Среда, 2
декабря.
Св. свщмч.
Аввакума, иже за древлее благочестие
пострадавшаго
Служба вся
по Общей минее
или рукописи (Пл), канон
свщмч. на утр.
нарочитый (см. календарь
Московской Митрополии РПСЦ
на 1997 г., с. 91 — 93). Свв. дня сего, иже в
Минее, св. пр. Аввакуму, — на павеч.
На утр. Ев. Лк. 67. На лит. Ап. Тим. 297,
Флп. 246. Ев. Лк. 98, Лк. 77.
Воскресение, 6
декабря
Неделя
30-я по Пятьдесятнице. Глас 5-и
(Пл).
Иже
во свв. отца
нашего Николы, архиеп. Мир
Ликийских, чудотворца
Служба во
Октае воскр. и
в Минее свт. Николе (Бд).
Малая вечерня. Возв. стих.
воскр. во Октае
гл. на 4 (1-я — дважды).
Сл., свт., возв. славн. мал.
веч., «Доблестей твоих». И ныне, — Богор. во
Окт. гл. наряду, «Радуися, Двери
мысленая». На стихов. едина стих.
воскр., «Тебе воплощшагося Спаса Христа».
Таже свт. стихов.
вел. веч. вся, со стихи своими, кр. славн. Сл., свт., славн.
стихов. мал. веч., гл. 2-и, «Правило
вере». И ныне, Богор. по гл., от
стихов. славн. мал. веч., «За всех
молишися, Благая». По
«Ныне отпущаеши» и Трисвятом троп. воскр., сл.,
троп. свт., «Правило вере»,
и ныне, Богор. по гл., «Иже
от века». Отп. малый, «преподобных», в нач. — «Христос,
истинныи Бог наш».
Малая
павечерница. Канон
Богор. во Октае (в
субботу вечер, гл. 5-и).
По 3-й п. чтений несть. По 6-й п.
сед. наряду, «Всесвятая Дево». По 9-й п.
«Достойно есть», по Трисв. конд. свт.,
«В Мирех, святе Николае », сл., и ныне,
воскр. Отп., иже на мал.
веч., прощение, помянника
за упокой несть.
Великая вечерня.
Каф. 1-я,
«Блажен муж», вся,
возв. — на
гл. 5-и. Стих. на 10: воскр.
4 и
свт. на 6. Сл., свт., гл. 6-и, «Святителем удобрение»,
и ныне, догм., гл. 5-и,
«В Чермнем мори». Выход, прок.
«Господь воцарися», и
паремии свт. 3. На литии 1-я стих. храму, таже свт. литийн.
стих. и мал.
веч. возв. и стихов., все без славн., и, аще не
храм свт., стих. по 50-м пс. Сл., свт., славн. литийн., «Благии
рабе верныи», и ныне, Богор. в
Минее наряду, «Послан бысть».
Стихов. во Октае
воскр., со стихи
своими. Сл., свт.,
славн. стихов., «Человече Божии».
И ныне, Богор. «от малых», «Богородице, Ты еси Лоза» (поем «молися, Владычице, со святителем»). По «Ныне
отпущаеши» и Трисвятом
троп. «Богородице Дево, радуися»,
2жды, и свт., «Правило вере», единожды, и пр. обычно.
Утреня. «Бог Господь» на
гл. 5-и, троп.
воскр., 2жды, сл., свт., и
ныне, Богор. по гл., «Иже от
века». Каф. 2-я, 3-я, 17-я,
сед. и
ипакой во Октае
наряду. По 1- й (2-й) каф. по сед.
сл., и ныне — Богор. воскр. 5-го гл., «Радуися, Двери Господня». По
17-й каф. — «Ангельскии
собор», ект. и ипакой гл. во Октае. И абие полиел.
и велич. свт., по Обиходу, пс. избр. «Услышите сия
вси языцы». По полиел. сед. свт.,
иже по каф., вси по единожды, без Богор, сл., сед. по
полиел., и ныне, Богор. его.
Таже антиф. и прок. пред
Ев. воскр. 5-го гл. Ев. Ин. 64, «Воскресение Христово
видевше» — единожды. По 50-м пс.
— якоже всегда, стих. «Воскрес Исус». Аще
же храм свт. Николы, прок. и Ев. свт., Ин. 36, «Воскресение Христово видевше»
поем, но «слава» — «Молитв ради святителя». Стих. по 50-м пс. ему же, «Наследниче
Божии», а воскр. Ев. по Славословии вел.
Каноны: во Октае воскр. со
ирм. на 4 (ирм. единожды) и Богор. на
2 (где 3 троп., первые 2 чтем
за един). Таже свт.
2 канона на 8,
запев: «Святителю Христов Николае,
моли Бога о нас»
(в 1-м каноне к посл. троп., — Богор.).
Катав. «Христос раждается». По 3-й
п. конд. свт., «В Мирех, святе», и ик. (пис. по 6-й п.), сед. свт.,
«Возшед на высоту», 2жды, сл., и ныне,
Богор. наряду. Аще же храм свт., чтем по 3-й п. конд. и ик.
воскр., и проч. по вышеуказ., а свт. конд. и ик. по 6-й п. По 6-й
п. конд. и
ик. воскр. По 8-й п.
поем «Честнейшую». По катав.
9-й п., «Таинство странно»,
— «Достойно есть»
и покл. земн. «Свят
Господь Бог наш»
на гл. 5 — и.
Светилен воскр. 8-и, «Два ангела»,
сл., свт., «Великаго пастырем
начальника», и ныне, Богор.
во Окт., «Безсеменно
зачатие». Хвалитн. стих.
на 8 (от ст. «Хвалите Бога во святых Его»), воскр. 4 и свт. 4 (3
хвалитн., 1-е две — за едину, и славн. «Вострубим»), со стихи свт. со
стихов. вел.веч. Сл., 8-я стих. Ев., «Мариины
слезы», и ныне, «Преблагословена еси». По Славословии
и возгл. троп.
«Днесь спасение миру», и пр.
якоже на воскр.
Бд. всегда.
Аще же храм свт., на хвалитех поем
стих. свт. 4, вси по единожды, «слава» — свт., а Ев. стих., — на 1-м ч. В конце
Славосл. иерей творит выход с Ев., по посл. Трисв. возгл.
«Премудрость, прости!» И входит чрез
Царские врата во св. алтарь и полагает Ев. на св. престоле. Таже чтец: «Глас 5-и. Днесь спасение…», и
чтет троп. до конца. Певцы повтор. конец его, «и велию милость», напевом якоже
концы троп. на «Бог Господь». Чтец:
«Слава (полностью), и велию милость», певцы — паки то же. Чтец: «И ныне (полностью).
Днесь спасение…» (весь), певцы — паки «и велию милость». Неции же поют
троп., сл., конец его, и «и ныне», паки
весь троп., просто говоркой. Таже иерей (или диакон) возгл. «Вонмем!», и пр.
обычно, якоже на утр. всегда пред чт. Ев. Прок., «Всяко дыхание» и Ев. воскр.,
Ин. 64. По Ев. ект. «Рцем вси» (Большой Устав, л. 841 об.), и пр. обычно, якоже по Вел.
славосл. всегда.
Отпуст:
«Воскрес из
мертвых, Христос, истинныи
Бог наш, молитвами
Пречистыя Его Матере,
силою Честнаго и
Животворящаго Креста, святых
славных и всехвальных апостол, и иже во святых отца нашего Николы,
архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и всех
ради святых, помилует
и спасет нас,
яко благ и
человеколюбец». И час
1-и.
На
1-м часе и
проч. часех троп. воскр., сл., свт., по
Отче наш пременяем
конд. воскр. и свт. По 1-м ч. отп.малый, «преподобных»(в нач.«Воскрес из
мертвых»), и прощение.
Полунощница воскресна, 5
— го гл., конд. воскр. Отп.
малый, в нач. —
«Воскрес
из мертвых». Таже прощение, помянника
за упокой несть.
По часех
пред литургиею отп.,
якоже в неделю обычно,
поминаем св. Иоанна Златоустаго,
и прощение.
Литургия св. Иоанна
Златоустаго. Блаженна на 10:
воскр. во Октае на 6 (на ст.
«Блажени миротворцы» — 2 троп., иже пред «славой», за един), и свт.
от 1-го канона
п. 3-я, на 4. По входе троп. воскр., храму Богор.
и свт., конд. воскр., сл., свт., и ныне,
храму Богор. А идеже храма Богор. несть, и
ныне, конд. «Заступнице християном». А храмом свв. троп. и конд. не
глаголем. Прок. и
аллил. гл. и свт.
Ап. Кол. 258, Евр. 335,
Ев. Лк. 91, Лк. 24. Прич. 2, «Хвалите» и
«В память вечную», отп. иже
на утр. пред
1-м ч.
Воскресение, 13 декабря
Неделя
свв. Праотец, 31-я
по Пятьдесятнице. Глас
6-и (Пл).
Поем по
Октаю и Минее, 2-я служба от 11 декабря. Свв. влмч. Евстратию и иже с ним , — егда
рассудит церкви начальник.
Малая вечерня.
Стих. воскр. во
Октае гл. и пр. все
по обычаю.
Малая
павечерница. Канон
един, Богор. во
Октае (в субботу вечер, гл. 6-и), по
«Достойно» и Трисв.
конд. свв. Праотцем, «Рукописаннаго образа», сл., и ныне, воскр., и пр. обычн. Отп. малый,
«преподобных и богоносных», прощение,
помянника за упокой
несть.
Великая вечерня.
Каф. 1-я,
«Блажен муж», вся,
возв. — на
гл. 6-и. Стих. на 10: воскр.
6 и
свв. Праотцем 4, сл.,
наряду, гл. 6-и, «Иже прежде закона»,
и ныне — догм. 6-го гл., «Кто
Тебе не блажит». Выход, прок.
«Господь воцарися», по обычаю. На литии 1-я стих. храму, таже
во Октае «Аммореевы» 3. Сл., свв. Праотцем,
«Луча облистающе», и ныне,
Богор. по гл.,
наряду, «Се исполнися».
Стихов. вся во
Октае воскр. наряду, со стихи
своими. Сл., свв. Праотцем, «Праотец совокупление», и ныне, Богор. по гл., наряду,
«Без семене». По «Ныне отпущаеши»
и Трисвятом троп. «Богородице Дево, радуися», 2жды, и свв.
Праотцем, «Верою праотцы», единожды,
и пр. обычно.
Утреня. «Бог Господь» —
на гл. 6-и,
троп. воскр. 2жды,
сл., и ныне, свв. Праотцем. Каф. 2-я, 3-я, 17-я, сед.
и ипакой во
Октае наряду. По
первой (т.е. 2-й) каф. сл., и ныне,
Богор. воскр. 6-го гл., «Иже
благословеную». По 17-й каф.
— «Ангельскии собор», ект. и ипакой гл. во Октае. Пл. без велич. В конце его
поем «слава», «и ныне» и
«аллилуия» (полностью, 3жды) с обычн. полиел. припевами пс. 135-го. Таже ект. малая и возгл., иже по Пл., и
сед. свв. Праотцем, «Авраама, Исаака же,
и Иякова», 2жды, сл., и ныне, Богор. его. Антиф. и прок.
пред Ев. воскр.
6-го гл. Ев. Ин. 65,
«Воскресение Христово видевше» —
единожды. По 50-м пс. —
якоже всегда, стих. «Воскрес Исус». Каноны: воскр.
со ирм. на 4
(ирм. единожды), свв. отроком на 4 и свв. Праотцем
на 6 (2 первых троп. по 2жды, таже
«слава», троп. един, «и ныне», Богор.). Запевы посл. 2-х
канонов: «Святии трие
отроцы, молите бога о нас»,
«Святии Праотцы, молите
Бога о нас». Катав.
«Христос раждается». По
3-й п. конд. и ик. воскр., сл., и ныне, ипакой свв. Праотцем, «В росу
отроком». В 4-й, 8-й и 9-й п. канона свв. Праотцем по 5 троп., чтем 1-й дважды, проч. по единожды. В 6-й п. канона свв. отроком 3 троп., 1-й
чтем 2жды. По 6-й
п. конд. и ик. свв. Праотцем. По 8-й
п. поем «Честнейшую». По
катав. 9-й п., «Таинство
странно», — «Достойно есть»
и покл. земн. «Свят
Господь Бог наш»
на гл. 6-и.
Светилен воскр., «Затвореным Владыко дверем», 2жды, сл., и ныне, свв. Праотцем,
«Свет великии». Хвалитн. стих.
на 8 (от ст. «Хвалите Бога во святых Его»), воскр. вси. Сл., свв. Праотцем, «Приидите
вси верно торжествуем»,
и ныне, «Преблагословена еси». По Славословии
и возгл. троп.
«Воскрес из гроба»,
и пр. якоже на
воскр. Бд. всегда. Отпуст: «Воскрес из
мертвых, Христос, истинныи
Бог наш, молитвами
Пречистыя Его Матере,
силою Честнаго и
Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных
апостол, и святых Праотец,
и святых великомученик
Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, и преподобнаго отца
нашего Арсения, иже в
Латре, и всех
ради святых, помилует
и спасет нас,
яко благ и
человеколюбец». Таже Ев. стих. 9-я, «Яко в последняя времена»,
по указу, иже в Нед. Фомину, и час
1-и.
На
1-м часе и
проч. часех троп. воскр., на «славу» —
свв. Праотцем. По Отче наш
пременяем конд. воскр. и
свв. Праотцем. По 1-м
ч. отп. малый,
«преподобных» (в нач.
«Воскрес из мертвых»), и
прощение.
Полунощница воскресна, 6 -го
гл., конд. воскр. Отп.
малый, в нач.
— «Воскрес из
мертвых». Таже прощение, помянника
за упокой несть.
По часех
пред литургиею
отп., якоже в неделю
обычно, поминаем св. Иоанна
Златоустаго, и прощение.
Литургия св. Иоанна
Златоустаго. Блаженна на 10:
воскр. во Октае на 6 (на ст.
«Блажени миротворцы» — 2 троп., иже пред «славой», за един), и свв. Праотцем,
от канона им п. 3-я, на 4. По входе троп.
воскр., храму Богородицы (где есть), свв. Праотцем
и храмом свв. Конд. воскр., храмом
свв., сл., свв. Праотцем, и
ныне, конд. храму Богор. Где сего несть, сл., конд. храмом свв., и ныне, конд. свв. Праотцем (Большой Устав, л. 311 об.).
Прок. и аллил.
точию свв. Праотцем,
Ап. Кол. 257, Ев. Лк. 76 (рядовые Ап. и Ев. 31-й недели
ввиду отступки чит. напреди, 29 и 22 нояб.; Богор. Ап. и Ев. зде чести не указано:
Большой Устав, л. 340 об.). Прич.
2, воскр., «Хвалите», и свв. Праотцем,
«Радуйтеся», отп. иже
на утр. пред
1-м ч.
Аще же служба воскресна,
свв. Праотцем и влмч. Евстратию и иже с ним (Пл), сему
указ сицев.
Малая вечерня. Возв. стих. воскр.
и пр. все во
Октае гл. по
обычаю. По «Ныне
отпущаеши» и Трисвятом троп.
воскр., сл., и ныне, Богор. его, и пр. обычн.
Малая павечерница. Канон Богор. гл. во Окт., по
вышеуказанн., по «Достойно есть» и Трисв. конд. свв. Праотцем, сл., влмч., «Витийствуя», и ныне, воскр., и
пр. обычн.
Великая вечерня. Возв. стих. на 10: воскр. 3, свв. Праотцем 3, и влмч.
4. Ин устав (Минея, л. 198): стих. воскр. 4, влмч. 3 и Праотцем 3. Неции же
поют воскр. 3, влмч. 3 и Праотцем 4. Сл.,
свв. Праотцем, «Иже прежде закона», и ныне, догм. гл., «Кто Тебе не блажит». По выходе и прок. паремии влмч. 3. На литии
1-я стих. храму, таже, аще на возв. пели
3 стих. Праотцем, их оставш. возв. 4-я, «Якоже в росе». Затем стих.
влмч.: оставш. возв. 2 (или 3,
аще на возв. пели 3 стих. влмч.), и славн. «Приидите», стихов. вси, со славн.,
стих. по 50-м пс. и хвалитн. 4-я, «Паче
еллинскаго наказания». Сл., свв.
Праотцем, литийн. славн.,«Луча
облистающе», и ныне, Богор. по гл. наряду, «Се исполнися». Стихов.
воскр., сл., свв. Праотцем, «Праотец совокупление», и ныне, Богор. по гл.наряду,«Без
семене». По «Ныне отпущаеши» и Трисв. «Богородице Дево, радуися», 2жды, и свв. Праотцем троп. единожды (Большой Устав, л. 318 об.).
Утреня. На «Бог Господь» троп. воскр. 2жды, сл., троп.
влмч. 1-й, «Мученицы Твои», и ныне,
Праотцем. По каф. сед. воскр., по 1-х сед. сл., и ныне, Богор. 6-го гл.. «Иже
благословеную». По 17-й каф. троп.
«Ангельскии собор», ект. мал., и по
ипакое полиел. и велич. влмч.: «Величаем
вас, страстотерпцы Христовы Евстратие, Авксентие, Евгение, Мардарие и Оресте, и чтем святую память
вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего». Пс. избр. «Бог
нам прибежище и сила». По полиел. сед. влмч., иже по каф., вси по единожды, без
Богор., сл., иже по полиел., «Троическою верою», и ныне, сед. свв. Праотцем,
«Авраама, Исаака же, и Иякова». Проч. до канона воскр., по 1-му указу. Каноны
на 16: воскр. со ирм. на 4, влмч. 1-й канон на 4 (а 2-й оставл. за невмещением
или поется на молебне), свв. отроком на
4 и
свв. Праотцем на 4. Ин указ о канонех (Минея, л. 198): воскр.
со ирм. на 4, влмч. 1-й на 4 и Праотцем на 6 (чтем 2 канона, свв. отроком и Праотцем, кажд. на 3 запева, якоже указ. в Большом Уставе, л. 319: 1-е два
троп. за един, троп. един (аще в п. 5 троп., зде 2 за един) и Богор. един).
Запев влмч.: «Святии великомученицы Евстратие, Авксентие, Евгение, Мардарие и
Оресте, молите Бога о нас». Катав. «Христос раждается». По 3-й п. конд. и ик. воскр., конд. и
ик. влмч. (иже по 6-й п.), сед. им, «Ни меч, ни зверие», 2жды, сл., и ныне,
ипакой Праотцем, «В росу отроком». По 6-й п. конд. и ик. Праотцем. По 9-й п.
свет. воскр., «Затвореным Владыко»,сл.,влмч.,«Скончал еси чудне»,и ныне,
Праотцем, «Свет великии». Хвалитн. стих. на 8: воскр. 4 и влмч. 4, со славн. и
ст. стихов. вел. веч.Сл., свв. Праотцем, «Приидите вси», и ныне, «Пребл. еси».
По Славосл. троп. «Воскрес из гроба» и пр. обычн. Отп. пред 1-м ч. согл. 1-му
указу. Ев. стих. 9-я на 1-м ч.
На 1-м ч. и проч. часех троп. воскр., на «славу» троп. свв. Праотцем
и влмч. 2 троп. (см. в Часосл.) премен.По
Отче наш конд. воскр., Праотцем и влмч.
премен.
Полунощница воскр.
6-го гл., согл. 1-му указу.
По часех пред лит. отп. согл. 1-му указу.
Литургия. Блаж. на 12:
во Октае воскр. на 4 (троп. нараспев, таже 3
троп. за един, 2 за един, и Троичен един, а Богор. оставл.), Праотцем п.
3-я на 4, и влмч. п. 6-я от канона 1-го творца, егоже чли на
утр., на 4. По входе троп. воскр., храму Богор. (аще есть), свв. Праотцем, храмом
свв. и влмч. 2 троп. Конд. воскр., свв. Праотцем, храмом свв., сл., влмч., и
ныне, храму Богор. Аще сего несть, и ныне, конд. Праотцем. Прок. и аллил. Праотцем и влмч.
(Большой Устав, л. 319 об.), Ап. Кол. 257, Еф. 233. Ев. Лк. 76, Лк. 106. Прич. «Хвалите»
и «Радуйтеся».Отп. иже на утр. пред 1-м ч.
Воскресение, 20
декабря
Неделя
свв. Отец, 32-я
по Пятьдесятнице. Глас
7-и.
Служба
воскр. во Октаю и в Минее
Предпразднеству Рожества Христова
и свв. Отцем, 2-я служба от 18 декабря. Свщмч. Игнатию, —
егда рассудит церкви начальник.
Малая вечерня.
Стих. воскр. во
Октае гл. и пр. все
по обычаю.
Малая
павечерница. Канон
един, трипеснец Предпр.
в Минее (20 дек. На павеч.), п. 1-я, 8-я и 9-я, ирм. 2жды, троп. на 6, запев «Слава Тебе, Боже
наш, слава Тебе», катав. ирм. той же. Идеже в п. 2 троп., чтем каждый по 3жды. А
идеже 2 творца, чтем в кажд. творце по 3
троп., катав. ирм. 2-го канона. На 3-й (8-й) п. вместо «славы» —
«Благословим», пред катав., —
«Хвалим, благословим», по катав. покл. поясн. Ирм. 9-й п. с покл. поясн.
По катав. 9-й п. покл. земн. Таже Трисв.,
по Отче наш конд. воскр., сл., свв. Отцем, «Рукописаннаго
образа», и ныне, Предпр., «Девая
днесь Превечное Слово» (ин устав: конд. Отцем, сл., и ныне,
Предпр.),и пр. обычн. Отп. малый, «преподобных
и богоносных», прощение, помянника
за упокой несть.
Аще же восхощет церкви начальник, чтем
на павеч. 2 канона: Трипеснец Предпр. и свщмч. Игнатию (в Минее 20 дек. на утр.
2-й канон). Тогда п. 1-ю, 8-ю и 9-ю поем сице: ирм. Трипеснца 2жды, троп. на 6,
по вышеуказ., точию все запевы «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», без «славы»,
«и ныне» и запева Богор. Таже п. канона свщмч., запев: «Святыи священномучениче Игнатие, моли Бога о нас».
Чтем ея по обычаю на 4 (идеже 6 троп., 1-е четыре, — по 2 за един, идеже 5,
— первые 2 за един, проч. по единожды) ,
в конце «слава» и «и ныне». А идеже несть Трипеснца, чтем точию канон свщмч.,
ирм. единожды, троп. по вышеуказ. По 3-й п. сед. свщмч., «Рукополагаемь от
Христа Бога», единожды, сл., и ныне, сед. Предпр. наряду, «Краснаго добротою
Господа». По 6-й п. конд. свщмч., «Светлых подвиг твоих»,и икос. По 9-й п. чтем
стих. свщмч. с запевами канона ему: возв. вси, со славн., славн. веч. стихов.,
сл., славн. утр. стихов., «Столп одушевлен», и ныне, ирм. 9-й п. Трипеснца,
2-го творца, «Яже невместимаго Бога», и покл. земн.,и проч. по вышеуказ.
Великая вечерня.
Каф. 1-я,
«Блажен муж», вся,
возв. — на
гл. 7-и. Стих. на 10: воскр. 3,
Предпр. 3 («Незаходимое Солнце» и пр. 2) и свв.
Отцем 4 («Явися мира концем», 2жды, и пр. 2). Сл.,
наряду, гл. 6-и, «Даниил муж желанием»,
и ныне, наряду, Предпр., а не
догм., «Вертепе уготовися». Выход,
прок. «Господь воцарися», по обычаю, и паремии свв. Отцем 3. На литии 1-я стих. храму (Минея, л. 233). Таже
в Минее стих. Предпр. от 20
дек.: возв., «Предпразднуем людие», и пр. 2, и славн. «Восприими Вифлееме»,
стихов. веч. вся, и славн. «Предпразднуем людие», хвалитн. вси, с обоими
славн., и утр. стихов. вся, кр. славн. «Вертепе уготовися» (пропет на возв. вел. веч. на «и ныне») А славн. свщмч. Игнатию оставл.
или чтем на павеч. Сл., свв. Отцем, «Праотец
совокупление», и ныне, наряду, «Красуйся
Вифлееме». Стихов. вся
во Октае воскр. гл. наряду, со
стихи своими. А в Минее стихов. «Доме
Евфрафов» и пр. поем точию егда Неделя
свв. Отец бывает 24 декабря (Минея, лл.
260 об., 349). Сл., свв. Отцем, «Радуйтеся пророцы», и ныне, наряду, «Се время». По «Ныне
отпущаеши» и Трисвятом
троп. «Богородице Дево, радуися»,
2жды, и
свв. Отцем, «Велия веры»,
единожды, и пр.
обычно.
Утреня. «Бог Господь» —
на гл. 7-и,
троп. воскр. 2жды,
сл., свв. Отцем, и ныне, Предпр.,
«Готовися Вифлееме». Каф. 2-я, 3-я, 17-я,
сед. и ипакой
во Октае наряду. По первой (т.е. 2-й) каф. сл., и ныне, Богор. воскр. 7-го гл., «Яко
нашему воскресению». А сед. Предпр., иже в Минее, чтем точию 24 дек., якоже
указ. о веч. стихов. По 17-й каф.
— «Ангельскии собор», ект. и ипакой гл. во Октае. Пл. не поем. Антиф. и прок.
пред Ев. воскр.
6-го гл. Ев. Ин. 66,
«Воскресение Христово видевше» —
единожды. По 50-м пс. —
якоже всегда, стих. «Воскрес Исус». Каноны точию в Минее. 1-й
свв. Отцем, со ирм.
на 8, ирм. «Волною морскою»
— «розники» 2жды (см.
в Ирмосах в конце, «24 дек. на павеч.»), троп. на 6. К 1-м двум троп. запев «Слава, Господи, Воскресению Твоему», к
прочим, — «Святии Отцы, молите Бога о нас», к посл.
троп. запев Богор. Идеже свв. Отцам 4 троп. без Богор., 1-е два чтем за един. Таже
Предпр. канон на 6, запев «Слава Тебе,
Боже наш, слава Тебе». Чтем 1-й троп.
3жды, 2-й дважды и Богор. единожды. Аще же восхощет церкви начальник, чтем
канон Предпр. 2-х творцов: иже 18 дек. наряду, на 3 (вси троп. по единожды,
посл. — Богор.)и иже 20 дек. на утр. 1-й канон, такожде на 3 по вышеуказ. Идеже
в сем каноне 2 троп., чтем 1-й дважды. Катав. «Христос
раждается». По 3-й п. конд. и ик. воскр., конд. и ик. Предпр., сл., и ныне, ипакой свв. Отцем,
«Ангел детем». Аще же чтем 2 канона Предпр., а на павеч. не чли
канона свщмч. Игнатию, зде допустимо по икосе Предпр. прочесть сед. Предпр.,
иже 20 дек., «Краснаго добротою», сл., и ныне, ипакой «Ангел детем». По 6-й
п. конд. и
ик. свв. Отцем. По 8-й
п. поем «Честнейшую». По
катав. 9-й п., «Таинство
странно», — «Достойно есть»
и покл. земн. «Свят
Господь Бог наш»
на гл. 7-и.
Светилен воскр., «Тивериадское море», сл.,
свв. Отцем, «От семене вводится»,
и ныне, Предпр., «Агница нескверная». Аще же чтем 2 канона Предпр., свет. воскр.,
Отцем, Предпр. «Агница», сл., свет. Предпр. 20 дек., «Слово пребезначальное», и
ныне, Богор. его, «Украсися Вифлееме». Хвалитн.
стих. на 8 (от ст.
«Хвалите Бога во святых Его»): во Октае воскр. 4, и в Минее свв. Отцем 4 (1-я,
«Возвыси глас», — дважды), со стихи
их. Сл.,свв. Отцем,
«Законных учении», и
ныне, «Преблагословена еси».
По Славословии и
возгл. троп. «Днесь
спасение миру», и пр. якоже
на воскр. Бд.
всегда. Отпуст: «Воскрес
из мертвых, Христос,
истинныи Бог наш,
молитвами Пречистыя Его
Матере, силою Честнаго
и Животворящаго Креста,
святых славных и всехвальных апостол, и
святых Отец, и святаго священномученика Игнатия
Богоносца, архиепископа Антиохийскаго, и
всех ради святых,
помилует и спасет
нас, яко благ
и человеколюбец». Таже
Ев. стих. 10-я, «Иже по сошествии во ад», по указу,
иже в Нед. Фомину, и час
1-и.
На
1-м часе и
проч. часех троп. воскр., на «славу»
свв. Отцем и
Предпр. пременяем. По
Отче наш пременяем конд. воскр., Предпр.
и свв. Отцем. По
1-м ч. отп.
малый, «преподобных» (в
нач. «Воскрес из
мертвых»), и прощение.
Полунощница воскресна, 7 -го
гл., конд. воскр. Отп.
малый, в нач.
— «Воскрес из
мертвых». Таже прощение, помянника
за упокой несть.
По часех
пред литургиею отп.,
якоже в неделю обычно,
поминаем св. Иоанна Златоустаго,
и прощение.
Литургия св. Иоанна
Златоустаго. Блаженна на 12:
воскр. во Октае на 4 (троп.
нараспев, таже 3 троп. за един, 2 за един, и Троичен един, а
Богор. оставл.), и в Минее свв. Отцем,
от канона им п. 3-я, на 4 (1-е два троп. воскр. не поем, 1-й троп.
Отцем, «Иже по образу», 2жды, а Богор. оставл.), и Предпр. п. 6-я на 4. Аще на утр. чли един канон
Предпр., п. 6-я от сего канона, 1-й троп. 2жды. Аще же на утр. чли 2 канона
Предпр., п. 6-я от 2-го канона, иже 20 дек., в ней 2 троп., кажд. поем по 2жды.
По входе троп.
воскр., Предпр., свв. Отцем (Минея,
л. 237 об.; а на л. 261 об. и в Большом Уставе, л. 327 об., указано по воскр.
троп. чести троп. свв. Отцем, таже Предпр.), храму Богородицы (где есть) и храмом
свв. Конд. воскр., храму Богор. (где есть), свв. Отцем, сл., храмом
свв., и ныне, Предпр. Ин устав
(Часосл., л. 135): конд. Предпр. чтем по
воскр., и ныне, конд. храму Богор. Прок. и
аллил. точию свв. Отцем, Ап. Евр. 328,
Ев. Мф. 1 (рядовые Ап. и Ев. 32-й
недели ввиду отступки не
чтем, Богор. же Ап. и Ев. зде чести
не указано, см. Большой Устав, л. 340 об.,и
Минею, л. 350 об.). Прич.
2, «Хвалите», и свв. Отцем, «Радуйтеся»,
отп. иже на
утр. пред 1-м ч.
Четверг, 24 декабря
Сочельник Рожества Христова. Служба Царских часов.
На веч.,
павеч. и утр.
служба вся в
Минее наряду, Предпразднеству Рожества Христова и
св. прпмц. Евгении.
Вечерня. Каф. 12-я, возв. пс.
— чтением, до ст. «Аще
беззакония назриши». Возв. стих. на 6, Предпр. 3
и прпмч. 3, слава, и ныне, Предпр.,
«Не стени, Иосифе». Выхода несть,
«Свете тихии» — чтением. Прок. дню, «Боже,
во Имя Твое», поем 3жды, полностью. Абие чтем «Сподоби, Господи», и ект. «Исполним вечерняя».
На стихов. — Предпр., «Грядет
Христос», и пр., со ст. своими. По «Ныне отпущаеши»
и Отче наш
троп. Предпр. един, «Написашеся
иногда». Ект. «Помилуй нас,
Боже», и отпуст: «Христос, истинныи Бог
наш, молитвами Пречистыя
Его Матере, святых
славных и всехвальных
апостол, и святыя
преподобномученицы Евгении,
и всех ради
святых, помилует и
спасет нас, яко
благ и человеколюбец».
Павечерница малая. Канон
Предпр., иже в
в Минее 24 дек.
на павеч. наряду, на
8, ирм. «розники» по
2жды, троп. на 6 (три по 2жды), запев
«Слава Тебе, Боже
наш, слава Тебе»,
к предпоследнему стиху
запев «слава», к последнему,
— «и
ныне». По каждой песни
поем катавасию, той же
ирм. канона Предпр.
По 3-й и
6-й п. чтений
несть. Пред третьим стихом
8-й п. канона запев
«Благословим», по 8 п.
поем «Хвалим, благословим», катавасия
и покл. земн.
Ирм. 9-й п. с
покл. земн. По
9-й п. катавасия
и покл. земн.
По Трисвятом и Отче наш конд. Предпр., «Девая днесь Превечное
Слово». Отпуст малый, «преподобных
и богоносных», помянника
за упокой несть.
Утреня. Начало вседневное,
по Часослову, от Трисвятаго
и двух псалмов. «Бог Господь» — на гл. 4-и. Троп. Предпр., «Написашеся», 3жды (2жды,
сл., и ныне, той же). Каф. две, 13-я, 14-я, сед. по них в
Минее наряду, по 2жды (сед., сл., и ныне, той же). По посл. сед. (по второй (14-й) каф., «От недр воплощься») — пс.
50 и
возглас пред каноном, «Милостию и
щедротами». Канона 2: Предпр. с ирм. на 8, ирм. 2жды,
троп. на 6 (три по 2жды), запев
«Слава Тебе, Боже
наш, слава Тебе», и
прпмц. на 4, запев
«Святая преподобномученице Евгение,
моли Бога о
нас». Катав. ирм. последнего
канона (прпмц.). По 3-й п. конд.
прпмц., «Благородия нравом» (по
Часосл.), сед. ей, «Воздержавшися в трудех», сл., и ныне,
Предпр., «Небо ми показася днесь».
В 4-й п. канона Предпр. 4 троп., 1-е два
чтем по 2жды, проч. по единожды. В той же, и в 8-й и 9-й п. канона прпмц. 5 троп., 1-е два — за
един. По 6-й п.
конд. Предпр., «Девая днесь», и
ик. По 8-й п.
поем «Честнейшую», по
катав. 9-й п. —
«Достойно есть». Свет. Предпр.,
«Иже прежде век», сл., и ныне, другии, «Царь всех
приходит». Хвалит. стих. на 4,
Предпр., в Минее
наряду, и «слава»,
и «и ныне», —
там же. Таже чтец: «Слава
показавшему нам свет»,
и чтет Славословие
по Часослову. Ект. «Исполним заутренняя». На стихов.
стих. Предпр. в
Минее наряду. «Благо есть»
и Трисвятое по
Отче наш, по
возгл. троп. Предпр., «Написашеся». Ект. «Помилуй
нас, Боже» и отп., иже на веч.
1-й же
час не присовокупляем, понеже
заутра поем Царския
часы, нач. с
1-го.
Аще в сей
день литургия, иерей
совершает входное и начинает
проскомидию до полунощницы. При чтении ея он продолжает просфиромисание, прерывает
его на время
Царских часов, а завершает,
покрывает Предложение и
кадит, — в начале
великой вечерни, при
пении возвашных псалмов
и стихер. Аще же между
Царскими часами и
вечерней — расход на
довольное время, входное и
начало проскомидии могут совершаться пред вечерней,
покрытие же Предложения
и каждение — якоже
выше указася. Неции
же покрывают Предложение
во время чтения
паремий на вечерни, и
тогда каждение св. алтаря
по окончании проскомидии
совершается на Апостоле.
Полунощница повседневная, троп.
обычн., отп. малый,
«преподобных и богоносных»
и помянник за
упокой.
Часы Царския поем
по Минее, якоже
тамо наряду указася. Пред
началом часов отверзаются
Царские врата, чрез
них иерей выносит
св. Евангелие (аще есть
диакон, предходит с
кадилом), пред ним — пономарь со
свещею выносной, и
полагает на аналое
среди церкви. Царские
врата остаются отверстыми
до прочтения св. Евангелия
на 9-м ч.,
после чего св.
Евангелие вновь относится
во св. алтарь
Царскими вратами и они затворяются.
Перед каждым часом
— возглас «Благословен Бог»,
далее на 1-м ч.
«Царю Небесныи», и
прочее до «Приидите,
поклонимся», на 3-м
— Трисвятое, и
до «Приидите, поклонимся», на
6-м и 9-м — абие
«Аминь. Приидите, поклонимся». На
1-м ч. в
начале, на псалмах,
бывает каждение св.
Евангелия на аналое
(крестообразно, «якоже престол»),
св. алтаря, иконостаса,
клирошан, образов по
всему храму и
молящихся. В нач.
3-го, 6-го и
9-го ч. каждения
не бывает (Устав свят. Арсения
Уральск., л. 93 об.).
Аще есть диакон —
на 1-м часе
и на Ап.
кадит он; ин устав:
в нач. 1-го ч.
кадит иерей (аще есть
диакон — предходит со свещею),
на Ап. же
— диакон. Во
время чтения Ап. на
3-м и 6-м ч. кадят точию
Евангелие на аналое (указанным выше
образом), иконостас и
клироса (аще диакон — в
конце кадит иерея).
На 9-м ч.
во время чтения
Ап. (и Ев. —
Большой Устав, л. 344) — каждение
св. алтаря, всего храма
и молящихся, якоже
на 1 ч.
Ин устав каждения
на Царских часах (календарь изд. Донской
и Кавказской еп. на 2009 г., с. 109). Пред
начальным возгласом 1-го
часа, «Благословен Бог»,
— каждение образа
праздника (справа от
аналоя со св. Евангелием, или
перед ним, посреди
церкви) и св. Евангелия —
крестообразно, «якоже престол». Полное каждение,
якоже выше указася
на псалмах 1-го
ч. — на
1-м и 9-м
часах, и на
Ап. этих часов.
Краткое каждение, якоже
выше указася на Ап.
3-го и
6-го ч., —
на псалмах этих
часов, а также
на их Ап.
По «Приидите,
поклонимся» на каждом
часе чтем три
псалма. Посем слава, и ныне,
«аллилуия, аллилуия, слава
Тебе, Боже» (трижды, с
поклоны), слава — троп. Предпр., и
ныне — богородичен (1-я часть).
Таже поют тропари
Царских часов, по
2жды: 1-й —
без стихов, 2-й
— со стихами,
3-й — со «слава»
и «и ныне». На
9-м часе последний
тропарь (стихеру), «Днесь
раждается от Девицы»,
первее чтет канонарх,
таже слава, и
ныне — поет
клирос (или оба лика
на сходе). В конце сея стих. 3 покл. земн.
Многолетия царю (и
прочие, иже в
Минее на 9-м часе наряду) в
современной практике опускаются. По
тропарях иерей (или диакон)
— возглас «Вонмем!», иерей: «Мир
всем!», чтец: «И духови
твоему!». Иерей (или диакон):
«Премудрость!», чтец: «Глас (иже тамо наряду)» ( сказывается точию
«глас», понеже по прокимне чтется
паремия, якоже в будничных
службах Великаго поста),
и возглашает прокимен. Певцы повторяют
его пением (на глас).
Затем чтец —
стих, певцы повторяют
прокимен. Таже чтец —
прокимен до половины,
певцы — вторую
половину прокимна. Чтец —
заглавие паремии («От пророчества …»), иерей (или
диакон): «Вонмем!», и чтется
паремия. Неции же «Вонмем! Мир
всем!» и пр. зде не возглаш., но точию «Премудрость!» пред прок., проч. же по
вышеопис. По окончании паремии
иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — надписание
Ап., иерей (или диакон): «Вонмем!». Ап. на Царских
часех в навечерие Рожества Христова: Евр. 303,
Гал. 208, Евр. 304, Евр. 306. По
окончании Ап. иерей (или
диакон): «Премудрость прости,
услышим святаго Евангелия».
Иерей: «От (именует евангелиста)
святаго Евангелия чтение».
Певцы: «Слава Тебе,
Господи» (напевом, иже
на утр. и молебне),
иерей (или диакон): «Вонмем!». Ев. на Царских
часех в навечерие
Рожества Христова: Мф.2, Лк.5, Мф.3, Мф.4. По Евангелии
лик — «Слава Тебе,
Господи» (тем же напевом),
и на клиросе
чтут 2-ю часть
богородична часом. Таже
Трисвятое по Отче
наш, возглас «Яко
Твое есть царство» и конд. Предпр., «Девая днесь». «Господи, помилуй», 40, «Иже на
всяко время», и
далее по обычаю,
якоже на часех
всего лета, и
якоже наряду в
Минее указася. По «именем
Господним благослови, отче» на
1-м ч., —
возгл. «Боже, ущедри
ны», на 3-м,
6-м и 9-м,
— «За молитв».
На «славе»
9-го ч. по
молитве «Владыко Господи
Исусе Христе» —
«Благослови душе моя
Господа», слава —
«Хвали», и ныне
— «Единородныи Сын».
Таже «Во царствии
Си», и блаженна
«скоро без пения.
Не глаголем же
на блаженнах песней,
иже в Минеи,
ни Ап., ни
Ев.» (Большой Устав, л. 348 об.). Таже «Помяни
нас, Господи», и
прочее Обедницы по Часослову.
По «Ослаби, остави»
и Отче наш
— конд. Предпр., «Девая днесь»,
«Господи, помилуй», 40, и «Всесвятая Троице». Аще
несть литургии, посем «Буди
Имя», трижды, и пс. 33-й. При
конце его (аще же литургия, — при
конце молитвы «Всесвятая») иерей (или
диакон) отверзает Царские врата
и возгл.: «Премудрость!», певцы —
«Достойно есть» (до половины). Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» Певцы: «Честнейшую херувим
и славнейшую…», и поклон
земныи. Иерей: «Слава Тебе, Боже наш, упование
наше, слава Тебе»,
певцы: «слава, и ныне (полностью), Господи, помилуй (2жды), Господи, благослови» (с покл.
поясн.). Иерей — отп., писан
выше на вечерни. Аще
будет лит., а расхода по часех Царских
несть, на отп. в конце помин. «и
иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии
каппадокийския». Певцы: «Аминь»,
и, аще без расхода нач. лит.,
прощение по обычаю. Затем «Господи, помилуй», 3жды.
Более пространный указ
служения Царских часов,
по чину «честных
и великих монастырей, иже в
велицей России»: Большой Устав, лл. 341 об. — 348 об., календарь изд.
Донской и Кавказской
еп. на 2009 г., с. 109 — 110.
Посем, где
принято, бывает расход.
А где расхода
не бывает, абие
начинаем великую вечерню (она
же и литургия
св. Василия Великаго). Возглас «Благословенно Царство»,
и абие чтец:
«Аминь, Царю Небесныи» и
пр., до «Приидите,
поклонимся» (аще по
Царских часах расхода
не было, —
по начальном возгласе
иерея чтец: «Аминь.
Приидите, поклонимся»), пс.
103 — чтением. Пред псаломом,
по «Приидите, поклонимся»,
иерей затворяет Царские
врата (завеса же остается отверстой)
и исходит на
амвон северной дверью
иконостаса, творит пред
Царскими вратами три
поклона в пояс,
и по одному,
без крестнаго знамения
— на каждый
из клиросов, таже (от
обычая, осенив себя
крестным знамением) чтет
вечерние молитвы по
Служебнику. По великой ект.
каф. несть, но абие
возвахи на гл. 2-и.
Возв. стих. на
8, в Минее
наряду (4 по 2жды), сл., и
ныне, наряду же, «Августу единоначальствующу». Выход с
Евангелием, «Свете тихии», — пением, прок.
дню, «Помощь моя от Господа», поем
3жды, полностью. И абие
иерей (или диакон): «Премудрость!», чтец — заглавие
первой паремии («От Бытия чтение»),
иерей (или диакон):
«Вонмем!», и чтется
паремия. Царские врата затворяются. По 3-х
паремиях чтец: «Глас шестыи. Тайно
родился еси…», и
прочее тропаря до
конца. Иерей (или диакон) отверзает
Царские врата, конец
тропаря, «И волхвы
Ти приведе», первый раз поют
от обычая в
алтаре. Чтец чтет стихи, и
«слава», и «и ныне»,
а к ним по клиросам
припевают «И волхвы». В
конце чтец вновь
читает троп. «Тайно
родился еси», и
сам поет конец
его. Царские врата затворяются.
Чтутся следующие 3 паремии. По
них паки отверзаются
Царские врата и
чтется ин троп.,
гл. 6-и, и стихи,
с пением концов
«Волхвы наставил еси»
в алтаре, на
клиросах и в
конце самим чтецом,
якоже выше указася.
Затем следуют оставшиеся
2 паремии. Их чтут
при закрытых Царских
вратах, при конце
же последней паремии
Царские врата отверзаются,
иерей (или диакон)
глаголет ект. малую,
«Паки и паки». По ней
иерей — возглас
Трисвятому, «Яко свят
еси», и певцы
— Трисвятое, на
напев обеденный, и
прочее литургии
св. Василия Великаго. Ап. Евр.
303 (прок. и аллил. во Ап. наряду), Ев. Лк. 5. Задостойно «О
Тебе радуется», прич.
един, «Хвалите». Отпуст праздничный: «Рождеися в
Вифлееме июдейстем, и
в яслех возлегии, Христос, истинныи
Бог наш, молитвами
Пречистыя Его Матере,
и всех ради
святых, помилует и
спасет нас, яко
благ и человеколюбец». По
отп. иерей исходит
со св. Крестом на
амвон, обращается на
восток, и запевает
троп. праздн., «Рожество
Твое» (пред иереем
поставляют выносной подсвечник
с горящей свещею). Таже певцы
на сходе продолжают
пение троп., затем
— слава, и
ныне, — конд.,
«Девая днесь Пресущественнаго раждает»
(от обычая «славу» и нач. конд. такожде
запевает иерей) , и
«Иже Крестом ограждаеми» (на клиросе).
Аще же несть
литургии, веч. нач.
возгл. «Благословен Бог», и
соверш. по чину своему,
якоже выше указ.
По посл. паремии
ект. мал. и
возгл. Трисв., «Яко
свят еси», но Трисв. не
поем (Большой
Устав, л. 352).
По возгл. лик:
«Аминь», иерей: «Мир
всем», чтец: «И
духови твоему». И
далее по обычаю
прок., Ап. и
аллил. (в Ап. наряду). Пред
посл. «Аллилуия» речем
прич., «Хвалите Господа
с небес». Таже
Ев., прок., аллил. и «Слава Тебе,
Господи» — обеденное. По
Ев. абие ект. «Рцем
вси», мол. «Сподоби, Господи»
и ект. «Исполним
вечерняя». По возгл.
«Буди держава» возгл.
«Премудрость! Пресвятая …», и пр.,
якоже обычно пред
отп. Отпуст праздн.,
«Рождеися», троп. и конд. праздн., и
проч. по вышеуказ.
Аще несть литургии,
и служба без
бдения, по возгл.
«Буди держава» —
лития и стихов.
праздн., по «Ныне
отпущаеши» и Трисвятом
по Отче
наш, — возгл.
и троп. праздн.,
«Рожество Твое». Таже
«Премудрость! Пресвятая…» и проч., и отп. праздн.
Пения же
троп. и конд. по отп.
несть, занеже троп.
праздн. был пред
отп. Тогда вечером вместо
великой — малая
павеч. без канона,
по «Достойно» и
Трисв. конд. праздн.,
помянника за упокой
несть. Утр. нач.
от Трисв. и 2-х пс. (Большой Устав,
л. 353).
Пятница, 25 декабря
ЕЖЕ ПО ПЛОТИ
РОЖЕСТВО ГОСПОДА БОГА
И СПАСА НАШЕГО
ИСУСА ХРИСТА.
Служба вся
празднику, в Минее
наряду.
Иерей отверзает завесу Царских врат, исходит
северной дверью иконостаса
на амвон и
полагает приходные поклоны. Затем
входит в алтарь
южной дверью иконостаса
и в полном
облачении совершает каждение
св. алтаря, вновь исходит
северной дверью на
амвон и возглашает: «Востаните!» Затем кадит
Царские врата и
образа Спасителя и
Богородицы справа и
слева от них,
полагает три поклона
в пояс (с молитвой
втай «Боже, милостив…») и возглашает: «Благословен Бог». Чтец
начинает нефимон (великую павечерницу): «Аминь. Царю
Небесныи», до «Приидите,
поклонимся», псалом «Внегда
возвах» и прочее
по Часослову. Аще
служба с диаконом, иерей
с ним исходят
Царскими вратами, диакон
возглашает: «Востаните!». По
каждении Царских врат
и образов по
сторонам их молятся
три поклона, диакон: «Благослови, владыко!»,
иерей: «Благословен Бог» (Большой Устав,
л. 354 об.). Во Уставе же св.
Арсения Уральскаго (л. 163 об.) иерею указано и без диакона исходить
Царскими вратами в
нач. вел. павеч. Во
время чтения начальных
псалмов нефимона совершается
каждение всего храма
и молящихся. Затем,
аще иерей служит
один, он возвращается
во св. алтарь
южной дверью иконостаса.
Аще же с
диаконом — через
Царские врата, которые
после этого затворяются
(завеса же остается
отверстой).
После пс. «Живыи
в помощи» поем «С
нами Бог». Чтец сказывает
стихи, 1-й —
отдельно, прочие же,
до «славы», —
по два. От
обычая первый стих
поют в алтаре,
при открытых Царских
вратах, которые по окончании
всей песни «С
нами Бог» затворяются. По «Верую» «О, Пресвятая» поем
по 2жды, с покл. в
пояс. Также от обычая
при открытых Царских
вратах в алтаре
по знамени поют
по первом Трисвятом
троп. праздн., а
по втором —
конд. По «Слава в
вышних» — окончание великой
вечерни: лития со своими
прошениями и молитвами
и стиховна. По «Ныне
отпущаеши», Трисвятом и
Отче наш —
троп. праздн. трижды
и, где бывает, —
благословение хлебом. Затем
«Буди имя Господне…»,
трижды, и пс. 33,
«Благословлю Господа», до
«не лишатся от
всякаго блага». Возглас «Благословение Господне…»
и екса-псалмы (начинается
утреня). Где принято,
«Слава в вышних»
и «Господи, устне»
поют («Слава в вышних»
— 1-й раз
в алтаре).
На утрени
«Бог Господь»
на гл. 4-и. Троп. праздн.
2жды, слава, и ныне —
тойже. Каф. 19-я, 20-я. Сед.
праздн. по 2жды (сед.,
сл., и ныне, той же). Пл. и
велич. праздн., по Обиходу,
пс. избр. «Воскликните
Господеви вся земля». По полиел. сед. праздн. 2жды,
якоже по каф. Антифон
1-й 4-го гл., «От
юности моея». Прок. праздн., «Из чрева», «Всяко дыхание»,
Ев. Мф. 2. По 50-м пс. «слава», — «Всяческая днесь…»
и пр., по Обиходу.
Стих. праздн., «Слава в Вышних
Богу», мол. «Спаси,
Боже, люди Своя»,
Господи, помилуй, 12 (в нач. —
3 покл. в
пояс) и возгл. «Милостию и
щедротами». Каноны праздн.
два, ирм. обоих
по 2жды, запев: «Слава, Господи,
Рожеству Твоему». Троп. в кажд.
из канонов на 6 (где 3 троп., кажд. по 2жды, где 2 — по 3жды), катав. ирм.
обоих творцов по
клиросам. По 3-й п. ипакой
праздн., «Иже от начаток язык»,
1жды. По 6-й п. конд. и ик.
праздн. По 8-й
п. «Хвалим, благословим»
поем ко 2-й
катав., после нея, — покл.
поясн. На 9-й
п. «Честнейшую» не
поем, но припевы
по Обиходу. Ирм. 9-й п.
обоих творцов — с покл.
поясн., к первому
припеву после ирмоса
в каждом из
творцов — также
покл. поясн. На сходе к
1-й катав. припев
праздн., ко второй
— Богородице («Величай
душе моя Честнейшую»),
ирм. «Подобаше убо
нам» и покл.
земн. Светилен праздн.
2жды, сл., и ныне, той же (от обычая первые
2 раза, —
чтением, 3 — й —
пением). Хвалитн. стих. на
4, «слава» и
«и ныне», —
наряду праздн. Славословие великое,
по возгл. — троп.
праздн. Ект. две обычн.,
«Помилуй нас, Боже»
и «Исполним заутренняя»,
«Утверди, Боже» и
прочее по обычаю. Отп., —
указ. выше, в
Сочельник 25 дек.
на веч. (она же
— лит. св. Вас. Вел.).
На 1-м часе
и на проч.
часех троп.
и конд. праздн. По
1-м ч. отп.
малый, «преподобных и
богоносных», и (аще
служили бдение) прощение.
Полунощница повседневная. Каф.
17, по 1-м
Трисвятом — троп.
праздн., по 2-м
— конд. Отп.
малый, «преподобных и
богоносных», помянника за
упокой несть.
Литургия св. Иоанна
Златоустаго. Окончание
«славы» 9-го часа:
по молитве «Владыко
Господи» вычит. пс.
«Благослови душе моя
Господа», без «славы» —
«Хвали», «Во царствии
Си» и Блаженны, все до конца (Большой
Устав, л. 151 об.). Таже «Помяни
нас, Господи» и
проч. обычно. Пред лит.
отп., якоже обычно, нач. «Рождеися», поминаем св. Иоанна
Златоустаго, и прощение.
На лит.
антифоны праздн., во
Ап. наряду ( аще же несть
лит., блаж. от
канона праздн. на 8: п.3-я 1-го
творца, п. 6-я 2-го творца, каждая
на 4). Входн. стих: «Из
чрева прежде денницы
родих Тя, клятся
Господь и не
раскается». На входе
поем «родивыися (или
«рождеися») от Девы»,
по входе —
троп. праздн., сл.,
и ныне, конд.
Вместо Трисвятаго —
«Елицы». Ап. Гал. 209, Ев. Мф. 3. Задост.
праздн., два припева
и ирм. «Подобаше»,
прич. праздн., «Избавление
посла Господь». Отп.
праздн., со Крестом, указ.
выше, в Сочельник
24 дек. на
веч. (она же — лит.
св. Вас. Вел.).
По отп. славление праздн.: возгл. «Благословен Бог»,
таже ирм. «Христос раждается» (где принято, поют
и 2-го творца,
«Спасе люди»; от обычая начало
всех песнопений запевает иерей),
троп. праздн., сл.,
и ныне —
конд., 1-й припев «Величай
душе моя», ирм. «Таинство странно»,
2-й припев, ирм. «Подобаше» и покл. земн. Возгл. «Слава
Тебе, Боже наш,
упование наше…», певцы:
«Слава, и ныне…» и пр., с
покл. поясн., и
отп. праздн., иже
на лит., посем
«Иже Крестом ограждаеми».
Суббота, 26 декабря
СОБОР ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
Служба вся
в Минее наряду,
Попразднеству Рожества Христова
и Богор.
Вечерня. Каф. несть (при
повседневной службе рядовая
каф. 18-я чтется
до начала веч.
«втай»). Возвахи — на гл.
2-и. Возв. стих. на 6, первые две по 2жды, проч. по единожды.
Сл., и ныне, наряду, «Слава в
Вышних Богу». На посл. возв.
стих. (на стих. «Яко утвердися»)
отверзаются Царские врата, выход
с кадилом, «Свете тихии» —
пением. Прок. великий, «Кто
Бог велии, яко
Бог наш», писан
во Ап. и
Минее, поем 5 раз.
Абие
по прокимне Царские
врата затворяются, чтец
на клиросе: «Сподоби, Господи» (Большой Устав,
л. 936 об.). Таже ект.
«Исполним вечерняя» и
проч. обычно. На стихов.
стих. в Минее
наряду. «Ныне отпущаеши», Трисвятое
по Отче наш,
возгл. и троп.
праздн., «Рожество Твое». Ект.
«Помилуй нас, Боже»,
по возгл. — «Премудрость!
Пресвятая…» и проч.
обычн., отпуст: «Рождеися
в Вифлееме июдейстем, и
в яслех возлегии, Христос,
истинныи Бог наш,
молитвами Пречистыя
Его Матере, честнаго
и славнаго Ея Собора, и
святаго праведнаго Иосифа
обручника, и святаго священномученика Евфимия,
епископа Сардийскаго, и всех ради
святых, помилует и спасет нас, яко
благ и человеколюбец».
Павечерница малая.
Канон един, свщмч.
Евфимию. Запев: «Святыи
священномучениче Евфимие, моли
Бога о нас». Идеже 5 троп., чтем
первые 2 за един. По 3-й п. чтений несть. По 6-й п. сед. свщмч., «Принесл еси
Христови», сл., и ныне, Богор.
в той же
гл. и подобен, «Светлыи Светильниче» (Минея, л. 185 об.). По 9-й
п. чтем стих. свщмч., с запевами канона,
сл., 3-я стих., «Язык
движимь», и ныне, «Достойно есть». Ин указ (Большой Устав, л. 360 об.): «павечерница поется
без канона, святых же,
певаемых на павечерницах, поем напреди». По Трисв. и Отче наш конд.
праздн., «Девая днесь», сл., и
ныне, конд. Собору
Богор., «Иже прежде денницы». Отп.
малый, «преподобных и
богоносных», помянника за
упокой несть.
Утреня. Нач. от
Трисв. и 2-х пс., «Бог Господь» на
гл. 4-и. Троп. праздн., «Рожество Твое», 2жды, сл., и ныне, той же.
Каф. 16-я, 17-я, по них
сед. в Минее
наряду (сед., сл., и ныне, той же). По
посл. сед. — пс.
50-и, возгл. «Милостию и
щедротами» и каноны
точию праздн.: 1-го
творца со ирм.
на 8 (ирм.
2жды, троп. на 6), и 2-го творца
тако же. Катав. праздн. 1-го
творца, «Христос раждается». По 3-й п.
конд. и ик.
праздн., сл., и ныне, ипакой
праздн., «Иже от начаток язык». По 6-й
п. конд. и ик. Собору
Богор. На 9-й п.
«Честнейшую» не поем,
но припевы праздн.,
по Обиходу или
Ирмосам. Ирм. 9-й п.
с покл. По 9-й п. на сходе
— якоже выше
указася на сам
праздн. 25 дек. Светилен праздн. единожды,
сл., и ныне,
той же. Хвалитн. стих. праздн.,
на 4, сл.,
наряду, «Днесь невидимое
естество», и ныне,
праздн., наряду же, «Днесь
Христос». Славословие великое,
по возгл. троп.
якоже на веч.
по «Ныне отпущаеши». Ект. «Помилуй
нас, Боже» и
проч. якоже обычно
в конце утрени
полиел. и бд.
«Утверди, Боже» и
отп. иже на
веч.
На 1-м часе
и на проч.
часех троп. праздн.,
по Отче наш
конд. Собору Богор.
По 1-м ч.
отп. малый, «преподобных
и богоносных».
Полунощница субботняя. Каф. 9-я, по 1-м Трисв. троп.
праздн., «Рожество Твое», по 2-м
конд. праздн.,«Девая днесь»,сл.,и ныне, конд. Собору Богор., «Иже прежде
денницы». «Господи, помилуй», 12, и абие отп. малый и прощение, помянника за
упокой несть.
Пред лит.
отп., якоже обычно, нач.
«Рождеися», поминаем св.
Иоанна Златоустаго, и
прощение.
На литургии
блаж. праздн. на
8: от 1-го канона
п. 3-я и
от 2-го канона п.
6-я, каждая на 4. На
входе поем «родивыися (или «рождеися») от Девы». По входе
троп. праздн., сл., и ныне,
конд. Собору Богор. Поем
Трисвятое. Прок. и аллил. точию Собору
Богор., по образу проч. праздн. Богор., чтения же
Суботе по Рожестве Христ. и Собору Богор. Ап. Тим. 288, Евр. 306, Ев. Мф. 46, Мф. 4. Задост. праздн.,
прич. «Избавление» и «Чашу», отп.
иже на веч.
Воскресение, 27 декабря
Неделя по Рожестве
Христове, свв. Богоотец,
33-я по Пятьдесятнице. Глас 6-и.
Служба
воскресна во Октае и в Минее Попразднеству
Рожества Христова и
свв. Богоотцем.
Малая вечерня. Стих.
воскр. и Богор.
во Октае гл.,
и прочее все
по обычаю.
Малая павечерница. Канона 3:
Богор. во Октае 6-го гл.
и свв.,
иже в Минее
27 дек., 2 канона. Запевы свв.:
«Святыи первомучениче и архидиаконе
Стефане, моли Бога о
нас», «Преподобне отче
и исповедниче Феодоре,
моли Бога о
нас». Идеже в песни 5 троп., чтем 1-е два за един. По
3-й п.
конд. и ик.
св. Стефану (иже по 6-й п.), сед. ему, «Апостоле Христов», сл., сед. св. Феодору, «Уста
был еси», и ныне,
сед. Попраздн. наряду, «Рожество безсеменно». По 6-й п.
во Окт. конд. Богор., «Заступнице християном».
По 9-й п. чтем
стих. свв., с
запевами канонов. Первее св. Стефану:
возв. 3, «Духовною благодатию», и
пр. 2, возв. славн. «Царю и Владыце
всех», славн. веч. стихов.,
«Первыи в мученицех», хвалитн. вси,
«Страдальческии венец» и пр., и славн.
«Первомучениче апостоле», и
славн. утр. стихов., «Радуися о Господе». Таже св. Феодору
возв. стих. 2, сл., 3-я, «Вместо скорби
ослабу», и ныне, «Достойно есть». По
Трисв. и Отче
наш конд.
воскр., сл., Богоотцем,
«Веселия днесь», и
ныне, Рожеству Христ. Ин
устав: конд. Богоотцем, сл., и ныне, Рожеству. Отп. мал., прощение,
помянника за упокой несть.
Великая вечерня. «Блажен
муж» — вся каф.,
возв. на гл. 6-и. Стих. на
10: воскр. во
Окт. гл. 3, Рожеству,
с вел. веч.
самого праздн. возв.,
4, и Богоотцем 3, «Богоотца вси
восхвалим», и пр. 2. Сл., Богоотцем,
«Память сотворяем», и ныне, догм.
6-го гл., «Кто
Тебе не блажит».
На литии стих.
храму, и Попраздн.
стих. дня сего,
иже в Минее
27 дек. наряду:
славн. возв. (на «и ныне»), «Велие и
преславное», стихов. веч.
вся, без славн., хвалитн. славн. (на
«и ныне»), «Непостижное совершаемое», стихов. утр. вся,
и славн. на «и ныне», «Како изреку». Сл., с литии
самого праздн., «Волсви персидстии», и ныне, там
же, «Ликуют ангели». Ин
указ (Большой Устав, л. 362 об.): на литии
все стих. те
же, что и
на сам праздн. Стихов.
воскр. во Октае
гл., сл., Богоотцем, «Святителем
память», и ныне, праздн., наряду, «Днесь
невидимое естество». По «Ныне
отпущаеши» и Трисв.
троп. праздн., «Рожество
Твое», 2жды, и Богоотцем троп.,
«Благовествуй Иосифе», единожды (Большой
Устав, л. 362 об.). Ин указ (Минея, л. 416): поем троп. «Богородице Дево,
радуися», праздн. и Богоотцем, вси по единожды.
Утреня. «Бог Господь»
на гл. 6-и. Троп.
воскр. 2жды, сл.,
Богоотцем, и ныне,
праздн., «Рожество Твое». Каф. обычн., 2-я, 3-я, 17-я, по
них сед. во
Окт. По первых сед.
(каф. 2-я) сл., и ныне, Богор.
воскр. 6-го гл.,
«Иже благословеную». Пл.
не поем. До
канона все воскр.
по обычаю, Ев.
Ин. 67. Каноны: во Окт. воскр.
со ирм. на
4, ирм. единожды,
Богор. на 2, и
в Минее праздн. 1-й (Минея, л. 425 об.) на 4
и Богоотцем на 4.
Запев посл. канона: «Святии Богоотцы,
молите Бога о
нас». Катав. «Христос раждается». Ин устав: катав. праздн. 2-го творца, «Спасе люди», т.к. чтется канон
праздн. 1-го творца. По 3-й
п. конд. и
ик. воскр. и
праздн., сед. Богоотцем,
«Иосифа праведнаго», сл., и
ныне, сед. Попраздн. наряду, «Девая роди
Творца». Ин указ (Большой Устав,
л. 363 об.): сл., «Девая роди Творца», и ныне, ипакой праздн., из службы 25 дек., «Иже от начаток
язык». По 6-й п.
конд. и ик.
Богоотцем. В Большом Уставе (л. 363
об.) дан еще ин конд. Богоотцем: «Лик
пророческии празднует божествене чудо, Тебе бывшее, Бога бо воплощенна на
земли родила еси. Тем ангели с пастыри поют, волсви же верою со
Иосифом вопиют Давыдовы чудеса». Аще
восхощет церкви начальник, чтем его пред конд. «Веселия днесь». По
8-й п. поем
«Честнейшую». По катавасии
9-й п., «Таинство
странно» (или «Подобаше»), —
«Достойно есть», и
покл. земн. «Свят Господь
Бог наш» на гл. 6-и.
Светильны: во Октае
воскр. 11-и, «По божественем востании»,
сл., Богоотцем (см. в Минее
праздн.), и ныне, праздн.,из службы
25 дек.,или иже 27 дек.: Минея, л. 432 об., «В яслех положися». Хвалитн.
стих. на 8: во
Октае воскр. 4, и Рожеству,
хвалитн. с самого
праздн., 4-го гл., без славн., 4. Посл. 2
стих. — со
стихами праздн., иже
на его веч.
стихов. Сл., Богоотцем ,
«Кровь и огнь», и
ныне, «Пребл. еси». По Славосл.
вел. троп. воскр.,
«Воскрес из гроба».
Отп. пред 1-м
часом: «Воскрес из мертвых,
Христос, истинныи Бог
наш, молитвами Пречистыя
Его Матере, силою
Честнаго и Животворящаго Креста,
святых славных и
всехвальных апостол, и
святых праведных Богоотец, Иосифа обручника, и
Давыда царя, и Иякова,
брата Господня по
плоти, и святаго первомученика
и первослужителя архидиакона
Стефана, и преподобнаго
отца нашего и
исповедника Феодора начертаннаго,
брата святаго Феофана,
творца каноном, и
всех ради святых,
помилует и спасет
нас, яко благ
и человеколюбец». Ев.
стих. 11-я, «Являя Себе», и ч.
1-и.
На 1-м часе
и проч. часех троп.
воскр., на «славу»
праздн. и Богоотцем премен.
По Отче наш премен. конд.
праздн., воскр. и
Богоотцем (аще волиши, чти им 2
конд., «Веселия днесь» и «Лик пророческии»).
Полунощница воскресна, 6-го гл.,
конд. воскр. и пр. по обычаю.
Пред лит.
отп., якоже в
неделю обычно, поминаем св. Иоанна
Златоустаго, и прощение.
На литургии блаж.
на 12: воскр. во Окт. на 4 (троп. нараспев, таже 3
троп. за един, 2 за един, и Троичен един, а Богор. оставл.), и в
Минее праздн. от
1-го канона п. 1-я
на 4 (1-й троп. 2жды), и Богоотцем
п. 6-я на 4. По входе
троп. воскр., Рожеству,
храму Богор., Богоотцем
и храмом свв.
Конд.: воскр., храму
Богор., Богоотцем (аще волиши, 2 конд.), сл., храмом
свв., и ныне, Рожеству. Ин устав (Часосл., л. 135): конд. Рожеству чтем
по воскр., и ныне, конд. храму
Богор. Прок. и аллил.
точию Богоотцем, Ап. Гал.
200, Ев. Мф. 4. Задост.
Рожеству, два
припева и ирм. «Подобаше». Прич. 2, «Хвалите»
и «Радуйтеся», отп. иже
на утр. пред 1-м
часом.