1. Каково отношение РПСЦ к обливательному крещению: допускается ли оно при каких-либо обстоятельствах, если да, то при каких или не допускается ни в коем случае? Привести каноническое и церковно-историческое обоснование своей позиции.
Крещение как Таинство, совершаемое в церкви, в естественных и не исключительных обстоятельствах, совершается только троекратным полным погружением крещаемого в освященную воду, с произнесением крещальной формулы «Крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, Аминь».
Обливательное крещение понимается как Крещение, совершаемое без полного погружения крещаемого в воду.
Предполагается, что могут иметь место исключительные и неординарные события или случаи, когда нет возможности совершить полное погружение крещаемого в воду. Это могут быть ситуации смертельной опасности для пожелавшего принять Св. Крещение, болезненного состояния человека, желающего принять Св. Крещение, это может быть ситуация физического отсутствия необходимого количества воды, это может быть ограничение или лишение свободы крещаемого и крещающего и т.п. В этих исключительных случаях можно допустить совершение Крещения без полного погружения крещаемого в воду. И совершение такого Крещения должно считаться благодатным и спасительным. Но в случае совершения Таинства Крещения без полного погружения крещаемого в воду, должно быть совещательное рассуждение во главе с епископом или старшей братией о допустимости и последствиях такого Крещения. Из истории Церкви мы знаем, что если при совершении Крещения не в три погружения по прошествии времени крещенный остается жив и появляется возможность совершить погружательное Крещение, то Крещение совершалось вновь с полным погружением крещаемого в воду. (Пролог, август 28 день О крещении песком Феодора жидовина)
2. Каким образом, должно совершаться и на деле совершается в РПСЦ присоединение лица, переходящего от религиозного общества, в котором наравне с погружательным крещением существует и обливательное крещение? Какое он должен предоставить о себе свидетельство, чтобы его крещение было признано совершенным правильно? Как, с точки зрения РПСЦ, надлежит действовать в сомнительных случаях? Привести каноническое и церковно-историческое обоснование своей позиции.
В случае присоединения к Церкви Христовой лица, ранее пребывающего в христианском сообществе, из которого Церковь допускает присоединение вторым чином, проводится исследование обстоятельств Крещения присоединяемого. Если человек в здравом уме и светлой памяти может засвидетельствовать перед Господом, в присутствии священнослужителя, что он помнит или твердо знает со слов присутствующих на его Крещении людей, что он был крещен по обычаям и уставам этого христианского сообщества полным трехкратным погружением в воду с призыванием Трех Лиц Пресвятой Троицы, то такой человек принимается в Церковь Христову через Таинство Миропомазания. При этом, свидетельствующий о себе человек должен понимать и отдавать себе отчет, что именуется погружением при Крещении, он должен знать, как совершается каноническое погружение при Крещении, и должен быть готов дать ответ на подробные расспросы испытующего его о том, насколько образ крещения, совершенный над ним соответствовал общепринятому в Православной Церкви образу погружательного Крещения
Если же приходящий к Церкви Христовой человек от христианского сообщества, от которого приходящие люди принимаются вторым чином, не может засвидетельствовать пред Господом о том, что он точно знает, что был крещен в три погружения, то он принимается в Церковь Христову первым чином, через Св. Крещение..
В так называемых сомнительных ситуациях, когда приходящий с ясной четкостью свидетельствует о том, что он был крещен погружательно, но при этом существуют косвенные аргументы против этого утверждения (например, что человек был крещен в местности, где в христианском сообществе, в котором было совершено крещение, распространенно только обливательное крещение), или же человек не помнит подробностей, не относящихся на прямую к образу совершения крещения (наприм. человек помнит храм, в котором его крестили, но не помнить имени священника, который его крестил), то в этих случаях следует руководствоваться утверждением приходящего к Церкви человека. Ибо «крещение ест обещание Богу доброй совести». И утверждение приходящего при четком понимании того, что он утверждает, есть дело веры и исповедания.
В истории Церкви известны случаи, когда епископы принимали на веру даже противоречащие установленному порядку факты, которые утверждались приходящим человеком. Например, факт хиротонии св. Амфилохий Иконийского не мог быть засвидетельствован ставленой грамотой, однако ж он был принят в клир в сане епископа.
Если же допустить, что человек каким-то образом вводит в заблуждение испытующего в противовес известным фактам, то таким же образом можно усомниться и в искренности желания присоединится к Церкви Христовой, искренности отречения от сатаны и искренности исповедания Символа веры.
3. Какой круг вопросов должен быть выяснен и выясняется РПСЦ, когда к ней с просьбой о присоединении в сущем сане обращается клирик т.н. Греко-российской церкви? В каком случае он будет принят в сущем сане, по каким причинам ему будет в этом отказано?
Если в Русскую Православную Старообрядческую Церковь обращается клирик из христианских деноминаций, от которых переходящие принимаются вторым чином, то выясняются:
- обстоятельства, побудившие приступающего к присоединению к Русской Православной Старообрядческой Церкви;
- образ совершенного Таинства Крещения его и его супруги (если таковая имеется);
- степень канонического достоинства для служения в священном сане приходящего и его супруги;
- правомочность рукополагавшего его епископа
- вопрос отсутствия дисциплинарного запрещения в служении в прежнем сообществе на момент обращения приходящего к Русской Православной Старообрядческой Церкви..
Если приходящий приступает к Церкви Христовой в твердом убеждении, что он приходит именно к истинному Телу Христову, если он не руководствуется материальными и эмоциональными побуждениями, если он был крещен каноническим образом, если его духовно-нравственное состояние позволяет ему служить в сущем сане, если он на момент обращения к Русской Православной Старообрядческой Церкви не был запрещен в священнослужении, если его рукополагал законный по правилам прежнего христианского сообщества епископ, то священнослужитель принимается в Русскую Православную Старообрядческую Церковь вторым чином через Миропомазание.
Отказ в принятии священнослужителя в сущем сане может быть принят в случае неудовлетворительного положения дел по одному из вышеперечисленных пунктов, либо же по другим , открывшимся фактам и подробностям.
4. Каково отношение РПСЦ к Соборам наших общих предков, в частности к постановлениям Ирюмского Собора 1723 года и Иргизских Соборов 1784 и 1805 годов? Какой авторитет, по мнению РПСЦ, имели постановления названных Соборов у наших общих предков до восстановления епископства? Были ли постановления этих Соборов обязательны для исполнения всеми древлеправославными христианами или они имели лишь локальное значение, или, может быть, они вовсе носили рекомендательный характер?
Авторитет любых собраний и совещаний прежних хранителей православной истины не может быть пренебрегаем и вменяем яко не бывшее. Известен один из первых Соборов ревнителей древнего благочестия – Собор братии Соловецкого монастыря, который первый соборно отверг вводившиеся Никоном новины. Поэтому, что касается перечисленных в вопросе Соборов, то они имеют серьезное учительное значение, но не могут быть приняты, как безусловно обязательные к исполнению.
5. Каково чинопоследование присоединения к РПСЦ беспоповцев и христиан РДЦ (предоставить для ознакомления официально используемый текст)?
Книга Чины принятия от ереси и Св. Крещения, напечатанная в граде Уральске в старообрядческой типографии в лето 1906-е.
- Чин, како принимати беспоповцев разных сект. Листы 21об-23об
- Чин, како примирять обращающагося от раздора церковного к единству святоцерковному. Лист 27-29