Проповедь на память святаго пророка Илии Фезвитянина

Главная Митрополит Проповеди Проповедь на память святаго пророка Илии Фезвитянина

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь на память святаго пророка Илии Фезвитянина

Дорогие братие и сестры!

Сегодня мы совершаем празднество святаго Божия пророка Илии, проповедника великих дел Бога нашего, как именуется он в кондаке празднику. Воспоминание о ветхозаветном пророке Илии обращает наш мысленный взор на восьмой век до Рожества Христова. Имя Илия в переводе с древнееврейского означает «мой Бог — Яхве», то есть Бог Истинный. Значение имени пророка в полной мере соответствует его служению Творцу всего сущего.

В разные времена человеческой истории Бог посылал пророков возвещать людям слово Истины, чтобы пророки чудесами засвидетельствовали бытие Божие и Его силу. Весьма трудная миссия была возлагаема на пророков — говорить людям о Боге, Которого люди не видели, порой не почитали и не хотели даже о нем слышать. Поэтому у пророков всегда были враги и недоброжелатели, которые жаждали их смерти. Об отношении к пророкам их земляков Сам Господь говорит в Евангелии: Пророк не имеет чести в своем отечестве (Ин. 4, 44), то есть не бывает понят и порой терпит гонения. Пророческое призвание всегда намного превышало естественные человеческие силы, поэтому пророки всегда искали помощи у Бога в трудные минуты, и Господь таинственным образом неизменно укреплял их благодатию Святаго Духа.

Святой пророк Илия — один из великих пророков — родился в городе Фезвы, поэтому называется Фезви́тянином. Он был строгим подвижником и постником, ходил во власяной одежде, препоясанной кожаным поясом, жил большей частью в пустыне, обличая людей в нечестии и грехах. Пророк Илия жил в те времена, когда народом израильским управляли нечестивые цари, отступившие от истинного Бога. Желая отвратить народ от отеческих заветов, эти цари ввели поклонение ложным языческим богам, а на тех, кто противился нечестию и обличал его, были воздвигнуты гонения. Одним из главных обличителей отступников был пророк Илия. По повелению Божию он возвестил нечестивому царю Ахаву, что за вероотступничество на страну посылается Божия кара — трёхлетняя засуха и страшный голод, и это наказание будет прекращено только по молитве пророка. Он говорил: В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (3 Цар. 17, 1). И вот иссохли реки и источники, окаменела от засухи земля, но столь же каменными оставались души и сердца отпавших от истинного Бога.

Самому пророку Господь повелел поселиться в пустыне около ручья, и ворон по Божьему повелению приносил Илии пищу. Во время трёхлетней засухи страдали не только нечестивые отступники от Истинного Бога, но и благочестивые люди, среди которых были старики и дети, страдали звери и птицы и вся природа. И посему милосердый и любвеобильный Господь хотел вразумить пророка Илию, чтобы он также проявил милосердие и сострадание. Для этого, когда от засухи высох ручей, Господь велел Илии идти в чужую землю и поселиться в городе Сарепте у бедной вдовы. Илия пришел в указанный Богом город, нашел вдову, которая вместе со своим сыном умирала от голода, и чудесным образом питал её мукой и маслом до окончания засухи. Эта вдова была удостоена милости Божией — воскрешения её сына за то, что она из последних своих запасов кормила пророка. Господь умножил её запасы муки и масла до конца засухи. Пример бедной вдовы весьма поучителен — если мы щедро подаем милостыню и питаем голодных, то можно быть уверенными, что не будем оставлены милостью Божией.

Когда завершились три года засухи, Илия пришел к царю Ахаву, который почитал ложного бога Ваала, и сказал ему, чтобы царь призвал своих жрецов. Когда собрались четыреста пятьдесят пророков Вааловых, Илия велел им сделать жертвенник, положить на него дрова и жертвенного тельца, а огня не зажигать. «У кого  сам зажжётся огонь на жертвеннике, при призывании его Бога, тот и поклоняется Богу Истинному», — сказал Илия. Сначала жрецы Ваала целый день молились своему богу, кололи себя ножами, скакали и кричали: «Ваал, услышь нас!», — но безуспешно. Илия смеялся над ними, говоря, что их бог спит и надо кричать громче. Наконец настал и его черёд. Он повелел обильно облить жертвенник водой и обратился к Богу с усердной молитвой, говоря: «Да разумеют все люди эти, что Ты един Господь Бог Израилев, и аз раб Твой!» И вот по молитве Илии огонь ниспал с неба и попалил жертву, дрова и даже камни жертвенника. Люди пали ниц, крича, что Бог Илии — Бог Истинный. Лжепророки Вааловы были все истреблены пророком. После их казни пошел дождь и засуха прекратилась.

После победы над жрецами гонения на пророка Илию не закончились. Вскоре ему пришлось скрываться в пустыне от жены Ахава — нечестивой царицы Иезавели, которая решила отомстить пророку за смерть угодных ей лжепророков. Претерпевая гнев царицы, Илия в отчаянии просил у Бога себе смерти, говоря: «Довольно уже Господи; возьми мою душу», — так как он подумал, что один остался из верных Господу, и его хотят убить. Чтобы утешить и ободрить упавшего духом пророка, Господь открыл ему, что осталось ещё семь тысяч человек, не преклонивших колена перед Ваалом.

Так и сегодня, во времена отступления многих от благочестия и забвения истины, лишь малое число верных сохраняет правую веру Христову, веру отцов своих, но Господь знает их, сохраняет своё малое стадо и помогает нести нелёгкую миссию свидетельства о Боге пред людьми, посылая Свою благодать и облегчая крест, под тяжестью которого мы порой сгибаемся. Также для ободрения и назидания пророка Илии Господь Сам явился ему на горе Хорив. В житии пророка так описано это явление: когда Илия взошёл на вершину горы, где обещал его посетить Бог, то сначала подул сильный бурный ветер, но не в нём был Господь; потом было землетрясение, потом показался огонь, но Господа не было ни в землетрясении, ни в огне. И вот после огня подул тихий прохладный ветерок, и в тихом веянии ветра (3 Цар. 9, 12) явился Господь, Который утешил пророка, дал ему новые силы.

 Это явление Господа в дуновении ветра духовного было прообразом пришествия на землю Исуса Христа, явившегося не грозным Судией, а кротким и смиренным Учителем и Помощником ко спасению, пришедшим не судить, а послужить людям. Тихое явление Господа — знак того, что Он не столько гневный отмститель, карающий нечестивых людей бурей, землетрясением, огнем и другими бедами, сколько милосердный и человеколюбивый Отец, Который если и наказывает детей, то не по вражде и злобе, а чтобы их исправить, образумить и спасти от более страшных последствий греха — страшных и вечных мук ада. Христос пришел в этот мир, чтобы в веянии тихого ветра дать нам новые силы на трудном пути ко спасению.

И вот пришло время переселится пророку Илии во иную жизнь, оставив грешный мир, и он выбрал себе в преемники пророка Елисея. Однажды он шел с учеником по дороге к реке Иордан, через которую они должны были переправиться. Илия скинул свой плащ — ми́лоть — и ударил им по воде. Вода расступилась, и они перешли Иордан посуху. Когда они пошли дальше, вдруг появилась огненная колесница, влекомая огненными конями, Илия вступил на неё и на глазах Елисея поднялся на небо, а на Елисея упал плащ Илии. Елисей взял его и, вернувшись к Иордану, ударил им по воде. Вода опять расступилась, и Елисей понял, что на него сошла та благодать, которая была на пророке Илии и которая, как говорится в тропаре, давала возможность недуги прогоняти и прокаженных очищати.

Пророк Илия не познал смерти и живым был вознесен Богом от земли в Царство Небесное. Из Святаго Писания мы знаем, что Бог сотворил это чудо с особым намерением, дабы пророк мог ещё раз на Земле проявить свою пламенную веру и дар пророчества. В тропаре празднику славный пророк Илия именуется вторым предотечей пришествия Христова. В Святом Евангелии описывается явление на горе Фавор пророка Илии вместе с пророком Моисеем, где они предстояли Христу и беседовали с Ним о судьбах мира во время Его Преображения. Сие явление, виденное апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, послужило к утверждению в апостолах веры в Божественную сущность Христа и истинность Его учения.

Грядущее при конце мира явление пророка на Землю и пришествие Христа как грозного Судии будет иметь силу страшного наказания для всех, кто оставил веру во истинного Бога и уклонился вслед ложных богов и кумиров. Это будут времена, когда, по слову апостола, умножатся беззакония и явится антихрист, человек греха, сын погибели, который будет выдавать себя за бога, и многие будут внимать его словам, перейдут на его сторону и будут его почитателями. И тогда будут наказаны и осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Сол. 2, 12).

Прославляемый ныне великий праведник пророк Илия принадлежит к числу великих мужей, просиявших как звезды на небосклоне ветхозаветной церкви до восшествия на нем Солнца праведного — Господа нашего Исуса Христа, явившегося во плоти в мир для спасения погибающего человека. Прославляя веру и ревность пророка Илии, будем и мы, братие, подражать ему в добродетелях, поскольку при всём величии пророк Илия, по слову апостола: бе человек подобострастен нам (Иак. 5,17), то есть он имел сходную со всеми нами человеческую природу, порой подверженную соблазнам, сомнениям и немощам.

В чем же именно должны мы подражать Илии пророку? Илия творил великие знамения и чудеса, и Христом было обещано ученикам: Зна́мения же ве́ровавшим сия́ после́дуют: и́менем Мои́м бе́сы изжену́т, язы́ки возглаго́лют но́вы, змия́ в́змут, а́ще и что́ сме́ртно испию́т, не вреди́т и́м (Мк. 16, 18). Многое сказано Спасителем в этих словах, но все же не о всех зна́мениях и чудесах, ибо в другом месте Он говорит: Ве́руяи в Мя, де́ла, я́же А́з сотвори́х, и то́й сотвори́т, и бо́льша си́х сотвори́т (Ин. 14, 12) Творение чудес кому-то, может быть, кажется невозможным — но так мыслят те, кто далек от совершенной веры и полного исполнения заповедей Божиих, и те, у кого не было личного опыта соприкосновения с чудом. Так, человеку, стоящему во рву, все кажется выше его.

Много чудес сотворил пророк Илия, но ещё больше явил он миру добродетелей, которым и мы, братие, должны подражать. Будем стараться подражать воздержанию и посту пророка, который многое время питался лишь малыми кусочками, приносимыми ему вороном в пустыню, а затем три года он питался лепёшками, которые благочестивая вдова пекла из неоскудевающего по Божией милости запаса муки и елея. Будем подражать смирению пророка Илии, который скрывался в пустыне от похвал и превозношения народом, видевшего творимые им чудеса; который по смирению не хотел иметь даже в Елисее свидетеля великого чуда — своего вознесения на небо на огненной колеснице.

Паче же всего возлюбим ревность Илиину́ о́ Господе, поскольку эта добродетель во многом ныне приходит в упадок и забвение. Порой, когда речь заходит о нашей личной чести и достоинстве, мы готовы с гневом и ревностью защищать себя. А к защите чести Святой матери нашей Церкви, истинной веры, святых таинств, Священного Предания и даже самого Господа мы подчас безучастны и нерадивы. Поэтому вооружимся на нашем христианском пути ко спасению ревностью Илиино́й в делах веры и Истины.

Конечно, проявление этой ревности не может быть с мечом в руках, поскольку, по слову апостола, этот меч находится в руках мирских властей (Рим. 13, 4), и Господь предостерегает Своих учеников не применять насилия в проповеди веры, говоря «ревнителям не по разуму»: Не ведаете, какого вы Духа (Лк. 9, 55). Подражать в ревности Илии мы должны личным примером жизни по заповеди Спасителя, уважением ко всякой святыне, почитанием священнослужителей, покорности к голосу Святой Церкви, которая печется о нас и назидает ко спасению.

Будем подражать великому пророку Илии в его сильной и пламенной молитве, которая была благоугодна Господу. В Святом Писании говорится: Мно́го мо́жет моли́тва пра́ведного споспешеству́ема (Иак. 5, 16), — то есть молитва, услышанная Богом и усиленная Его помощью. Чтобы Бог услышал нашу молитву, она не должна быть равнодушным и безучастным произнесением слов, а должна исходить из горячего сердца с верой и упованием на то, что нас видит и слышит Бог, так что будем усердно возносить от всей души наши прошения и благодарения Богу.

Бог есть совершенная чистота и святость, поэтому и нам нужно заботиться о чистоте души, если мы хотим, чтобы Господь не отвернулся от нашей молитвы (Ис. 1, 15). Святитель Василий Великий говорит об этом, что потребно исправление жизни молящегося, чтобы быть услышанным Богом. В молитве надо иметь терпение и постоянство, не отчаиваться, если молитва наша не исполняется, и не возносить ропота на Бога, если Господь попускает нам напасти и беды. Св. Василий Великий говорит, что Бог «иногда не избавляет нас от напастей и бед, хотя мы и молимся об избавлении от них, но по некоторому домостроительству и человеколюбию Своему знает, что пребывание в напастях и бедах лучше для нас, чем скорое избавление от них».

И конечно, Бог не исполняет греховные и неразумные пожелания наших молитв, например, просьбы о наказании обидчиков, поскольку христианин должен молиться о прощении всех ненавидящих и обидящих, а не желать отмщения. Таким образом, братие и сестры, подражая ревности по́ Богу, вере и молитве пророка Илии, будем и мы молиться с крепкою верою, с чистым сердцем и терпением, смирением и постоянством, в то же время предавая себя в волю Божию, ибо Сам Христос, окончив Свою молитву об избавлении от напастей, сказал, обращаясь к Своему Отцу: Не Моя воля да будет, но Твоя (Лк. 22, 42). Предадим себя в волю нашего Отца и Благодетеля, Который лучше нас знает, что́ нам полезно или вредно, и желает нам всегда лишь одного — спасения души.

Дай Бог, чтобы по молитве великого пророка мы сподобились его святой ревности о Господе и усердия в молитве и через них вошли в Царство Небесное, куда был на огненной колеснице вознесен святой пророк Илия Фезвитянин. Богу нашему слава, ныне и при́сно, и во́ веки веко́м, аминь!

Поделиться: