В 2011 году в Уральске совершилось поистине величайшее событие — были обретены нетленными мощи святителя Арсения Уральского. Тело сохранилось не полностью: повредилась нижняя часть туловища вследствие предыдущего вскрытия склепа, отсутствовала десница владыки. Склеп вскрывали в XX веке сотрудник НКВД и синодальный священник, желавшие, видимо, выкрасть мощи старообрядческого святого. Однако после открытия склепа их обуял сильный страх — и они убежали прочь.

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил омовение мощей святого Арсения, старое полуистлевшее облачение сменили на новое. С 2012 года настоятелем храма является о. Константин Гаранин — бывший уставщик Оренбурга. При нем был проведен внутренний ремонт, постепенно обустраивается прихрамовая территория. В настоящее время храм нуждается в ремонте — об этом свидетельствует отсутствие штукатурки во многих местах, но более того — обсыпающийся кирпич крыши, стяжки, сдерживающие стены и крупные трещины в северо-западной части храма.

История

Уральские казаки, как повествует история, все до одного были старообрядцами. Надо отметить, что в Уральске было устроено много старообрядческих мест для молитвы. С появлением единоверия в XIX веке начали открываться единоверческие храмы, но это почти никак не повлияло на староверов-казаков. Старообрядцы молились в моленной — двухэтажном доме, расположенном по ул. Саратовской, 86.

Этот дом сохранился и ныне; он обращает на себя внимание тем, что с западной стороны в стене первого этажа отсутствуют окна, а вход в дом, в виде арки, расположен с улицы, в середине дома. Ещё один моленный дом, двухэтажный, из красного кирпича, находился на углу улиц Атаманской и Сызранской (Комиссаровская, 30), принадлежал издателю старообрядческой литературы купцу А.В. Симакову. Первым епископом Уральским и Оренбургским был владыка Виктор (Лютиков). Уроженец поселка Бударин, он с 18 лет посвятил себя служению вере Христовой; уйдя от родителей, он поселился при старообрядческом монастыре и затем принял монашеский постриг. В 1875 г. он возглавил епархию.

Именно при владыке Викторе в 1888 г. на месте сгоревшего моленного дома на углу улиц Атаманской и Хвалынской был построен большой кирпичный моленный дом. К сожалению, он был закрыт и опечатан в 1889 г. Когда владыка Виктор умер, было решено написать прошение в Москву поставить епископа на вдовствующую Уральско-Оренбургскую епархию. Именно священноинока Арсения (в миру Онисим Васильевич Швецов; 1840–1908 гг.), знаменитого проповедника, ревнители старой веры захотели видеть своим епископом после смерти епископа Виктора. В сентябре 1897 г. уральцы составили прошение на имя архиепископа Саватия (в миру Степан Васильевич Левшин; 1825–1897 гг.) о введении в сан епископа инока Арсения. В Москву прошение повезла депутация от 23 приходов Уральско-Оренбургской епархии.

24 октября 1897 г. священноинок Арсений был возведен в сан епископа Уральско-Оренбургского. Помощниками владыки Арсения в церковных делах являлись Усов Иван Григорьевич (будущий епископ Иннокентий) и Решетов Федор Климович (ставший затем церковным старостой). Большую финансовую помощь епархии оказывали А.В. Симаков, Ф.В. Першин, Ф.Я. Зверев и многие другие. В 1905 г. в Уральске открывается первая официально разрешенная в России старообрядческая типография купца Андрея Васильевича Симакова. Высочайшим указом от 17 апреля 1905 г. император Николай II даровал свободу вероисповедания старообрядцам России. Закон о религиозных объединениях от 17 октября 1906 г. изменил положение старообрядцев в государстве. Моленный дом в Уральске был вновь открыт спустя 16 лет после закрытия. В 1905–1906 гг. в результате значительной перестройки произошли изменения в его архитектуре: здание приобрело форму креста. Так был построен собор Покрова Пресвятой Богородицы в Уральске. В феврале 1907 г. при большом стечении народа происходит торжественное освящение собора епископом Арсением и священниками епархии. В старообрядческом журнале «Церковь», выходившем в Москве, в №3 от 20 января 1908 г. напечатана первая реклама восьми церковных книг, выпущенных старообрядческой типографией в Уральске. В 1908 г. реклама появлялась в журнале 11 раз, а в следующем году — 15 раз. В конце года в рекламе приводятся уже названия 65 книг и брошюр, изданных фирмой «А.В. Симаков в Уральске».

Закон от 17 октября 1906 г. обязывал регистрироваться общины старообрядцев, насчитывающих более 50 человек. Регистрация общин в Уральской области начинается с 1907 г. 4 июля 1907 г. Уральское областное правление регистрирует общину старообрядцев в поселке Мухрановском при храме Покрова Пресвятой Богородицы. А 16 сентября 1907 г. зарегистрирована старообрядческая община храма Покрова Пресвятой Богородицы в Уральске.

В юго-западной части церковного двора находилась часовня из красного кирпича. Сегодня на этом участке церковной земли стоит построенный в советскую эпоху многоквартирный дом из силикатного кирпича. В конце 1908 г. в Уральске открыта частная старообрядческая школа для подготовки старообрядческих учителей, в которой обучалось 12 учеников.

10 сентября 1908 г. скончался преосвященный епископ Уральский и Оренбургский Арсений, даровитый церковный писатель, один из самых знаменитых архипастырей старообрядческой Церкви. Большая часть его сочинений написана в Уральске (родился владыка Арсений в 1840 г. в деревне Ильина Гора Вязниковского уезда Владимирской губернии). 14 сентября, в воскресенье после обедни, погребение совершил епископ Нижегородский Иннокентий (И.Г. Усов), при тринадцати священниках и двух дьяконах. Похоронен епископ Арсений в склепе у церковной стены, с правой стороны. Последним священником при храме с 1917 по 1933 год был о. Андрей Иванович Киреев. По словам дочери о. Андрея, Татьяны Андреевны Смольской (в 1995 г. ей было 104 года), он под давлением властей передал помещение храма командиру кавалерийского полка. В 1934 г. о. Андрея арестовали, вместе с другими арестованными погрузили на подводы и куда-то увезли. Умер о. Андрей в заключении, где-то в Сибири, известно лишь название станции — Решоты.

Покровский храм был закрыт в 1933 г. Началось варварское разграбление и уничтожение церковного имущества, глумление над святым местом. В советский период в Уральске действовали в разное время около десятка моленных домов разных старообрядческих согласий. За годы советской власти в Покровском храме хозяйничали различные организации: кавалерийский полк, танковое подразделение, склады, Дом офицеров, клуб треста «Водстрой», Дворец молодежи горотдела культуры. Была уничтожена уникальная роспись храма. Чудом сохранились в двух местах изображения св. Нифонта и св. Ефрема Сирина, а также небольшие фрагменты росписи как свидетельства былого великолепия. После стольких «хозяев» здание храма требовало ремонта. Полностью уничтожена высокая кирпичная ограда храма с красавицей-аркой. Площадь храмовой земли уменьшилась в три с лишним раза.

Спустя 104 года после постройки начались мытарства по его возвращению общине старообрядцев Белокриницкого согласия. Эти хлопоты начали Ератиада Евграфовна Пронина, Пелагея Петровна Чернухина, Мария Михайловна Горбунова в 1992 г. В ноябре 1992 г. в городскую администрацию было подано заявление о регистрации старообрядческой общины. 12 января 1993 г. регистрация состоялась и общине выдан соответствующий документ. Но в помещении храма на тот момент формально находился Дворец молодежи городского комитета культуры.

При возвращении храма общине не были переданы дом священника с пристройкой, второй дом и часовня. Обитатель часовни в 2000 г. продал ее, и новые «хозяева» разобрали часовню на кирпич, который был вывезен неизвестно куда. Так была уже в наши дни уничтожена еще одна святыня, о которой напоминают лишь остатки фундамента в церковном дворе. В 1997 г. фирма «Урал-Кров» (предприниматель В.Г. Белаш) безвозмездно изготовила для храма крест. На его поднятие собрались прихожане, казаки, гости из Старого Собора — о. Феодосий и о. Анастасий. После молебна крест обнесли вокруг храма и установили на церковной крыше при помощи пожарного спецкрана.

Контакты

Адрес: Республика Казахстан, 090000, г. Уральск, ул. Касыма Аманжолова, 49
Настоятель: иерей Константин Гаранин
Телефон: 8 (711) 250–93–93

Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням.
Начало вечерней службы накануне праздника в 16:00
Начало утренней службы в 7:30