Лестовка — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.
Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.
Устройство и символика лестовки
Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени — 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда — ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек — отсчет количества отмоленных лестовок — в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.
Впервые употребление лестовки (или вервицы) было установлено в Церкви в IV веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей по любви своей к Богу каждый день совершали по книгам церковным установленное святым Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книге было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то же время простейшей молитвы: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго» — молитвы Исусовой. За весь Псалтырь было установлено молиться шесть тысяч этих молитв, за полунощницу — шестьсот, за утреню — тысячу пятьсот и так далее. Подробнее об этом см. в книге «Устав о христианском житии» (а также в книгах «Святцы», «Малый домашний Устав», «Молитвенник» современного издания).
Для правильного счета молитв Василий Великий и ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее, вервицу — небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла (о количестве узлов см. старопечатный Номоканон при Большом Потребнике, л. 30). Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными, но и вообще всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия. Ко времени Крещения Руси (к X веку после Рожества Христова) в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы, во всяком месте, есть необходимая часть христианской жизни.
Восприняв это понятие вместе с православной верой и сохраняя его многие столетия в неизменности, Древняя Русь несколько видоизменила византийскую вервицу: к семнадцатому веку она украсилась, обогатилась и превратилась в лестовку, к непосредственному описанию которой мы и переходим. Итак, лестовка имеет четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка, сшитых попарно, которые означают четырех евангелистов. Обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри между верхними лапостками вшиваются семь небольших лоскутков (передвижек) в знак семи церковных Таинств. Перечислим их для напоминания: 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Священство; 4) Евхаристия (т.е. Причащение); 5) Исповедь (Покаяние); 6) Брак; 7) Елеосвящение (Соборование). Там, где лестовка связана, то есть над верхними лапостками, с двух сторон имеется по три ступени (или бобочка). Еще три большие ступени имеет сама лестовка, и все вместе названные ступеньки составляют число девять — в честь девяти чинов ангельских. Остальные ступени лестовки — меньшего размера, их число равняется ста. Таким образом, заповеданное святым Василием число ступеней — сто и три — сохраняется (если не учитывать шесть ступенек у верха лапостков).
Как и всякая лестница, эта молитвенная «лестница» имеет начало: пустое место без ступеней, называемое «землей», после него идут двенадцать малых ступеней — в честь двенадцати апостолов Христовых. Затем, после первой большой ступени, тридцать восемь малых ступеней — в честь тридцати восьми недель и двух дней, в которые носила во чреве Младенца Христа Пресвятая Богородица. После второй большой ступени, означающей как бы половину пройденного в молитве пути, следуют тридцать три малые ступени — в честь тридцати трех лет земной жизни Господа Исуса Христа, а затем, после последней большой ступени, еще семнадцать малых, означающих число ветхозаветных пророчеств о Спасителе. После этих последних ступеней расположено пустое место, называемое «небом».
Как уже указывалось выше, лестовка есть вспомогательное приспособление для непрестанной молитвы, поэтому благочестивые христиане имеют ее с собой всегда, где бы ни находились. Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее «ступеньки» от «земли» к «небу», на каждую «ступеньку» совершая молитву Исусову, чтобы ум не расслаблялся и мысли не витали где придется, а сосредоточивались на Божественном. При этом пальцы левой руки складываются так же, как и пальцы правой для совершения крестного знамения.
Келейное правило молитвы по лестовке
Первые три и последние три ступени в лестовке — с молитвой «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже«, с земными поклонами.
Первая великая ступень (после 12-ти) — с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си«; поклон земной.
Вторая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.
Первая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.
В некоторых местах вместо молитв «Помяни мя, Господи… Помяни мя, Владыко… Помяни мя, Святыи…» читают: «Богородице Дево, радуися Обрадованная Марие» (до конца с земными поклонами)
В конце лестовки «Господи, помилуй» (трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем начинай следующую.