Годы жизни: НачXII века - 1192
Новгород
Преподобному Варлааму молятся в различных болезнях и обстояниях.
Преподобный Варлаам, в миру Алексей, был чадом благочестивых родителей — новгородских вельмож. С детства он прилежал в чтении богослужебных книг и вдохновлялся подвигами подвижников. Детские забавы и игры казались ему пустыми, он удалялся их и более проводил время дома, в молитве и посте. По преставлении своих родителей святой раздает все свое имение нуждающимся и принимает постриг с именем Варлаам. Некоторое время он получал наставления от своего учителя инока Порфирия, а потом отправляется в хутынь (худое место, пустыня), где начинает свои подвиги отшельничества. Много искушений перенес святой от диавола, но все козни его победил слезной молитвой о своих грехах и постом. Несмотря на желание уединенной жизни, вокруг него стали собираться люди, желавшие подвижнической жизни. Святой Варлаам сооружает в хутыни церковь Преображения Господня в память о чудесном свете, явившемуся ему при первом его дне в хутыни. Святой любил трудиться и своими руками воздвиг несколько келлий, в которой поселялись иноки. Так образовался Варлаамо Хутынский мужской монастырь. За свою добродетельную жизнь святой еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения. Поэтому архиепи-скоп Новгорода часто обращался к преподобному за советами.
Однажды, отправившись к архиепископу, св. Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав» «Он загладит вины свои в Хутыне». Все тотчас же единодушно закричали: «Отдайте, отдайте осужденного преподобному отцу нашему Варлааму». Освободив осужденного от уз, св. Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.
«Что это значит? – говорили все между собой. – Одного преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы». Ученики св. Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. «Судьбы Господни, – отвечал преподобный, – бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: «Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть». Преподобный Варлаам прославился своими чудесами и после преставления. Во время гонений на святую Церковь и древнее Предание, которое также исповедовал святой при жизни, в часовне близ Хутынского монастыря преподобный явился одному земледельцу, Ивану и повелел идти ему в монастырь и сказать, что он, преподобный, вследствие совершавшихся братией беззаконий ушел из монастыря и живет в часовне, и если братия не покается, монастырь сгорит и кони изомрут. Братия не поверила Ивану, а новгородцы по распоряжению градоначальника посадили его в тюрьму. Земледелец Иван вскоре был отпущен на свободу. Монастырь в том же году сгорел и кони измерли, как было предсказано преподобным Варлаамом в видении.