Годы жизни: Кон.XVI века - 1656
город Козельск, Калужская губерния.
Преподобный Елеазар — один из древнерусских святых, заставших при жизни Никонову реформу и не предавших древлего благочестия. С юного возраста вожделея иноческого подвига, молодой купеческий сын оставил всю славу и наслаждения мира сего и направил свои стопы в прославленную Соловецкую обитель, находившуюся на суровых островах Белого моря. Преподобный Елеазар проводил свои дни и ночи в трудах и молитве. Освоив в монастыре искусство резьбы по дереву, преподобный участвовал в украшении иконостаса Спасо-Преображенского храма. Пострижение во иноки он принял от святого игумена Иринарха Соловецкого в 1613 году. В 1614 году инок Елеазар услышал от некоего христианина о необитаемом Анзерском острове, где стояла заброшенная деревянная церковь святителя Николы Чудотворца (она была в 1583 году перенесена на остров из Соловецкого монастыря, для того чтобы в ней могли время от времени молиться приезжие рыбаки). Приплыв на остров в день Покрова Пресвятой Богородицы, он поставил деревянный крест у озера Круглого и построил рядом келью, в которой стал жить в молении и рукоделии. Преподобный относил свои изделия на океанский берег и удалялся. Время от времени мореплаватели забирали с берега труды рук преподобного, оставляя вместо платы хлеб, квашеную капусту и другие съестные припасы. Диавол же, древний супостат рода человеческого, весьма противился пребыванию святого на острове. С первых дней пустыннику стали являться полчища бесов в образе стрельцов, пугавших его копьями, луками и огнестрельным оружием, которые кричали: «Уходи отсюда, то издавна наше место!» — и из тысяч пищалей с грохотом стреляли в преподобного. Святой же не устрашался, но отвечал им: «Не ваше, Христа Бога нашего, а Бог изволил быти мне на месте сем». И читал псалом 67-й: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…» И тотчас бесы исчезали. Ни днем, ни ночью не имел преподобный покоя от нападений врага до самого праздника Рожества Христова, когда явилась ему во сне Сама Пресвятая Богородица. Он сказала измученному борьбой пустыннику: «Мужайся и крепися, Господь с тобою. И напиши в келии своей на стенах: «Христос с нами уставися». И дала ему посох и лестовку. Он же, восстав от сна, сразу же написал сказанное на стенах, и нападения бесов ослабли. С той поры на Соловках повёлся обычай помещать на стенах келий листы с подобной надписью, и обычай этот сохранялся в старообрядчестве, например, в Черемшанских монастырях вплоть до их разгрома в советское время. К старцу стали присоединяться другие пустынники, он стал их расселять в отдельные келии, которые строились на расстоянии не менее версты между собою. Пустынники жили и молились уединенно, и только на воскресные и праздничные службы собирались на совместное богослужение, которое первое время проводили «простецким чином», то есть без священника. Священник для исповеди и причащения посещал их время от времени, прибывая из Соловецкого монастыря. В 1620 году святой Елеазар устроил себе новую келью в другой части монастыря, где издревле находилась заброшенная Никольская церковь. Рядом с нею на присланные царём Михаилом Федоровичем деньги был построен и освящён новый храм во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя. Денег на храм никто из анзерских иноков не просил, но Бог вложил благую мысль царю, случайно услышавшему о подвигах пустынножителей. Храм был освящён, и в нём служили время от времени священники из Соловецкой обители, сам же преподобный Елеазар по смиренномудрию своему предпочитал оставаться во иноческом чине, а не священническом, не желая человеческой славы. Святой Елеазар изнурял своё тело тяжкими веригами и постными подвигами, вкушая сухую пищу один раз в неделю. И таким образом очистив душу и тело, преподобный стяжал от Бога дар прозорливости и пророчества. Например, когда в Анзерском скиту поселился и стал служить постоянный священноинок Никон, то на литургии отец Елеазар увидел на плечах его черного змея и прорёк братии, что Никон станет патриархом и много бед учинит всей Русской земле, что и случилось впоследствии. Никон после того случая, в 1639 году, сбежал из скита, никем не гонимый. Пророчество старца Елеазара сбылось через 14 лет: весной 1653 года Никон, ставший уже патриархом, начал свою обрядоборческую реформу. Он объявил, что все церковные книги, чины и обряды на Руси «испорчены ересями», и ввел новые обряды и книги, а противников реформы объявил раскольниками и начал жестоко преследовать. Преподобный же Елеазар, как и другие мужественные христиане, не принял Никоновых новшеств и остался неуклонным приверженцем древлеправославного благочестивого предания. В 1656 году, 13 января, преподобный Елеазар, впавший в недомогание, попрощался с братией и благословил своих спостников, увещевая их жить добродетельно, не изменять устава и древних благочестивых обрядов и обычаев скита и обещая им благодатную помощь Божию. Наконец подвижник наименовал своим преемником в попечении о братии своего ученика Никодима и, причастившись святых Христовых Таин, мирно преставился ко Господу. Он умер в той вере, которая теперь уже называлась «старой», в противовес «новой вере» Никона патриарха. И после смерти Бог прославлял преподобного Елеазара чудесами. Он спасал терпевших кораблекрушение соловецких иноков, исцелял тяжело болящих, явился иноку-иконописцу, который его никогда не видел и затруднялся написать образ преподобного Елеазара, чтобы помочь ему в создании иконы.