать боль­ше любви к Нему, и на Него уповать. «Ибо Он, говорила, Царь царствующим и Господь господ­ствующим. Им цари царствуют и сильные дер­жат землю. Он же кому хочет, дает царство. Он же умертвляет и оживляет, и низводит в ад и воз­водит из ада, и разоряет и делает богатым, сми­ряет и возвышает, восставляет из земли, воскре­шает страждущего из гноища и сажает с могу­щественными, и престол земного царства дает ему. И нет никого, кто может противиться вели­чию славы Его и противиться воле Его.Как и пророк Давыд говорит: «Ты страшен еси, и кто противустанет Ти. Яко Бог велии Господь и Царь велии по всей земли, яко в руце Его вси концы землении, и высоты гор Того суть». Поэтому, вспоми­ная Его, подобает не величием власти своей гордиться, но быть смиренным и кротким, и ненави­деть неправду, помнить же смертный час и во всем следовать отцу своему, великому князю Михаилу».

И так поучив его, преподобная отпускала в дом его. С прочими же отнюдь не беседовала великая, но в молчании пребывала и одному Богу в молитвах упражнялась, поя Господу в сердце своем: «Господь помощник мой и защититель мой, на Того упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему». И так исповедуясь Ему, и день ото дня восходя к Нему в сердце своем, душу свою просвещая божественным светом и созер­цание ума очищая, словно бесплотная во плоти подвизаясь и чина бесплотных усердно стремясь достигнуть, непрестанного познания духовного, боговидения и богоразличения хотела получить.

Имея же в уме память смертную и помня об этом часе, весьма плакала, как при исхождении от тела испытание душам бывает от лукавых бесов. И поистине люто тогда бывает душам, не имевшим плода благих дел и во временной этой жизни не стремившимся угодить Богу и избег­нуть вечного осуждения. Поэтому и божествен­ный апостол Павел, уча нас, говорит: «Облецетеся, рече, во вся оружия Божия, яко возмощи ваъ стати противу кознемъ диявольским, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к міродержителем тмы века сего, к духовом злобе поднебеснымъ. Сего ради возьмéте вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявши стати». И как голодному невоз­можно быть без хлеба, так и хотящему спастись невозможно не помнить о смерти.

Поделиться: