Проповедь в Неделю Православия

Главная Митрополит Проповеди Проповедь в Неделю Православия

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Проповедь в Неделю Православия

Поделиться:

Дорогие братие и сестры!

Поздравляю вас с первой неделей Великого поста – Неделей Православия!

Пост – это весна обновления наших душ, это духовно радостное время, в которое светлое Солнце – Исус Христос, являя Свою любовь, растопляет в нас лед уныния, небрежения, сребролюбия, празднословия, даруя нам дух целомудрия, смирения, терпения и любви.

Преподобный Феодор Студит в поучении о посте пишет: «Настоящие дни святого поста между прочими временами года уподобляются тихому пристанищу, куда все стекаются и обретают духовную тишину, не только иноки, но и миряне, малые и великие, властители и подчиненные, цари и иереи, ибо время сие полезно и спасительно для всякого рода и возраста людей. Пост сначала кажется для нас трудным делом, но если мы день ото дня будем прилагать усердие и понуждение, то при помощи Божией нам будет легче». Далее преподобный Феодор наставляет, что в пост мы должны воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от всякого греха, телесного и душевного, усердно и тщательно молиться дома и посещать церковные службы, блюстись страстей: тщеславия, зависти, ненависти, вражды, – так как они тайно убивают душу; особо блюстись от своеволия, «ибо ничего так не любит диавол, как если найдёт человека, который не вопрошает другого и не советуется с могущим наставить его на добро; тогда враг удобно прельщает самочинника и уловляет его во всём, что он совершит и считает за добро». А святой Симеон Новый Богослов в «Слове о том, что надлежит соблюдать спасительный пост не только в первую неделю святой четыредесятницы, но и во все прочие» пишет: «Все христиане подвизаются в первую великопостную седмицу <…>, в это время лукавый диавол, завидующий всякому нашему добру, подходит тайком к каждому христианину и, связав его нерадением и леностью, внушает отвращаться от святого поста, столь для нас спасительного, и опять вдаться в прежние свои злые обычаи. По сей причине я и напоминаю вам ныне, и прошу любовь вашу, отнюдь не слушайте врага вашего диавола, не начинайте следовать опять злому навыку ненасытного чрева <…>, но, как почитали мы первую неделю Великого поста сего, так да почтим и вторую, а потом последовательно и прочие… Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак её, как солнце рассеивает туман. Пост, взяв себе в помощники бдение, отгоняет ожесточение сердца, извлекает потоки слёз сокрушения – что позаботимся, прошу вас, братие, возыметь и все мы. Ибо если придем в сокрушение, то, с помощью благодати Божией, легко избавимся от всякого мятежа страстей и от бури вражьих искушений и достигнем безмятежной пристани безстрастия. Это, братие мои, не достигается в один день или в одну неделю, но исправляется, с помощью Божией, в более или менее продолжительное время, трудом и постом, смотря по ревности и усердию каждого».

Сегодня Христова Церковь празднует торжество Православия, которое от апостолов непрерывно сохраняется и до скончания мира будет хранимо Святой Церковью.

Апостолы призывают твёрдо и непоколебимо всегда пребывать в правоверии и неизменной преданности православной Церкви. Апостольские слова: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утвержайтеся – налагают на нас великую обязанность всегда нерушимо содержать православную веру, совершенствоваться в истинном благочестии и в христианских добродетелях, чтобы достигнуть вечной блаженной жизни в небесных обителех.

Посылая апостолов на проповедь Евангелия и заповедуя им крестить верующих в Него, Исус Христос сказал: Иже веру имет и крести́тся – спасе́н будет, а иже не имет веры – осужде́н бу́дет (Мк. 16, 16). Без православной истинной веры невозможно достигнуть спасения; без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6), пишет апостол. Без веры человек ходит во тьме неведения, не знает предназначения своей жизни, блуждает по распутиям язычества и нечестия.

Вера нам необходимее всего, необходимее всякого знания, искусств, различных земных благ, сколько бы полезными и нужными они ни казались нам. Апостол Павел говорит, что для сохранения веры в Исуса Христа он всё почитает ни во что: всякое ведение, всякое достоинство, честь, славу, дружбу – всё, что мир любит и высоко ценит, всё почитает апостол ни во что, чтобы только приобрести веру в Исуса Христа, то есть приблизиться к Нему, навсегда соединиться с Ним: Его же ради всех отщетихся и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу (Фил. 3, 8).

Вспомним, какие подвиги совершали первые христиане, исповедуя свою веру. Они охотно шли на мучение и смерть, чтобы через веру в Исуса Христа получить вечную жизнь. Вспомним подвиги апостолов в евангельской проповеди, несших свет истинной веры всем погибавшим во тьме неведения и заблуждений. Вспомним труды отцов и учителей Церкви, преемников апостолов. Вспомним доблестных подвижников, хранивших веру в пустынях, горах, пещерах, ущельях и пропастях земных. Вспомним святых преподобных мужей и жен, неустанно в продолжение всей жизни трудами, лишениями, постами боровшихся с похотями плоти, всецело принося себя в жертву Христу.

Вспомним сонмы доблестных подвижников, радевших о сохранении чистоты и нерушимости православной веры на Руси. Мы прославляем дивное многообразие святых, в русской земле просиявших, тех, которые близки нам по крови, жизнь которых переплелась с событиями нашей истории, подвижников, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова. В безконечном терпении о Господе, в величии своего смирения, в проявлении самоотверженной любви к Богу и к ближним, в несокрушимом терпении русские подвижники явили нам образ святости, образ Спасителя нашего Исуса Христа.

Вспомним наших предков – старообрядцев. Рассеянные по лицу земли, несмотря на жестокие гонения, на лишения и трудности, они сохранили истинную веру, благоговейную чистоту и полноту богослужения. Мы сегодня можем вдохновляться их мужеством, благоговеть перед их стойкостью, преклоняться перед их подвигом. Они в течение столетий устояли в вере, чистоте исповедания, в подлинно евангельской духовности и сохранили нам драгоценное, поучительное и спасительное Церковное Предание.

Вспомним сегодня и тех мучеников за веру, которые в прошлом веке в России, в страшные годы гонений на Церковь, умирали мучительной смертью в застенках и лагерях, но не отреклись от веры своих отцов, потому что умели жертвенно любить, потому что хранили в душе слова Спасителя: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут вы, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 11–12).

Будем же и мы хранить это величайшее священное сокровище, доставшееся нам как драгоценное наследство от отцов и праотцев, – православную веру, залог нашего спасения; будем более всего заботиться о сохранении её в чистоте, твердо и непоколебимо всегда в ней пребывая, будем избегать маловерия и суеверия, мужественно преодолевать искушения и соблазны лжеверий, будем ревностно исполнять заветы и уставы Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Христиане, Святое Писание призывает нас хранить православную веру, всегда жить по ней, спасая душу во святой православной Церкви, которая есть, как учит апостол, Церковь Бога жива, столп и утвержение истины (1 Тим. 3, 15). На вере утверждена Церковь Христова, и верою она будет держаться непоколебимо до скончания мира, как обещал её Основатель и Глава Исус Христос: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18).

Наша Русская Православная Старообрядческая Церковь твёрдо и непоколебимо содержит и сохраняет все догматы веры и благочестия, в точности исполняет всё то, что принято, установлено и утверждено Святой Соборной и Апостольской Церковью, и отвергает всё то, что отвергнуто ею. Святая Церковь призывает своих чад в единстве веры твёрдо держаться законного священноначалия и повиноваться ему во всем, что касается спасения души, по слову писания: Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся (Евр. 13, 17).

Святая Церковь ныне наставляет своих чад усердно и благоговейно прибегать к святым Христовым Таинствам, стараться исполнять все заповеди и уставы Церкви, усердно молиться Богу, соблюдать церковные праздники, все посты и всё то, что определено христианскими законами; с молитвой совершать всякое дело. Церковь ныне призывает своих чад открыто и безбоязненно исповедовать свою веру, когда это необходимо, перед всеми, во всяком месте и во всякое время. При встрече с неверующими или заблуждающимися людьми христианин должен считать своей обязанностью отстоять исповедуемую им истину и ни в коем случае ни словом, ни делом не изменять своему правому убеждению, всей своей жизнью подтверждать высокое звание православного христианина.

Православная Церковь глубоко скорбит о непокорных, строптивых чадах своих, увлекающихся суемудрием века сего, не исполняющих церковных законов. Сего ради аз плачу, – взывает она с пророком, – погибоша сынове мои, яко возможе враг (Плач Иер. 1, 16). Суду и осуждению подвергают себя все те, кто незаконно отделяется от Церкви Христовой и расторгает священный союз веры. Cам Господь сказал им: Аще кто Церковь преслушает, буди яко же язычник и мытарь (Мф. 18, 17). В день, который мы ныне празднуем, призываю вас словом апостольским: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16, 17).

Осуждению церкви подвергаются ныне и все беззаконники, ведущие порочную и нечестивую жизнь в совершенной безпечности о спасении души, живущие без раскаяния в грехах и без желания обращения к добродетели. Осуждаются ныне все погибельные и злочестивые богопротивники, не признающие и не исповедующие Святую Троицу, уничижающие достоинство Богоматери, отвергающие безсмертие души и будущий Страшный Суд, не почитающие иконы и Святые Таинства, принимающие злые и нечестивые ереси и лжеучения. Таковых Святая Церковь строго и грозно обличает и наказывает их отлучением. Сию строгость Церковь употребляет с той благой целью, чтобы нечестивые беззаконники пришли в себя, раскаялись в своих тяжких грехах и в пагубных деяниях, в ересях, в злых и богопротивных учениях. Церковь, не желая никому погибели, заботится о том, чтобы все в покаянии пришли в разум истины и во единство веры и любви. Мы же будем молиться Господу, чтобы Он всех отступивших от православной веры привел к обращению и просвещению словами святой молитвы: Отступивших от православныя веры и погибельными ересьми ослепленных, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти(Келейный помянник).

Скорбит и болезнует ныне Церковь о непокорных и строптивых своих чадах, но не оставляет надежды на их возвращение и тем более не ожесточается против них, не презирает, не уничижает, а, заботясь о них в мире и любви, желает донести до их сознания слова истины и разума. О заботливом отношении к заблудшим овцам Церкви Христовой говорит св. Иоанн Златоуст: «И не говори мне таких безсердечных слов: что мне заботиться? У меня нет ничего с ними общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское безчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев» (Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб, 1998г. Т. 2, стр. 25).

Ныне единая, чистая и непорочная вера Христова исповедуется в православной Церкви. Одна она во всем мире хранит правую веру, которую содержит, быв утверждена на основании апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Исуса Христа (Еф. 2, 20). Ныне русскому народу вверены словеса Божии (Рим. 3, 2) Нового Завета – чистая православная вера, залог и оплот нашего спасения, дарованная нам нашими благочестивыми предками. Но даровано это сокровище не ради наших заслуг и достоинств, да не будем этим превозноситься перед всем миром, а будем ходить достойно своего звания со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением (Еф. 4, 1). Да преисполнимся желанием и решимостью в Духе Святе хранить нашу веру от всякой скверны и порока и пребывать неуклонно в любви, единении и Божественной Истине, поминая слова апостола: Един Господь, едина вера (Еф. 4, 5).

В первое воскресенье Великого поста Святая Церковь празднует память победы православного учения о почитании икон над ересью иконоборчества. Сегодня вспоминается историческое событие более чем тысячелетней давности, когда повелением благочестивой императрицы Феодоры было окончательно восстановлено почитание святых икон.

Мы с благоговением молимся изображённым на иконах святым, лобызаем эти иконы, но было время, когда на святыни были воздвигнуты гонения от еретиков и нечестивых императоров-иконоборцев. Седьмой Вселенский Собор благодатию Святаго Духа осудил эту ересь, утвердил учение о чествовании святых икон. Было установлено согласно учению святых отцов, что честь, воздаваемая святым иконам, относится не к доске, на которой она написана, как утверждали иконоборцы, а к начертанному на ней святому лику и что молитвенное поклонение направлено к самому первообразу. То есть, поклоняясь святой иконе, мы воссылаем молитву к тому святому небесному ходатаю, который начертан на ней.

Первым в христианстве дал пример иконного писания святых ликов святой евангелист Лука. Он написал образ Богоматери с Младенцем, о котором сама Пречистая изрекла: С сим образом да пребудет благодать Моя и сила.

В самые ранние времена христианства верные укреплялись изображением святых и Честна́го Креста Господня как средством и орудием спасения.

Святые иконы изображают тех, кто еще при жизни стал одушевленным храмом Божиим, а после смерти прославлен чудесами и зна́мениями.

Много мы, христиане, знаем о чудотворении святых икон, об избавлении по молитвам пред ними от бедствий и болезней! Особенно много чудотворений происходило от икон Пресвятой Богородицы. Возблагодарим Царицу Небесную и прочих святых угодников за милость и снисхождение к нашей молитве и немощи. Будем восхвалять и почитать святые иконы, изображающие наших небесных молитвенников. Устремим свой взор и молитву к ним, отстраняясь от земных забот и греховных помыслов. Кто из нас не чувствовал, как один вид святой иконы и Животворящего Креста удерживает от тяжких грехов. Сколько тому примеров в истории Церкви!

К нашему прискорбию, сегодня есть еретические проповедники, которые сами себя лишили чудесных и благодатных дарований от святых икон, ложно понимая заповеди Божии. Эти новоявленные сектанты самонадеянно спешат «просвещать», а на самом деле омрачать, православный народ России. Искушающим нас сектантам и еретическим проповедникам лучше всего отвечает Сам Господь безчисленным множеством чудотворений и знамений, являемых от святых икон от древности и доныне.

Мы же, братие и сестры, будем верны учениям и преданиям древлего благочестия, будем верны той православной вере, которую на земле явили сонмы святых. Восхвалим и прославим их нашей молитвой и жизнью, поклонимся душой и телом Господу нашему Исусу Христу, Которому они послужили, воспевая: Пречистому Твоему образу поклоняемся, Владыко, просяще прощения согрешениям нашим.

Пусть наступившие дни поста послужат нам очищением от страстей и грехов. Пост и молитва, добрые дела и покаяние – всё это да поможет нам по благодати Святого Духа отобразить в душе образ Господа Исуса Христа, нашего Спасителя, пострадавшего за нас и воскресшего, чтобы и нас воскресить к вечной жизни в Царствии Небесном. Богу нашему слава, ныне и присно и во́ веки веко́м, аминь!

Поделиться: