О деятельности комиссии по диалогу с РПЦ (Доклад на Освященном Соборе РПСЦ 22 октября 2015 г.)

Предстоящие события

Сайт создан при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

«Фонд президентских грантов»

Большинство окружающих нас людей сегодня считают себя «православными», не понимая точного смысла этого слова, и относят себя к юрисдикции Московского Патриархата, хотя подавляющая часть их не воцерковлены. Свои суждения по духовным вопросам эти люди строят по высказываниям духовных лидеров, а так же по фразам, выхваченным из СМИ или прочитанным в случайных книжках. О старой вере большинство новообрядцев не имеет информации, а от своих пастырей им иногда приходится слышать различного рода предостережения или прямые хулы. В свою очередь, большинство пастырей и сами не имеют правильного представления по этому вопросу, а довольствуются тем, что вычитали на страницах миссионерской литературы или услышали от старших наставников. Всему этому способствует отсутствие обоснованной позиции РПЦ в вопросе отношения к старообрядческой иерархии.

Нельзя забывать, что и сегодня в церковных и светских архивах хранятся многие тысячи документов, а в библиотеках — сотни наименований различных книг антистарообрядческой направленности. Несмотря на всю необоснованность и лживость этих произведений, они официально никем не осуждены, а потому и сегодня нередко находятся любители пересказать в печати старые мифы или запустить в эфир новые домыслы о старой вере.

В результате этого многие люди, которые пытаются разобраться в вопросах истории церкви и тонкостях церковного предания, наталкиваются на серьезные препятствия, и, зачастую, на этом их духовный поиск прекращается. Мы осознаем, что с церковно-канонической точки зрения новообрядцы пребывают в духовном заблуждении, что они в силу принятых в РПЦ многочисленных нововведений и искажений древней церковной традиции отлучили себя от евхаристического единства древней Христовой Церкви. Однако нельзя отрицать и того, что многие последователи нового обряда непритворно хранят веру в Господа и многими полезными и важными делами подкрепляют свою веру.

Созданию данной комиссии, как это бывает, неожиданно поспособствовал случай. В 2013 году между митрополитом Иларионом (Алфеевым), руководителем Отдела внешних церковных связей МП, и митрополитом Корнилием, Предстоятелем РПСЦ возникла переписка по некоему частному вопросу. Эта переписка привела стороны к необходимости уточнения официального отношения Московского Патриархата к старообрядческой Белокриницкой иерархии. В одном из своих писем митрополит Иларион выступил с предложением: «…Если вы сочтёте это уместным, можно создать для этого двустороннюю рабочую группу или избрать иную форму ведения диалога» (исх. № 04/1891 от 30 декабря 2013 г.).

В другом своем письме митрополит Иларион, цитируя действующие документы Синодального периода, комментирует сложившуюся ситуацию следующим образом: «К концу XIX столетия, когда отношение к старообрядчеству постепенно менялось, вопрос канонической легитимности Белокриницкой иерархии изучался на соответствующих кафедрах духовных академий, на миссионерских съездах 1885, 1887, 1891 гг. и в трудах отдельных авторов. Тем не менее, достаточных оснований для пересмотра прежнего отношения к достоинству Белокриницкой иерархии не усматривалось и каких-либо принципиально новых решений по сему вопросу не принималось. В настоящее время не видится препятствий для инициирования нового тщательного рассмотрения обстоятельств возникновения Белокриницкой иерархии. Новые исторические сведения, на которые было богато прошлое столетие, должны быть изучены и осмыслены. Мне представляется важным, чтобы оценка этих сведений происходила и в совместном их обсуждении, что давало бы возможность не только лучше понять иную сторону, но и иметь надежды на добрые плоды и развитие взаимоотношений» (исх. № 04/1033 от 6 мая 2014 г.).

Как видно из приведенных фрагментов переписки, митрополит Иларион не стал защищать решения синодальной церкви, порожденные в прежние времена. Более того: руководитель ОВЦС пригласил нас к совместному обсуждению официальной позиции РПЦ в вопросе о каноническом статусе Белокриницкой иерархии.

Данное предложение митрополита Илариона было вынесено в повестку дня Совета митрополии РПСЦ, проходившего 4-5 февраля 2015 г. Решение о создании комиссии содержится в п.6 Постановлений указанного Совета митрополии.

Смысл всей состоявшейся переписки сводится к тому, что представители Московского патриархата предлагают нам вступить в двусторонний диалог и фактически просят нас дать ответ о нашем уповании. Как же нам, православным христианам, следует поступать в данном случае? Ответ на этот практический вопрос мы находим в апостольском призыве: «[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Это фактически означает для нас прямую обязанность вступить в предлагаемый диалог, считая его, прежде всего,  делом христианской проповеди!

Однако кто-то, может быть, считает, что никакого диалога, никакой беседы с еретиками допустить невозможно, пока они не покаются? Однако такое мнение глубоко ошибочно, а апостольская практика напрямую научает нас богоугодному общению с еретиками: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10). Эти слова апостола можно понимать так, что еретика необходимо увещать неоднократно – прежде, чем совершенно разорвать с ним общение. Необходимо совершить добросовестную попытку его вразумления, и даже не менее двух попыток, а такое возможно осуществить только в процессе общения, поскольку никто не сможет увещать и вразумлять, не общаясь.

Так человеколюбие Божие проявляет себя в том, чтобы даже и заблуждающимся в вере указать путь спасения и неоднократно призвать их обратиться к истине. С другой стороны, и для каждого из нас – постараться помочь хотя бы одному из миллионов русских христиан, преодолев вековую завесу клеветы и лжи, составить свое адекватное мнение о старой вере и древлецерковных традициях благочестия – это есть наша благородная христианская задача. Каждый православный христианин имеет право  и должен быть готов общаться с теми, кто сегодня пребывает в духовном заблуждении — именно с целью способствовать их скорейшему обращению к истине. Конечно же, наше отношение к заблуждающимся должно быть доброжелательным, исполненным милосердия, терпения и христианской любви.

В письме митрополита Илариона от 30.12.2014 г. был определен состав рабочей группы от Русской Православной Церкви: 1) протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви; 2) протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям; 3) иерей Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

В ответном письме митрополита Корнилия от 15.02.2015 г. был назван состав комиссии от Русской Православной Старообрядческой Церкви: 1) протоиерей Евгений Чунин; 2) иерей Вадим Коровин, 3) иерей Александр Панкратов, 4) А.В. Антонов.

Первая встреча делегаций состоялась 31 марта с.г. в Доме причта на Рогожском. Возглавить делегацию РПСЦ в этот раз пожелал митрополит Корнилий лично. В процессе совместного заседания стороны обменялись суждениями о возможных форматах дальнейшего взаимодействия. Представители Московского патриархата озвучили несколько традиционных сомнений в легитимности Белокриницкой иерархии: единоличное рукоположение епископа, каноничность действий митрополита Амвросия вне благословения своего священноначалия, каноничность действий на территории иной церкви. Однако стороны условились, что делегация РПЦ подготовит и направит в старообрядческую митрополию официальный список вопросов для последующего рассмотрения комиссией.

Конечно, трудно надеяться, что деятельность этой комиссии принесет скорые благостные плоды. Однако продолжение начавшихся совместных трудов, при условии взаимного стремления к укреплению доверия и взаимопонимания, все-таки сулит надежды на достижение богоугодного успеха.

 

протоиерей Евгений Чунин