Проповедь на праздник Рожества Пресвятой Богородицы

Главная Митрополит Проповеди Проповедь на праздник Рожества Пресвятой Богородицы

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на праздник Рожества Пресвятой Богородицы

 Лк. зач. 54, гл. 10, 38–42, гл. 11, 27–28 

Дорогие братие и сестры! 

Сегодня Святая Церковь празднует Рожество́ Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и при́сно Де́вы Мари́и. Это первый двунадесятый праздник церковного года. С него начинается история дарования райского блаженства погибающему человеческому роду, домостроительство нашего спасения. 

Проповедь на праздник Рожества Пресвятой Богородицы
Рождество Богоматери, нач. XIX в.

Церковный год начинается с Рожества Пресвятой Богородицы не случайно, ибо это событие стало предвестием грядущего спасения людей. Господь за нарушение первыми людьми в Раю Его заповеди наложил на них наказание. Оно выразилось в изгнании наших прародителей из рая и лишении их Божественной благодати, что привело к скорбям и бедствиям, вплоть до смерти людей. Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нём все согрешили (Рим.5,12). 

Но милосердный Творец не оставил Своего создания – человека – на погибель, не осудил его на вечное мучение, а дал обетование, что избавит весь род человеческий от рабства греха и проклятия смерти. Для осуществления Своего обетования Господь избрал еврейский народ, которому обещал через патриарха Авраама, что от его семени родится Избавитель мира. Поэтому каждое семейство питало надежду, что среди его потомства может родиться Спаситель мира, а та семья, у которой не было детей, считала себя отверженной Богом и была презираема даже своими близкими. 

Незадолго до Рожества Христова в Израиле, в небольшом городе Назарете, жил праведный человек Иоаким, происходивший из рода царя Давыда. Он имел благочестивую жену по имени Анна, происходившую из рода первосвященника Аарона, посвящённого на служение Богу. Праведно и богобоязненно жили супруги, они были скромные и смиренные люди, и, тем не менее, у них не было детей. Уже наступала глубокая старость, а с нею терялась надежда иметь детей. Это очень удручало супругов, так как безчадие  в те времена считалось наказанием Божиим. Тяжка была скорбь престарелых Иоакима и Анны, но они не возроптали на Господа, а с надеждой взывали к Нему. Святой Андрей Критский говорит: «Святая чета уязвлялась жалом безчадства, печалилась, скорбела и сокрушалась, перенося поношение своего безплодства. Иоаким и Анна сетовали о том, что не имели преемника рода своего, печалились и скорбели, но и́скра надежды ещё не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитвы к Богу о даровании им чада, не отходили от храма, усердно прося Бога, дабы Он даровал плод безчадным».  

Священная история повествует, как тяжело переживалось безплодие женщинами в те времена. Сколько слёз и втайне и в стенах храма было пролито бездетной Анной! Тяжела была и скорбь Иоакима. Во много раз тяжелее она стала, когда в день праздника Пасхи в храме не была принята его жертва Богу. Первосвященник, не захотевший принять его дара, сказал: «Не до́лжно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, не имеешь благословения Божия. Наверно, есть у тебя какие-то тайные грехи, и ты не хочешь раскаяться в них». От скорби и всеобщего позора Иоаким прямо из храма пошёл на горы, в пустынное место, и долго там пребывал в молитве и посте, не будучи в силах показаться на глаза людям. Слух о происшедшем в храме дошёл до Анны. Велика была её скорбь, ибо себя она считала виновницей семейного позора. С плачем она уединилась от людей, говоря: «Теперь я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! О чем плакать теперь: о вдовстве ли своём или о том, что не удостоилась называться матерью!» Близкие люди пытались утешить Анну, но печаль её не уменьшалась. Однажды, как говорит Предание, уединившись для молитвы в своем саду, она увидела на дереве гнездо, в котором птичка хлопотала около птенцов. Горько заплакав, Анна начала сетовать: «Горе мне, бездетной! Должно быть, я самая грешная, что одна перед всеми женами так унижена. Горе мне! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным, ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Господи, Ты знаешь поношение бездетства; прекрати печаль моего сердца, отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие». 

И Предание сохранило повествование о том, как вдруг услышала Анна слова, обращенные к ней: «Анна, Анна! Услышана твоя молитва; слёзы твои явились перед Богом, и ты зачнешь и родишь дщерь и через Неё получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мари́я», – что в переводе с еврейского означает «госпожа» и «надежда». Услышав эти слова, возрадовалась сердцем Анна, пошла в храм и дала обет Богу посвятить Ему на служение свое дитя. 

В то же время и Иоакиму был голос в пустыни: «Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою; жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дщерь, рождение Которой будет радостью для всего мира». С великой радостью вернулся в дом Иоаким, радостна была их встреча с супругой, радостной была и горячая молитва благодарения их Богу. 

Во исполнение обетования Божия родилась у праведных Иоакима и Анны Дочь, Которую они назвали Мари́ей, ставшей потом Матерью Спасителя мира. Таким образом разрешились узы неплодства и от неплодных родителей по их горячей молитве произрос Плод – Пренепорочная Дева.  

В Святом Евангелии говорится: «Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь; когда же родится – пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир… И когда рождается ребёнок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца?» Люди радуются рождению нового человека, хотя и не знают, каким вырастет это дитя, что́ несёт оно в мир, но все надеются, что родившийся новый человек несёт в мир добро. Какова же была радость престарелых родителей Иоакима и Анны и их близких, когда не только разрешилось неплодство, но и было им возвещено что через их Дочь даровано будет миру спасение. 

Рожество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ все́й вселе́нней… Св. Иоанн Дамаскин говорит: «День Рожества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Еввы переменилась в радость».  

Дева Мари́я родилась, как говорит Евангелие, не от хотения плоти и не от мужеского хотения, она появилась на свет как плод молитвы, как дар от Бога! Появление Её было как последнее звено длинной цепи праведников, которые через всю человеческую историю во смирении отстаивали чистоту, веру и преданность Богу. Они поклонялись Ему в духе и истине со всей верностью и любовью. В этом длинном ряду людей были грешники и святые, но у всех была одна общая черта –  смирение и покаяние. Всю жизнь они боролись во имя Божие – против самих себя, не против других! – для того чтобы очиститься и дабы в их душе восторжествовал Бог. И постепенно из поколения в поколение они подготовили Наследницу своего рода, Которая избрала чистоту с самого начала и жила всецело в верности Своему великому призванию. 

Святой Никола Кавасила пишет в своем «Слове на Рожество Богородицы»: «Все предшествующие поколения восходили к Ней или в силу того, что древнее относится к новому таким образом, как тень получает от тела свой вид и форму, или потому, что Она была общим украшением еще прежде прихода в мир. Она одна из всех людей, живущих от начала века до последних времён, противостояла всякому злу и греху и вернула Богу непорочной от Него полученную красоту». 

В Рожестве Богородицы поистине земля, которая до этого времени с терниями приносила тление греха, дала плод свой (Пс. 66). Ныне вся тварь ощутила себя исполненной большей красотой и светом, когда воссияла общая Красота. Дав обет Богу посвятить свое дитя Ему на служение, благочестивые старцы Иоаким и Анна только три года радовались своим родительским утешением, а затем вручили Мари́ю Богу как честный дар, введя Её в иеросалимский Храм, где чистая и непорочная Дева пребывала в тишине и молитве, изучая Священное Писание, занимаясь рукоделием, преуспевая в мудрости, и благодать Божия была с Нею. Она всеми Своими помыслами, чувствами и делами была без тени сомнения всецело преданна Господу.  

Сегодня мы празднуем Рожество Божией Матери, с приходом Которой в мир началось преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения. Как воспевается в словах праздничного тропаря: Из тебе бо возсия Солнце праведное Христос Бог наш, разрушив клятву, даст благословение. Крестной жертвой Христа клятва была разрушена, и на людей стала изливаться Божественная любовь. Этому предшествовало Рожество Богородицы, Которая стала Мостом между небом и землей, Дверью воплощения Спасителя, раскрытой на небо, Матерью Божией и Матерью всех христиан. Она Богородица по чудесному рождению в девстве Сына Божия и Матерь христиан по усыновлению. Мы же, христиане, по Божией милости названы Господом Его братьями (Евр. 2, 11), и, следовательно, мы, христиане, можем называться сынами Богородицы. 

Как Матерь Божия Она имеет дерзновение иметь такую благодать, какую подобает иметь матери у сына. С другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она оказывает христианам безпредельную и безконечную милость, какую мать может оказывать своим детям. Братие и сестры, принесём достойные дары нашей Матери за безпредельное море Её милостей, дарованное нам. Какой дар в ответ мы можем принести, и в чём состоит наше благоговение к Святой Деве? Это пребывание наших чувств и мыслей в чистоте и покаянии, в воздержании и смирении, в молитве и посте, примеры которых явила нам Пресвятая Дева.  

«Итак, первую по ходу времени чистоту человеческому роду представила Божия Мать, – пишет святой Никола Кавасила, – в Ней человек со многим преимуществом явил на деле способность бороться с грехом. Блаженная Дева воздержанием ума, прямотой воли и величием души от начала до конца изгнала всякую скверну». 
Наша благодарственная молитва к Ней всегда должна быть с сокрушением сердца и слезами, с покаянием и умилением, с надеждой и упованием на Её заступление. Святитель Григорий Палама в беседе «На спасительное Рожество Богородицы» пишет: «Принесите почитаемой ныне Деве наипрекраснейший и наиболее свойственный Ей дар – ваше освящение и непорочность тела, приобретённые воздержанием и молитвой. Посмотрите все, как целомудрие, – пост и сокрушенная молитва, сойдясь вместе, явили Иоакима и Анну родителями избранного Сосуда Божьего. И если мы будем крепко держаться добродетелей и молитв, прилежно и постоянно прибывая в храме Божьем, то и мы обрящем чистоту сердца, вмещающую и являющую нам Бога. Отступим от зла, через добрые дела обратимся к Богу, потщимся путём воздержания и молитвы вычеркнуть в себе дурные навыки и внутренние помыслы переменить на лучшие (более достойные), имея помощницей Ту, Которая ради молитвы и богоугодного образа жизни Её родителей была дарована нам сегодня».  

Святая Дева многое взяла от своего «корене» – добродетельных предков, и конечно Её чистота и святость укреплялась от родителей – богоотцев, праведных Иоакима и Анны. Родители Девы Марии обладали важным душевным качеством – большой степенью смирения. Они не возроптали на Господа за то безчестие, которое невинно терпели, будучи безчадными. Они принимали поношение окружающих со смирением не год, не два, а десятилетиями, потому за свое долготерпение получили Божию благодать, которая подается  только смиренным, поскольку это качество Самого Господа, Который говорит: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). 

За ту кротость и смирение, которую воплотила в себе Дева Мария, Она была избрана Святым Духом, Который осенил Её. Она, единственная из всего рода человеческого, была воплощением глубокого и искреннего смирения, произнеся в Благовещении: Се раба Господня, да будет мне по глаголу Твоему (Лк. 1, 38). Она единственная могла произрастить Плод чрева Своего, от Которого в мир пришло спасение, через Его смирение и послушание воле Отца Небеснаго. Ради нас Христос пришел в мир: Зрак раба приняв, послушлив быв до смерти, смерти же крестней (Фил. 2, 8). Так что основой чуда Рожества Богородицы и прихода в мир Спасителя было смирение Девы Марии.  

О смирении, которое очищает человека от греха и возводит на небесную высоту, написано много наставлений святыми отцами. Так, преподобный Исаия писал: «Смирение есть думать о себе, что ты грешник и ничего доброго не делаешь перед Богом». Он наставляет, что надо не быть тщеславными, даже когда нам удается сделать что-то доброе, а приписывать это доброе Богу, Который через нас, грешных, творит Свои добрые дела. Надо стараться жить так, чтобы никого не огорчать, всем помогать, быть со всеми ласковыми, приветливыми, стараться не отвечать злом на зло и по возможности, как наставляет Апостол: «Быть в мире со всеми (Рим. 12, 18). Надо бережно и милосердно относиться к каждому человеку как к образу Божию. И пусть мы не достигнем высшей святости, но одним только смирением можно достигнуть Царства Небесного. Поэтому будем приобретать смирение, которое управит нас по спасенному пути, проторенному нам подвигом смирения богородителей Иоакима и Анны, и Самой Пресвятой Богородицы. 

Братие и сестры! Почтим память богоотцев Иоакима и Анны, принесём дары, достойные их подвигов и молитв. Св. Андрей Критский пишет об этом: «Принесем достойный дар настоящему торжеству. Родители – благочадие, неплодные – неплодство греха. Если кто из вас отец, пусть подражает отцу Пресвятой Девы. Мать, питающая чад своих, пусть радуется вместе с Анной, воспитывает чадо, дарованное ей по молитве. Дева, непорочно живущая, пусть будет матерью слова, украшая словом благолепие души. Вкупе богат и убог, юноша и дева, старицы с юнотами (Пс. 48) да торжествуют сегодня в честь отроковицы Матери Христа Бога». 

В песнопениях сегодняшнего праздника звучат торжественные слова, призывающие нас к духовной радости: Се́й де́нь Госпо́день, ра́дуйтеся лю́дие! Днесь всеми́рныя ра́дости провозвеще́ние! Рожество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ все́й вселе́нней. Какое счастье и радость для всего рода человеческого, потерявшего рай через падение прародителей, что с Рожеством Пречистой Богородицы в мир вошла надежда приблизиться к Небу, обрести утерянную райскую благодать! 

Сей день – начало нашему спасению, когда родилась надежда на избавление от духовной смерти каждого человека. Богородица явилась помощницей и заступницей рода человеческого, всех христиан, соблюдающих Божественные заповеди. Поэтому будем и мы, братие и сестры, соблюдать эти заповеди, ведущие нас ко спасению, и Господь пребудет с нами и поможет в этом святом деле, ибо Ему угодно было дать нам отрадное обетование: И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). 

И, конечно, с нами всегда наша первая Помощница – Пречистая Дева Мария, Которая даровала миру нескончаемую вечную радость. Она день и ночь молит Своего Божественного Сына о даровании нам радости спасения вместо греховной печали. С этой надеждой будем всегда прибегать к предстательству и заступлению Пречистой Девы Марии, повторяя слова церковного песнопения: Засту́пнице христия́ном непосты́дная, Хода́таице ко Творцу́ непрело́жная, не пре́зри гре́шных моле́ния гла́сы, но предвари́ я́ко блага́ на́ помощь на́шу, ве́рно вопию́щих Ти́, ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, заступа́ющи при́сно Богоро́дице чту́щих Тя́.  

Богу нашему слава, ныне и при́сно, и во́ веки веко́м, аминь! 

Поделиться: