Храмы РПСЦ

«Храмы» — это новый раздел официального сайта, где мы собираем адреса и контактную информацию общин РПСЦ. Раздел в процессе разработки и наполнения. Информацию о своем приходе и другие пожелания по разделу можно направлять на почту nrpsc@yandex.ru

Калуга

Храм иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы «Знамение» с приделом во имя свт. Николы Мирликийского

Калужане почтили память протоиерея Маркела Кузнецова

Калужане почтили память протоиерея Маркела Кузнецова

Калужские старообрядцы совершили заупокойную литию по протоиерею Маркелу, священнику, которому удавалось поддерживать молитвенную жизнь в Калуге в первые десятилетия непростой для верующих советской эпохи.

Адрес храма: 248002, г. Калуга, ул. Знаменская, д. 2
Настоятель: иерей Иоанн Курбацкий
Телефон: (4842) 57-80-13
Каменный храм построен в 1720 г. Он хорошо сохранился практически в первоначальном
виде: пять глав, венчающих храм, трехапсидный алтарь, колокольня. В 1960 году церковь
Знамения была признана памятником архитектуры республиканского значения. Тогда же
были проведены некоторые работы по сохранению храма, в том числе перекрыты
железом колокольня и купола. В марте 1989 г. Калужский облисполком по просьбе
старообрядческой общины предоставил ей более вместительное молитвенное здание. 2
марта 1995 года церковь была освящена преосвященнейшим Алимпием, митрополитом
Московским и всея Руси. Основной храм было решено оставить Знаменским, в честь
Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде.
Богослужения проводятся по воскресным дням и большим праздникам. Вечерняя служба
накануне праздника начинается в 14.30, утренняя служба в 7.30.
С Калужской землей связаны многие дорогие для старообрядчества исторические
воспоминания. Святую память о славных российских молитвенниках — Лаврентии и
Тихоне Калужских, Пафнутии Боровском — хранят носящие их имена древние монастыри.
В послениконовское время там, где народом высоко чтились память и заветы местных
святых подвижников, крепче держалось древлее благочестие, старая вера. Тому есть
много примеров, одним из них является Калуга. Жестокие гонения не смогли истребить
старообрядчество — до самых 20-х годов нынешнего столетия его придерживалось
большинство местных жителей. Старую веру упорно держали жители слобод Тихоновой
пустыни. В годы петровских преследований надежным убежищем для иноков-
старообрядцев был пригородный Лаврентьев монастырь, где тайным приверженцем
старообрядчества был игумен Карион. Склонность к старой вере тогда была сильна даже
среди тех, кто формально подчинился никонианским духовным властям.
Именно отсюда, из Калуги, в 1695 г. были вывезены за польскую границу, в знаменитую
Ветку, иконостас и антимис, позволившие старообрядцам впервые со времени раскола
церкви освятить новый храм. Этот храм (во имя Покрова Пресвятыя Богородицы) и сделал
Ветку на многие годы одним из главных центров старой веры. Выходцами из Калуги были
выдающиеся деятели Ветковской церкви XVIII века священноинок Феодосий и его брат
Александр, старец-подвижник Лаврентий и многие другие.
В XIX веке с установлением Белокриницкой иерархии стало возможным учредить в Калуге
епископскую кафедру. А церковно-общественный подъем начала XX века значительно
оживил приходскую жизнь, в прошлом сильно стесненную преследованиями. Однако это
оживление вскоре было прервано трагическими событиями революции и ее
последствиями. Десятки тысяч старообрядческого населения, более тридцати храмов,
первые старообрядческие школы — все это в начале 30-х годов XX в. было уничтожено
или рассеяно смертным натиском «раскулачивания», репрессий и искусственно
вызванного голода. Но и в эту страшную пору Калужская епархия сослужила Христовой
церкви последнюю службу: в 1940 г., незадолго до смерти, единственный оставшийся на
свободе старообрядческий еп. Сава Калужский возвел освобожденного из лагеря еп.
Иринарха Самарского в архиепископа Московского и всея Руси, чем была спасена
старообрядческая иерархия в России.
Многие районы и улицы Калуги сохраняют старинные названия, такие как Кожевники,
Козинка, Зеленый Крупец, до сегодняшнего дня. На окраине старинного центра города, на
крутом берегу Оки, стоит церковь, именуемая Знаменской, что на Зеленой (Зеленым
зовется местный источник, находящийся близ Оки, который издавна считался самым
чистым в Калуге).
В описи 1626 года храм назван «церковью во имя великомученицы Варвары с
Никольским приделом за старым острогом». В XVII веке это была богатая церковь,
владевшая в Калуге наибольшим количеством земли — 1600 квадратных сажен. В 1685
году церковь неожиданно меняет свое название, и в описях упоминается уже
Знаменской, что на Зеленой, с приделом великомученицы Варвары. В тот период церковь
была деревянной, с пятью колоколами.
Каменный храм построен взамен деревянного в 1720 г. на деньги купца Ланина и других
прихожан. Он хорошо сохранился в первоначальном виде. Пять глав, венчающих храм,
трехапсидный алтарь, невысокая шатровая колокольня, несимметрично пристроенный
придел и вместе с тем некоторая грациозность и правильность отдельных частей здания
представляют собой переходную ступень в архитектуре от древних построек русского
стиля к постройкам конца XVII и XVIII вв.
Вот как описывает Церковь Знамения Д.И. Малинин в своей книге «Опыт исторического
путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии» (Калуга, 1912). «Пять глав,
венчающих церковь; трехапсидный алтарь, с портиком на средней апсиде, стоящим на
двух, далеко одна от другой отстоящих, дорических колоннах; живописное изображение
во фронтоне портика; пирамидальная невысокая, примитивно поставленная колокольня;
несимметрично и неправильно пристроенный придел по правую сторону церкви; и
вместе с тем некоторая грациозность и правильность отдельных частей здания —
представляют переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к
постройкам XVII и XVIII веков.
Архитектура колокольни, несмотря на одновременную постройку с церковью, более
древняя. Заметно, что колокольня скопирована целиком с какого-нибудь древнего
оригинала, так как колокольня в это время, как видно из одновременной Георгиевской
«за верхом» церкви, строилась выше, и пирамидальнообразные крыши делались острее.
Наружных украшений у Знаменской церкви мало; только по одному ярусу колокольни
устроены небольшие ниши, в которых находятся небольшие головки лепных ангелов; но
есть основание полагать, что в начале своего существования вся церковь была
раскрашена разноцветными колерами; остатки этой раскраски довольно хорошо
сохранились на церковных главах и на крыше колокольни. Конструкция сводов древняя;
купол церкви внутри красиво разделан и расписан в русском стиле… Своды трапезы
опираются на большой четырехугольный столб, образующий две арки и служащий, таким
образом, к отделению трапезы от придела великомученицы Варвары. Столб украшен
деревянными резными украшениями в русском вкусе и иконами довольно старинного
иконописания».
Храм действовал до 1937 года, а в декабре 1941 года церковь оказалась в центре боев за
освобождение Калуги от оккупации, но, Слава Богу, уцелела. В советское время храм
использовался как склад текстильной продукции. Старожилы вспоминают, что после
передачи храма Церкви с трудом вычищали слои застывшей олифы. В некоторых местах
пол был осевший, осыпалась штукатурка и внутри, и снаружи. Естественно, не
сохранились внешние украшения и колеры, иконы и элементы внутреннего убранства.
В 1960 году церковь Знамения была признана памятником архитектуры и
градостроительства республиканского значения (постановление Совета министров РСФСР
от 30.08.1960 г. № 1327). Тогда же были проведены некоторые работы по сохранению
храма, в том числе перекрыты железом колокольня и купола.
После закрытия храма в тридцатых годах местным старообрядцам приходилось
приспосабливать для службы то один, то другой частный дом. Непосредственно перед
передачей храма Калужской старообрядческой общине моления проходили в маленьком
Никольском храме на окраине города (ул. 2-я Клевка): лишь главка с крестом,
поставленная на обычной двускатной крыше, отличала храм от соседних построек. По
большим праздникам молящиеся из-за тесноты вынуждены были стоять на улице.
В марте 1989 г. Калужский облисполком удовлетворил настойчивые ходатайства
старообрядческой общины о предоставлении ей более вместительного молитвенного
здания. 2 марта 1995 года церковь была освящена преосвященнейшим Алимпием,
митрополитом Московским и всея Руси в сослужении протоиерея Леонида Гусева, иерея
Валерия Осташенко, чтеца Владимира Проткуна. Основной храм было решено оставить
Знаменским, в честь Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде.
Придел был освящен во имя святителя Николы. Позднее городские власти вернули
древнее название улицы Знаменская (в советское время — Свердлова).
Персоналии
Протоиерей Маркел Кузнецов (1893–1988)
Родился в д. Дворцы Калужской губернии в крестьянской семье. В шесть лет остался
без отца. В 1901 г. поступил в местную начальную школу, где отучился три класса.
Постиг ремесло прялочника. В 1909 г. переехал в Калугу, обучался церковному чтению и
пению в местном храме свт. Николы у Московских ворот. В 1912 г. рукоположен еп.
Калужским и Смоленским Павлом в сан диакона к храму свт. Николы. С 1919 по 1921 гг.
находился в тыловом ополчении Красной армии, в калужском батальоне, затем в
рабочем полку в Москве. После демобилизации в 1923 г. поставлен во священника к
храму свт. Николы у Московских ворот еп. Петроградским Геронтием (Лакомкиным). В
1933 г. о. Маркел был арестован и приговорен в Смоленске к пяти годам лагерей.
Вначале отбывал срок на строительстве канала Москва–Волга, затем был переведен
в один из лагерей Еврейской АО. В 1937 г. досрочно освобожден. Священствовал в Калуге
у себя дома. В годы войны (1941–1945) был командиром аварийно-восстановительного
взвода ПВО.
В 1946 г. при непосредственном участии семьи Кузнецовых в Калуге возродился
старообрядческий храм. Освящен он был во имя свт. Николы. Внешне выглядел как
обыкновенный дом. После его сноса в конце 1970-х гг. вместе с прихожанами о. Маркел
возродил другой храм, в котором был освящен придел во имя свт. Николы.
События прихода
Особо почитаемыми праздниками являются память св. влмц. Варвары и св. прав.
Лаврентия, калужскаго чудотворца.