Игумен-исповедник: преподобный Досифей Чирский

Главная Публикации Персоналии Игумен-исповедник: преподобный Досифей Чирский

Темы публикаций

Игумен-исповедник: преподобный Досифей Чирский

В истории Древлеправославной Христовой Церкви второй половины XVII столетия важное место занимает преподобный отец Досифей, о котором мы начинаем сейчас рассказ.

Игумен-исповедник: преподобный Досифей Чирский

Родился сей святой в начале «бунташного века». Повзрослев, принял иноческий постриг и сан священника в Новгородской епархии и был священноиноком в Николо-Беседном Тихвинском монастыре. Одарённый прозорливостью, уже в 1650-х годах видел в Новгородском митрополите Никоне будущего смутителя Церкви.

Когда Никон стал патриархом и провёл в 1654 году антистарообрядческий Собор, преподобный ушёл вместе с преподобным Корнилием на реку Дон. На Дону св. Досифей пробыл три года, затем отправился в Москву, откуда вернулся в Николо-Беседный монастырь, где был избран игуменом. Митрополит Макарий Новгородский не боролся со старообрядцами, поэтому благословил его возглавить монастырь.

В 1666 году древлеправославное Предание было проклято Большим Московским Собором. Новшества стали усиленно насаждаться в храмах и монастырях по всей России. Не желая изменять православной вере, отец Досифей решает покинуть монастырь. В конце декабря 1669 года он забирает некоторые книги, церковные облачения и все личные вещи и, сдав их на хранение в женский Введенский Тихвинский монастырь, уезжает в Москву.

Прибыв в январе 1670 года в Первопрестольную, он налаживает связи со старообрядческой общиной столицы, посещает дом боярыни Феодосии Морозовой, будущей древлеправославной преподобномученицы. Примерно в апреле 1670 года он тайно постригает боярыню в иночество с именем Феодора.

Из Москвы отец Досифей перебирается на Русский Север, в Поморье. Здесь он часто посещает старообрядческую Курженскую обитель, дает благословение на образование мужского и женского скитов Выговского общежительства.

В 1671 году Курженская обитель разгромлена новообрядцами, поэтому осенью того же года отец Досифей возвращается в Москву, где он причастил инокиню Феодору Морозову и её сестру княгиню Евдокию Урусову.

Отцу Дионисию приходилось часто менять место пребывания во избежание ареста. Он посещал Троицкую Виданьскую пустыню, основанную преподобным Кирилом Сунарецким. Там в 1675 году он постриг во иноческий чин любимого ученика протопопа Аввакума — Сергея Крашенинникова, дав ему имя Симеон. В том же году он совершил пострижение инока Урвана (Ульяна Анкудинова), который стал его келейником.

Бывал преподобный и в Белёвском уезде, в Жабынском Введенском монастыре. С белёвскими христианами он имел прочные связи через инокиню Меланию (Александру Григорьевну), «евангельскую мать» при постриге боярыни Морозовой.

В 1681 году вместе с иноком Симеоном отец Досифей находился в Москве, где готовился вместе с другими христианами подать царю челобитные о восстановлении «старой веры». Протопоп Аввакум благословил в переписке с москвичами это начинание, однако обстоятельства не позволили привести в действие этот план. Оба инока возвратились в Сунарецкую обитель.

В июне следующего года, во время стрелецкого восстания, инок Симеон по благословению отца Досифея возвращается в Москву для подачи челобитной и 5 июля участвует в «споре о вере» в Грановитой палате. Спор окончился моральной победой староверов, но их вождь, отец Никита Добрынин, был казнён на следующий же день. Иноку Симеону удалось скрыться…

Из Сунарецкой обители, прежде её разорения, отец Досифей переселился в Романов, а затем, в 1685 году, на Дон, к преподобному игумену Иову Льговскому. Тот построил в своём монастыре Покровскую церковь, но не успел до своей смерти её освятить. Отец Досифей решил довести святое дело до конца. Трижды обращался он к казачьему кругу за позволением это сделать, но казаки долго не соглашались. Разрешение было дано только после предъявления отцом Досифеем своей «благословенной граматы» (по-видимому, ставленной грамоты от Новгородского митрополита). Антимис для освящения был дониконовский, освящённый при благочестивом патриархе Иоасафе.

Торжество состоялось в Великом посте, 21 марта 1686 года. В освящении приняли участие сам отец Досифей, священники Пафнутий и Феодосий. Перед освящением произошло чудо: из курского города Льгова необъяснимым образом к храму был «принесён ангелом» и «сошёл с неба» дьякон-старообрядец Герасим. В ближайший Великий четверг отец Досифей на божественной литургии постарался освятить огромное количество запасных Святых Даров, «чтобы в тысячи лет не оскудело», для чего освятил огромную просфору, «как кулич». И повторял это ежегодно, снабжая запасным причастием священников по всей России, ибо в других местах служить древлеправославную литургию было практически невозможно.

Христиане весьма почитали о. Досифея. И Бог прославлял его чудесами. В «Повести о муже Тимофеи», составленной при жизни преподобного, рассказывается, что 7 января 1687 года некоему юноше Иоанну, который жил недалеко от Чирского монастыря и отец которого перед смертью получил иноческий постриг от преподобного, было видение: ангел водил юношу по Раю, где тот увидел отца Досифея, который исповедовал и причащал людей, а Сам Христос их прощал и причащал. И кому отец Досифей давал причастие однократно, тому Христос подавал его дважды, а кого преподобный причащал два раза, тому Христос давал причастие трижды. И об отце юноши было открыто, когда о душе Тимофея спорили бесы с ангелами: Божий глас поведал, что за искреннее покаяние и за постриг во иночество умирающему Он прощает его тяжкие грехи, в том числе и четыре убийства…

Отец Досифей положил начало принятию в древлеправославие клириков, рукоположенных в господствующей Церкви. Когда к нему обратился священноинок Иоасаф, бывший келейник преподобного Иова, которого рукоположил во священство по древнему чину Тверской архиерей, официально принадлежавший к господствующей Церкви, но тайно сочувствовавший старой вере,  то отец Досифей, помолившись Богу, бросил жребий о том, принимать священноинока во служение или не принимать. Жребий выпал на одобрение его служения, и преподобный принял его через покаяние и благословил служить, снабдив его дораскольным святым миром и запасными Дарами для причащения.

Но недолго продлилось служение аввы Досифея в Чирской обители. Правительство, получив донос о существовании на Дону древлеправославного монастыря, послало в 1688 году карательную экспедицию для его уничтожения. Отец Досифей с другими староверцами был вынужден покинуть монастырь и переселиться за границу, на реку Аграхань, близ реки Кумы. Там преподобный и окончил свой земной путь, преселившись в небесные кровы около 1690 года. Прежде своей смерти преподобный выразил неодобрение вновь появившемуся учению о необходимости для староверцев сжигать самих себя огнем. Чуть позже Древлеправославная Церковь в лице многих священников и иноков приняла соборное решение об отлучении от Церкви всех проповедников самосжигательного самоубийства и о непоминовении за упокой самосожженцев.

После смерти святого мощи его оставались нетленными. В середине 1690-х годов христиане-казаки переселялись с реки Кумы на Кубань. Они взяли с собою мощи преподобного Досифея. Но они под мощами спрятали много серебра, от которого святой при жизни отвращался. И Богу это оказалось неугодно. На обоз напали татары, которые забрали серебро, а мощи святого отца рассекли на много частей и разбросали по полю. Христиане собрали части мощей и захоронили их в землю…

Память сего преподобного отца 19 февраля по церковному стилю (по гражданскому стилю — 3 марта в високосные годы или 4 марта в невисокосные).

Тропарь преподобному Досифею, глас 8-и. Ра́дуися пра́ведниче о́ Господе, удали́ся бе́гая и водвори́ся в пусты́ни, и о ве́ре и́стинней подвиза́лся еси́, и вене́ц прия́т нетле́нныи, Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8-и. Гра́да зде́ пребыва́ющаго не име́яше, и восле́д Христа́ устра́ньшагося стра́нствоваше, Небе́снаго гра́да взыску́я, преподо́бне о́тче Досифе́е, его́же ра́ди ве́ры и́стинныя и любве́ обре́л еси́, ю́дуже пресели́вся блаже́нне, моли́ Христа Бога спастися душа́м на́шим.

Икос. Бо́жию да́ру тезоимени́т яви́ся вои́стину, преподо́бне о́тче на́ш Досифе́е, дарова́нии духо́вных преиспо́лнен бы́сть, и́х же раздая́ оби́льно тре́бующим, упра́вил еси́ мно́гия в Небе́сное Ца́рствие, ю́дуже и са́м дости́же, те́мже предстоя́ престолу́ Вы́шняго, моли́ Христа Бога спастися душа́м на́шим.