Омутнинск | Русская православная старообрядческая Церковь

Храмы РПСЦ

«Храмы» — это новый раздел официального сайта, где мы собираем адреса и контактную информацию общин РПСЦ. Раздел в процессе разработки и наполнения. Информацию о своем приходе и другие пожелания по разделу можно направлять на почту nrpsc@yandex.ru

Омутнинск

Храм Покрова Пресвятыя Богородицы

Адрес: Россия, 612740, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Коковихина, 81
Телефон: 8 (83352) 230-29
Настоятель: иерей Олег Волокитин
Телефон настоятеля: 8 (922) 903-85-40

Богослужения совершаются воскресным и праздничным дням.
Начало вечернего богослужения в 15:00
Начало утреннего богослужения в 07:00

Омутнинск был основан старообрядцами в 1773 году (официальная дата), однако белокриницкая община выделилась из местного старообрядчества без малого через сто лет после этого. Тогда, в пореформенное десятилетие, здешние поморское и часовенное согласия переживали трудные времена: преследование сводных браков ужесточилось, родители сводимых попадали под суд «за совращение в раскол», сведенные муж и жена разводились, дети считались незаконными. Венчанный законный брак с сохранением в старообрядчестве могли дать только белокриницкие иереи. Первые шаги новой старообрядческой общины на Омутнинском заводе (так тогда назывался Омутнинск) сохранялись в глубокой тайне.

О ее появлении мы узнаем из секретного письма станового пристава Ивана Власова единоверческому священнику Андрею Устюгову от 24 марта 1868 года. «При производстве мною следствия,- пишет Власов, — о сводном браке раскольника Омутнинского завода Ивана Ворошина с единоверческою девицею Параскевой Никифоровой Керовой……Ворошин показал, что он принадлежит к Поповской, а не к Поморской секте, а потому венчан с Параскевой лже-священником Австрийского Поставления». Из последовавшего вскоре рапорта Устюгова епископу Аполлосу мы узнаем имена руководителей общины. Это — « Иван Порфириев Кузнецов, Иван Фомин Чадаев-старший, с детьми своими Лукою и Демьяном, Иван Федоров Федоров-старший, Абрам Петров Кожевников, Потап Иванов Птицын». Среди названных наибольшую активность проявлял Кузнецов, который по словам Устюгова, «занимая от Омутнинской конторы значительную должность (помощника механика)…,получает себе жалованье в месяц по тридцети рублей серебром». Своего священника поначалу не было, он приезжал из Зюздинских (Афанасьевских) мест. Первым белокриницким иереем на Омутнинском заводе стал все тот же Иван Порфирьевич Кузнецов.

Моления поисходили в частных домах, но в начале 1882 г. в Вятскую духовную консисторию было доложено «об открытии в Омутнинском заводе молитвенного дома и о совершаемых в нем раскольническим попом Иваном Порфирьевым Кузнецовым богослужениях». Находился молитвенный дом по улицу Забоярке (ныне ул. Калинина). Проживавший в начале 1890-х годов на заводе по делам службы М. К. Се ливановский в «Заметках об Омутнинских горных заводах» отмечал: «У раскольников австрийского священства есть особая молельня, в Малагове, около плотины, во дворе. Снаружи она ничем не отличается от простых домов. Говорят, у них очень богатые облачения, а также прекрасный полотняный иконостас, присланный из Москвы….Один мой знакомый, бывший в этой церкви на свадьбе, рассказывал, что ему, кроме известных особенностей в обрядах, бросилось в глаза то, что священник подал брачущимся вино в стеклянной рюмке, которую затем тут же разбили ударом каблука». До сих пор многие в Омутнинске помнят этот дом. Именно в нем долгие годы размещался затем районный Дом пионеров. К концу 19 века община значительно выросла. По переписи населения 1897 г. в нее входили 168 семейств (около 870 человек). Иереем состоял Савелий Афанасьевич Мальцев(1863 г.р.), прибывший с женой и дочерью из Вихаревской волости Малмыжского уезда. Определился костяк общины. Ее опорой были семейства Бояринцевых, Веселухиных, Власовых, Кожевниковых, Нижегородовых, Рябовых, Савватеевых, Савельевых, Сорокиных, Токаревых, Толстошеиных, Устиновых и другие.

Появился второй молитвенный дом — уже в Заводской части поселка. Велись Метрические книги. Из них мы узнаем, что община называлась тогда Никольской. Численность ее неуклонно росла, хотя и не очень быстро: переход в старообрядчество из других общин контролировался властями. Обучение в школе старообрядческих детей происходило на общих основаниях, т.е. с преподаванием им Закона Божия. Читали его представители официальной церкви. По этой причине не все отдавали детей в школу, обучая грамоте на дому (например, Савватеевы). Уже в начале 20 века предубеждение против школ было преодолено. Законы «Об укреплении начал веротерпимости» (17.04.1905) и «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (17.10.1906) формально уравняли в правах все вероисповедания в России, включая старообрядцев. Из метрических книг Никольской старообрядческой общины Омутнинска видно, что количество переходов в нее из других общин несколько возросло. В 1917 году в нее входили 210 семей — примерно 1300 человек, что составляло около четвертой части населения Омутнинского завода. Как и раньше пополнение в основном происходило за счет коренных омутнинцев. Обшину пополнили Басмановы, Голубевы, Губины, Ждановы, Ильины, Криулины, Копыловы, Масленниковы, Полухинских, Перепехины, Пыжьяновы, Смирновы и др. Преимущественно переходили из беспоповства.

Показателем процветания общины в предреволюционный период можно считать открытие в 1912 году в Заводской части поселка новой старообрядческой церкви, находившейся на углу улиц Комсомольской и 30-летия Победы (совр. наименования), на месте нынешнего Дворца культуры металлургов. 1917 год не принес общине ничего хорошего. В 1918 году молельный дом в Малаговской части поселка был национализирован, его использовали под казарму комсомольско- коммунистического отряда (большинство бойцов отряда впоследствии погибли). Иерею было запрещено вести записи в метрических книгах, а сами книги передавались в Ревком, а затем в ЗАГС (ныне они в ГАКО). В 1920-е годы местные власти не мало усилий приложили, чтобы идейно развенчать православную церковь, но только в 1930-е годы приступили к закрытию церквей. В 1931 г. городская власть распорядилась закрыть деревянные Кладбищенскую и Единоверческую церкви под предлогом их ветхости. В следующем году та же участь постигла каменный Собор – понадобилось помещение под театр. Старообрядческую церковь не трогали до июня 1935 года. В 1930-е годы службу в церкви вел Иван Федорович Фадеев, которому помогал церковный совет – Ерофей Гурьянович Чадаев (1885 г.р.), Ермолай Макарович Криулин (1860 г.р.), Михаил Игнатьевич Кузнецов (1871 г.р.). При храме нашел себе приют афанасьевский священник Андрей Ильич Русских.

После закрытия своих церквей единоверцы и православные объединились во главе с единоверческим попом Д.С. Юшковым. Они вступили в переговоры со старообрядцами о предоставлении им храма под богослужения. Соглашение было достигнуто. Местная газета «Голос рабочего» по этому поводу не скрывала возмущения: «Староверческие и православные заправилы ужились в одном помещении, хотя по их законам в одном поле и пахать нельзя»(6.01.1934). Рядом с церковью еще с 1929 г. не шатко не валко шло строительство Рабочего Клуба. Изменив проект строительства, городская власть потребовала от верующих перенести храм. Место определили за чертой города, у кладбища. Срок установили в 20 дней. Несмотря на столь жесткие условия, восстановление здания на новом месте все-таки началось. Это не входило в планы властей. Направленная на строительство техническая комиссия признала, что здание возводится с нарушением строительных норм. В итоге горсовет добился закрытия еще недостроенной церкви. До 1947 года ее использовали как производственное помещение. Однако белокриницкая община продолжала существовать. Богослужение было перенесено в частные дома. В конце войны стали собираться в доме Дениса Филипповича Рябова (1885– 1961), до сих пор находящегося по адресу — улица Ликнехта, 53 Восстановление православной (никонианской) общины в Омутнинске, ее регистрация в 1946 г. (данные Омутнинского архива) и предоставление помещения под храм, подтолкнуло и старообрядцев начать ходатайствовать о возвращении отнятого перед войной здания. Больше всех хлопотали об этом сам Рябов, Федор Ворошин, Волосков, Макаров, Шумайлов, Волков и некоторые другие. Дошли до Москвы. По воспоминаниям Александры Денисовны ее отца часто вызывали в райисполком, где предупреждали, что его действия подпадают под статью 58 Уголовного Кодекса и если он не перестанет хлопотать о храме, то сидеть ему в тюрьме непременно. На все угрозы Рябов неизменно отвечал: «За веру Христову душу отдам».

Возвращение здания произошло в 1947 году, а уже в ноябре старообрядческих активистов арестовали и вскоре приговорили к разным срокам лишения свободы. Денис Филиппович по статье 58–10 часть 2 УК РСФСР получил 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. У Рябовых конфисковали половину дома. (Амнистировали его только в 1954 г., имущество возвратили). В 1948–1953 гг. священнослужители в церкви менялись часто, пока не появился Ульян Федорович Босых (1882 – 1975). Несмотря на преклонный возраст, Босых еще более 20 лет вел церковные службы. Время было очень не простое. Атеизм глубоко поразил советское общество: число активных прихожан значительно сократилось. Власти, считая религию несовместимой со строительством коммунистического общества, возобновили наступление на церковь. В Омутнинске наступлением на церковь руководил председатель райсовета В.Я. Злобин. В 1962 г. ему удалось провести решение о закрытии православной церкви по улице Комсомольской (по данным Омутнинского архива). К старообрядческой церкви тоже подступали со всех сторон. То вдруг автохозяйство начинало требовать передать церковное здание под мастерские (1960 г.), то санэпидемнадзор грозился закрыть здание из-за неоштукатуренных стен, постоянно шли требования о предоставлении подробнейших отчетов по количеству окрещенных, власти диктовали цены на нательные крестики, на свечи и т.д. и т.п. Община сумела выстоять во многом благодаря дисциплине и выдержке сплоченной «двадцатки» (церковный совет), в которую в разные годы входили Н.М. Савватеев, М.А. Ильин, М.М. Поткин, Ф.Ф. Логинов, А.И. Токарев, Ф.И Смирнов, Н.М. Кузнецов, М.К. Жданов, А.С. Голубева, А.А. Кузнецова,А.И. Жданова, Е.А. Ильина и другие. Называлась тогда община Покрово-Никольской. В 1950-е годы правой рукой отца Ульяна был староста ЕрофейГурьянович Чадаев.

Чтобы по достоинству оценить роль церковных старост Белокриницкой иерархии следует иметь в виду, что общины всегда находились и находятся на полной самоокупаемости. В то же время службы, совершаемые в значительном объеме, потребовали бы значительных затрат, если бы не энергия и изворотливость старосты. В Омутнинске чтецы и певчие официальной церкви хорошо оплачиваются, клирошане же старообрядческой церкви служат, как правило, «за так», на общественных началах. Заслуга в этом старосты очевидна. Понятно, что староста это влиятельное лицо, имеющее родственные связи со многими семьями прихожан. Издавна большим влиянием в Омутнинской старообрядческой церкви пользовались Савватевы и их родственники. Михаил Макарович Савватеев, его сын Николай, шурин Е.Г. Чадаев – в разные годы состояли старостами. Одной из последних старост была Валентина Платоновна Вохмянина (с 1979 по 1987) – племянница Михаила Макаровича. В 1967 г. отец Ульян пригласил на должность дьякона Якова Ивановича Потеряева (1936–2003), приехавшего с семьей из уральского города Шамары, более известного как отец Георгий. Более 35 лет отец Георгий совершал службы, при его прямом участии сформировался нынешний штат клирошан, наконец, при нем возвели нынешнюю Покровскую церковь. Строительство новой церкви да еще в кирпичном исполнении – своего рода подвиг прихожан- старообрядцев во главе с отцом Георгием и старостой Анной Григорьевной Вихляевой (староста с 1987 г).

По воспоминаниям Анны Григорьевны идея построить новый храм родилась вскоре после возвращения с торжеств по празднованию 1000-летия Крещения Руси. На этот раз местная власть в лице О.В. Шитовой и А.А. Малыгиной оказала старообрядцам неоценимую услугу: был составлен акт большого износа старого здания (до 90%!). Через год пришло разрешение из Москвы, и уже осенью 1989 на новом месте залили фундамент. Вспоминая те трудные для строительства времена, когда каждый гвоздь был в дефиците, Анна Григорьевна порой не находит объяснения столь быстрому завершению работ и повторяет: «Это сказка, как Господь помогал!». Действительно, во все время строительных работ, которые зачастую продолжались с утра до вечера, физически немощные прихожане во главе с отцом Георгием служили молебен. Храм строился чуть более года. 24 марта 1991 года, приехавший из Москвы митрополит Алимпий освятил его во имя Покрова Богородицы.

Открытие нового храма не могло не способствовать укреплению вятского старообрядчества. По инициативе наиболее активных прихожан и при непосредственном участии отца Георгия были воссозданы белокриницкие старообрядчские общины в Афанасьевском районе и в Кирове (областной центр). Однако дальнейшее развитие общин до сих пор сдерживается их слабой материальной базой. Именно в укреплении материальной базы местных старообрядческих приходов видит свою первоочередную задачу новый настоятель Покровской церкви — отец Олег Волокитин (1970 г.р.), который и ведет службу в настоящее время (с весны 2003 г.).