Преподобный Софония Керженский | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Святые Преподобный Софония Керженский

Категории святых

Преподобный Софония Керженский

Годы жизни: Кон.XVII-нач. - XVIIIвека

Керженские скиты, Нижегородчина

Праведному Софонию молятся при различных болезнях.

Предвидя скорую свою кончину и заботясь о том, чтобы священство на Керженце не оскудело, отцы Дионисий и Трифилий решили созвать на собор христиан из окрестных скитов и весей, чтобы сообща размыслить о предстоящей беде. Рассудив по священным правилам и помянув духовное завещание священномученика Павла, епископа Коломенского, соборяне вынесли решение: поскольку последние уже священники дониконовского поставления уходят в мир иной, а Церковь без священства не может остаться, то нужно, согласно древним церковным правилам, принимать из новообрядной государственной церкви тех священников, которые отвергнут «Никоновы новины» и вернутся к древлему православию. Их должны «исправлять» через таинство миропомазания древлеправославные священники.

Среди участников этого собора был и сей преподобный Софония (в просторечии — Софоний, или Софонтий), пришедший с Соловков. Имя его означает «спрятанный Богом», и житие удивительно совпало с именем. Он уже давно, спасшись во время разгрома царскими войсками Соловецкого монастыря, с шестью другими иноками, укрылся на Керженце, где около 1677 года основал скит, названный по его имени Софонтиевским.

Преподобный скрывал от братии свой священнический сан и жил под видом простого инока «во мнозех иноческих трудах и подвигах». Однако один из бывших соловецких монахов прямо на соборе раскрыл во всеуслышание его тайну. Соборяне «единодушно начаша молити его, яко да восприимет паки презвитерскии сан и будет пастырь душам их».

Однако отец Софония со смирением отказывался, говоря, что только диаконский сан он принял до Раскола, а в священники поставлен был новообрядческим архиереем; и когда осознал пагубность церковных нововведений, оставил священническое служение и ушел на Соловки, чтобы в смиренном иноческом образе оплакивать свой грех отступления от правой веры. Соборяне же неустанно просили преподобного вернуться к служению священническому. Отец Софоний был душевно тронут слёзными прошениями христиан и дал согласие на служение священноиноком. И поскольку на Соловках он не был принят, как полагалось, «вторым чином», то есть через миропомзание, то отец Дионисий совершил этот чиноприем прямо на соборе, ко всеобщему ликованию присутствовавших. Так преподобный Софоний стал первым священником «нового поставления», принятым через миропомазание в Древлеправославную Церковь Христову…

После кончины о. Дионисия преподобный Софоний стал руководителем всего старообрядчества на Керженце. Он не только духовно окормлял многотысячную паству, но и принимал «вторым чином» переходящих из государственной церкви священнослужителей. Имена некоторых из них дошли до нас: священноинок Варлаам, служивший в окрестностях Соли Галицкой; священник Авраамий; священноинок Лаврентий. Богоугодно послужив Господу до самой смерти, они мирно преставились в небесные кровы… Один из «исправленных» о. Софонием священнослужителей — священноинок Никифор — переселился со многими старцами с Керженца на уральские заводы Демидова, а позже на Яик, что привело к созданию новых старообрядческих скитов на Урале.

Софоний продолжал свои подвиги молитвы и поста, всенощных бдений, безчисленных трудов и забот о благоустроении Христовой Церкви. Достигнув глубокой старости, он «с миром преставися» на рубеже XVII и XVIII столетий. По преставлении же его через некие годы тело преподобного было обретено нетленным. «И честные мощи его нетленны и целокупны во благоухании святыни почивают… Великие исцеления подают с верою к ним притекающим…» — так сообщали о нём староверы через столетие после кончины преподобного.

Гробница с мощами преподобного Софония почиталась как святыня. Над нею была выстроена деревянная часовня. В советское время часовня была разрушена, однако могила святого сохранилась до наших дней, и к ней не оскудевает поток паломников.

Поделиться: