История старообрядчества

Главная Рогожская слобода Книжная лавка История старообрядчества

История старообрядчества

Поделиться:
Отдел распространения литературы Московской митрополии
адрес: 109052, Москва, ул. Рогожский поселок д. 29
телефон: (495) 918-13-92
e-mail: or_lit@mail.ru   orprn@mail.ru

Ф. Е. Мельников "Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви"Мельников Ф. Е. Собрание сочинений: Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви
/ Авторы предисловия и примечаний Л.С. Дементьева и Н.А. Старухин. – Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной старообрядческой Церкви», 2006. — 572 с.

В книге выдающегося старообрядческого писателя, историка и полемиста Ф. Е. Мельникова (1874-1960) представлен обширный материал по истории старообрядчества за период с XVII по начало XX в. Книга вошла в золотой фонд старообрядческой литературы и представляет собой работу не только научно-популярного характера, но и труд полемического характера. Читатель может познакомиться с историографическими воззрениями старообрядчества по многим вопросам истории церкви в России. Труд охватывает широкий круг вопросов, представляющих интерес, как для исследователей, так и для всех, интере¬сующихся духовной историей России. Книга представляет собой первый том собрания сочинений Ф.Е. Мельникова.

Ф.Е. Мельников "История русской Церкви"Мельников Ф. Е. Собрание сочинений: История Русской Церкви (со времен царствования Алексея Михайловича до разгрома Соловецкого монастыря) / Автор предисловия и послесловия свящ. Михаил Севастьянов. – Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной старообрядческой Церкви», 2006. – 384 с.

Седьмой том собрания сочинений выдающегося старообрядческого церковного и общественного деятеля Ф.Е. Мельникова (1874-1960) вновь посвящен истории Русской Церкви, которую автор делит на четыре периода. Повествование относится к первому периоду, который «обнимает время с восшествия на престол патриарха Никона (1652 г.) до 1682 г., когда окончательно выяснилось, что русский народ действительно раскололся на две половины – на людей старой веры, старообрядцев, и людей новой веры, новообрядцев. Этот период был временем церковной смуты, споров, выяснения, кто за кем следует, для многих христиан – временем падения, для других – утверждения». Книга написана доступным языком и будет интересна не только специалистам-историкам, но и широкому кругу читателей.

Ветковский патерик

Ветковский патерик / Сост. Димитрий Урушев; Издание подгот. Тверской старообрядческой общиной храма св. Николы Чудотворца в Москве при участии ДПСЦ «Панагия». — М., 2006. — 64 с., ил.

Патерик составлен по подобию древних православных патериков — сборник назидательных рассказов о житии и подвигах добродетельных мужей, восславивших древлее благочестие и просиявших на Ветке и в Стародубье в первые века после раскола. Читатель узнает о житии прославленных Церковью преподобных Иоасафе Ветковском (память 27 февраля), Феодосии Ветковском (память 3 мая), Лаврентии Ветковском (память 10 августа), Викентии Крупецком (память 11 ноября), прославившихся отцах и старцах, о знаменитой старообрядческой Лаврентьевской обители и ее истории. В приложении даны послание и поучение Ветковских подвижников, а также духовный стих «Песнь умильна Лаврентьева монастыря». Книга украшена цветными иллюстрациями, выполненными в стиле традиционного русского лубка.

Мягкая обложка
Формат страницы: 15 х 21

 

Защита старообрядчества

Защита старообрядчества: [Сборник материалов] / Митрополия Московская и всея Руси РПСЦ. — М., 2003. — 91 с.

В книгу включены ставшие уже классическими работы по старообрядческой апологетике и защите оснований Белокриницкой иерархии. Открывает сборник перепечатка очерка В.Е. Макарова «Старообрядчество, его смысл и значение» (М., 1908). Автор Владимир Макаров — известный в начале XX века старообрядческий деятель, начетчик, публицист, историк, автор одного из первых трудов по истории Рогожского кладбища. Следом — легендарная «Речь Императрицы Екатерины II о старообрядчестве, сказанная на общей конференции Синода и Сената 15 сентября 1763 г.», изданная Старообрядческим Братством Честнаго и Животворящаго Креста в Москве в 1912 г. Речь позволила значительно сократить масштабы гонений на старообрядцев в годы правления императрицы. Еще один материал сборника — «Записка, поданная настоятелем старообрядческого монастыря (что на Иргизе) старцем Силуаном в 1840 г. единоверческим архимандритам Платону и Зосиме, в Верхнее-Спасо-Преображенском монастыре Саратовской губернии», подготовленная предположительно Афонием Кочуевым, знаменитым деятелем старообрядчества (предложившим в 1832 г. учредить архиерейскую кафедру за пределами империи, что и осуществилось в 1846 г. в Белой Кринице). В записке обоснованы взгляды старообрядцев на такое явление господствующей церкви, как единоверие (перепечатка из приложения к журналу «Старообрядец» за 1907 г.). Завершает сборник «Путь к решению старообрядческого вопроса: Докладная записка священника единоверческой церкви Иоанна Верховского» (издано в Браиле в 1901 г.), в которой автор предлагает правительству и господствующей церкви программу преодоления последствий церковного раскола.

Мягкая обложка
Формат страницы: 14 х 20

 

Краткая история Русской Православной Старообрядческой Церкви История Русской Православной Старообрядческой Церкви: Краткий очерк. — М., 2007. — 48 с.

В книгу, подготовленную Информационно-издательским отделом Московской Митрополии РПСЦ, наряду с уже известными главами «Реформа патриарха Никона и начало раскола», «Противники патриарха Никона», «Суд над Русской Церковью», «Белокриницкая иерархия» и другими вошли новые главы. В главе «Древлеправославная Церковь в XIX — нач. XX вв.» значительное место уделено эпохе гонений периода правления Николая I, распространению Белокриницкой иерархии на территории Российской империи, деятельности архиепископа Антония (Шутова) и епископа Арсения Уральского, старообрядческим съездам, распечатанию алтарей храмов Рогожского кладбища, истории старообрядческой Церкви в 1905-1918 гг. Интерес представляет глава «Древлеправославная Церковь в XX веке». В ней впервые в старообрядческой историографии делается попытка дать анализ истории и состояния старообрядческой Церкви в послереволюционный и советский периоды. В главе используется ряд малоизвестных и неопубликованных документов. Среди них «Обращение Съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии к Временному правительству», письма еп. Александра (Богатенкова), еп. Викентия Кавказского (Никитина), воспоминания архиепископа Иринарха (Парфенова) и другие. Здесь же дается информация обо всех предстоятелях старообрядческой Церкви этого периода, освещаются вопросы взаимоотношений с государственной властью, проводится анализ последствий репрессий против старообрядческой Церкви, развязанных в годы богоборческой власти. Книга дополнена ответами на вопросы, которые постоянно задают старообрядцам люди, не знакомые с историей церкви. Среди них: «Что известно о старообрядческих святых?», «Почему важен обряд?», «Кто в ответе за раскол?» и др.

Мягкая обложка
Формат страницы: 16,5 х 23

 

Кудрин И.Г. Жизнеописание священника и отца семейства: (Памятка в назидание потомству) / Предисл. Л.С. Дементьевой. — Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви», 2006. — 288 с., ил.

Книга старообрядческого священника Иоанна Гавриловича Кудрина (1879-1960) написана в 1950-1957 гг. и повествует о событиях, современных автору, которым он был свидетелем или с которыми соприкасались его родные, близкие, наставники, учителя. Читатель узнает, кто такие беспоповцы-часовенные, о поиске и обретении ими священства, об архиерее-самозванце и его разоблачении, о событиях октябрьского переворота и бегстве на Дальний Восток, участии автора в белом движении в качестве главного старообрядческого священника Армии и Флота, участии в «Ледовом походе», представительстве в Народном собрании Приморья. В книге много уникальных воспоминаний об Арсении (Швецове), епископе Уральском, Антонии (Паромове), епископе Пермском и Тобольском, рукополагавшем о. Иоанна Кудрина, Иосифе (Антипине), епископе Иркутско-Амурском, выдающихся деятелях церковно-общественной жизни старообрядчества I пол. XX в. А.С. Пругавине, Ф.Е. Мельникове, П.П. Рябушинском, М.И. Бриллиантове и др. Подробно рассказывается о том, каким образом старообрядцы в результате гонений большевиков оказались сначала в Сибири, потом в Харбине (Китай), потом в Австралии.

ISBN 5-901605-08-Х
Тираж 1000 экз.
Твердый переплет
Формат страницы: 13 х 20

 

 

В.И. Осипов "В Боровск, на мое Отечество..."

Осипов В.И. «…В Боровеск, на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. — Калуга: Золотая аллея, 2007. — 112 с., ил.

Протопоп Аввакум, боярыня Ф.П. Морозова стали частью нашего национального сознания, мерилом национальной совести. И нам дороги и памятны места, которые освящены этими именами. Одним из таких мест является боровская земля. Цель этого очерка — показать события, связанные с пребыванием протопопа Аввакума, боярыни Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой на Боровской земле. А параллельно событиям представить «мученые» места того времени: г. Боровск и Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев-Боровский монастырь. Рассказана история воздвижения часовни в память св. мученицам и исповедницам боярыне Морозовой и княгине Евдокии Урусовой, воспроизводятся многие документы. В приложении даны послание протопопа Аввакума боярыне Морозовой и письма Евдокии Урусовой детям. Книга богато иллюстрирована, дополнена духовными стихами. Автор и составитель очерков — наш современник, известный историк и краевед Виктор Иванович Осипов, директор Боровского филиала Калужского краеведческого музея, бывший ответственным руководителем строительства часовни в память боярыни Морозовой и княгини Урусовой.
ISBN 978-5-7111-0418-6
 Тираж 2000 экз.
Твердый переплет
Формат страницы: 16 х 21,3

 

С.И. Быстров "По востоку"

Быстров С.И. По Востоку: Путешествие старообрядческих епископов. — Барнаул: Издательство Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви, 2004. — 232 с., ил.

В книге описано знаменитое путешествие на христианский Восток, осуществленное старообрядческой делегацией в 1914 году. В ее состав вошли Мелетий (Картушин), епископ Саратовский и Астрханский, Александр (Богатенков), епископ Рязанский и Егорьевский, а также благочинный г. Саратова о. Дионисий Новиков и автор книги С.И. Быстров. Целью путешествия было паломническое посещение христианских святынь на Востоке. Паломники посетили Костантинополь, Палестину, Иерусалим, Египет, Грецию, встречались с представителями греческой церкви, много расспрашивали о церковном быте. Эти беседы и другие страницы путешествия нашли яркое отражение в книге. В книге много иллюстраций.

ISBN 5-901605-04-7
Тираж 1000 экз.

Твердый переплет

Формат страницы: 13 х 20

 

В.Е. Макаров "Очерк истории Рогожского кладбища в Москве"

Макаров В.Е. Очерк истории Рогожского кладбища в Москве. — М., 1998. — 48 с., ил.

В этом широко известном и ставшем уже классическим очерке изложена история основания московского Рогожского кладбища — крупнейшего старообрядческого духовного и административного центра. Показана огромная созидательная работа старообрядцев в весьма драматических обстоятельствах постоянного давления со стороны властей. Рассказано о жизни рогожской общины, о священниках, служивших в рогожских храмах, о том, как были запечатаны св. алтари рогожских храмов и как они были открыты в результате неимоверных усилий со стороны старообрядцев. Дана картина устройства всех церковных учреждений на Рогожском, показана жизнь скитов и богадельни, рогожских певчих. Автор очерка Владимир Макаров — известный в начале XX века старообрядческий деятель, начетчик, публицист, историк.

Мягкая обложка
Формат страницы: 14 х 20

 


Г. Мариничева (Оленева) История Рогожского поселка - центра старообрядчества

Мариничева (Оленева) Г.А. История Рогожского поселка — центра старообрядчества: (Воспоминания) / Сост. Б.А. Оленев, А.Л. Оленев — М., 2007. — 108 с., ил.

Почти вся жизнь Галины Александровны Мариничевой (1923-1993) была тесно связана с Рогожским. Здесь она родилась и провела детство, позже ей довелось работать в архиепископии делопроизводителем. В воспоминаниях отражены яркие страницы жизненного уклада на Рогожском. Драматизмом наполнены страницы о предвоенных годах, когда безбожные власти вели страшную войну против церкви, и о том, как старообрядцам удалось отстоять единственный свой храм в Москве — Покровский, о страшных репрессиях против христиан, об оживлении церковной жизни в послевоенные годы. Теплом наполнены воспоминания о протоиерее Василии Королеве, епископе Геронтии (Лакомкине), архиепископе Иринархе (Парфенове), знаменитом хоре Покровского храма, об учреждении в 1988 г. Митрополии. Здесь же представлена краткая история Рогожского кладбища от его основания, написанная Г.А. Мариничевой в результате проведенных ею исследований. Книгу дополняют воспоминания о Галине Александровне ее брата Бориса.

Мягкая обложка
Формат страницы: 14 х 20

 

 

Г.С. Чистяков "Рогожский алтари - запечатленная святыня"

Чистяков Г.С. Рогожские алтари — запечатленная святыня / Информационно-издательский отдел РПСЦ. — М.: Панагия; Языки славянской культуры, 2005. — 56 с., ил.

Книга представляет собой популярный очерк, раскрывающий исторические обстоятельства, которые повлекли за собой беспрецедентные гонения на старообрядцев в середине XIX века и привели к запечатанию властями алтарей рогожских храмов, лишению возможности совершать в этих храмах Божественную Литургию. Показана роль представителей официальной церкви и чиновничества в этих гонениях, а также те неимоверные усилия старообрядцев, которые привели к торжеству справедливости. Приводится много неизвестных ранее фактов, показан исторический фон, на котором разворачивались рассматриваемые события. Даны яркие характеристики действующим лицам этой истории, среди которых о. Иоанн Ястребов, архиепископ Антоний (Шутов), Константин Победоносцев, митрополит Московский Филарет, члены императорской фамилии и многие другие. В Приложениях даны тексты государственных актов 1883 и 1905 гг., касающихся прав старообрядцев в отношении свобод в вопросах вероисповедания в империи. Книга богато иллюстрирована. Автор книги — журналист, историк и публицист Глеб Чистяков, сотрудник Информационного отдела Московской Митрополии РПСЦ. Читатель знаком с его выступлениям в старообрядческих СМИ по насущным вопросам современной церковной жизни и истории, взаимоотношений церкви, общества и государства.

ISBN 5-9551-0082-2
Тираж 3000 экз.
Мягкая обложка
Формат страницы: 16 х 23,5

 

Е.М. Юхименко "Старообрядческий центр за Рогожской заставою"

Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 240 с., ил.

В книге представлены результаты изучения на архивных материалах XIX — начала XX в. истории крупнейшей в России старообрядческой общины, возникшей в 1771 г. при Рогожском кладбище в Москве. Дана характеристика основных этапов развития этого признанного духовного центра Русской Православной Старообрядческой Церкви. Освещены важнейшие события в его истории, церковная жизнь общины и ее роль в истории всего старообрядчества, рассказано о существовавших здесь учреждениях (Рогожский богаделенный дом, библиотека, кладбище). Показан большой вклад, который внесли в укрепление Рогожского центра и благоукрашение храмов его священники, попечители и благотворители, в том числе Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, К.Т. Солдатёнков, И.И. Бутиков и другие видные представители московского купечества. В приложении публикуются архивные документы, позволяющие представить состав общины, церковное убранство рогожских храмов. Автор книги доктор филологических наук Е.М. Юхименко на сегодняшний день один из самых признанных исследователей, изучающих раскол русской церкви и старообрядчество.

 

ISBN 5-9551-0081-4
Тираж 1500 экз.
Твердый переплет
Формат страницы: 14 х 21

 

546 дней старообрядчества в XXI веке

546 дней старообрядчества: Андриан, митрополит Московский и всея Руси: Вехи архипастырского пути: [Сборник] / РПСЦ; Тверская старообрядческая община храма св. Николы Чудотворца в Москве; ред.-сост. Е.Г. Ермоленко; координатор проекта иерей Алексей Лопатин. — М.: Мedia|77, ДПСЦ «Панагия», 2006. — 160 с.

Сборник посвящен блаженной памяти митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова). В книгу включены: подробная, почти день за днем, хроника «Вехи архипастырского пути»; воспоминания церковных, общественных, государственных, научных деятелей о митрополите Андриане, приводятся интервью, данные владыкой московским и вятским журналистам, характеризующие его как глубоко верующего христианина и всесторонне развитого человека. В книге много фотографий.

 

ISBN 5-902077-06-0
Мягкая обложка.
Формат страницы: 16 х 25,5

 

Н.В. Понырко "Три жития - три жизни"Понырко Н.В. Три жития — три жизни: Про­топоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии / Институт русской литера­туры («Пушкин­ский Дом») РАН. — СПб.: Издательс­тво «Пушкинский Дом», 2010. — 296 с.

Книга подготов­лена к изданию Наталией Влади­мировной Поныр­ко, одним из наиболее авторитетных специалистов в области изучения древнерусской литературы, руко­водителем     отдела Древнерусской литературы Пушкинского дома, не­посредственным наследником дела Дмитрия Серге­евича Лихачева. Как ученый она посвятила десяти­летия исследованию наследия протопопа Аввакума. Эта книга, по большому счету, является результа­том долгих исследований, кропотливого изучения и погружения в мир Аввакума.

В первом разделе, кроме жития протопопа Ав­вакума, публикуются жития инока Епифания и боярыни Морозовой — заново откомментирован­ные и проанализированные в специальном цикле статей, предваряющих книгу. Второй раздел содержит «опыт перевода» жития протопопа Авва­кума на современный русский язык, как называет его автор. Такая попытка сделана впервые за всю историю существования памятника. Перевод вы­полнен в строгом соответствии с научными текс­тологическими принципами, передает содержание, стилистику и сам дух Жития протопопа Авваку­ма, делая это великое произведение доступным не только ученым-филологам, но и широкому кругу читателей.

Обложку книги украшает воспроизведение зна­менитой иконы священномученика Аввакума, написанной гуслицкими мастерами в начале XX в., в настоящее время хранящейся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Тираж 1200 экз.
Твердый переплет

Мелетий архиепископ Московский. ПосланияМелетий (Картушин) архиепископ Московский. Сочинения: Проповеди. Послания. Воззвания (1908 — 1928 гг.) Архив и Библиотека редких книг и рукописей ("Рогожское книгохранилище") Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ; Сост., вводн. статья, подгот. текстов к изд., прим., науч. ред. В.В. Боченкова. — Ржев: Маргарит, 2010. — ("наследие старообрядческих полемистов, начетчиков и писателей". — 120 с., илл.

В издательстве "Маргарит" (Ржев) вышло новое издание из серии "Наследие старообрядческих полемистов, начетчиков и писателей" — сборник сочинений  архиепископа Московского Мелетия (в миру Михаил Картушин). 

Впервые собраны воедино его проповеди, послания, воззвания, опубликованные в старообрядческой периодике с 1908 по 1918 гг. В книгу включены изданные в 1911 г. отдельной брошюрой воззвания по борьбе с пьянством — архиепископ Мелетий был одним из старообрядческих архиереев, кто активно боролся с этим социальным злом. Вошли в сборник и другие его сочинения, из­редка появлявшиеся на страницах старообрядческих журналов, в том числе известное послание по поводу Декрета об отделении церкви от государства. В приложении представлены воззвания, подготовленные под его непосредственным руководством. Книга предназначена для историков, религиоведов, студентов, аспирантов, а также всех, кто интересуется историей Церкви 1-й половины XX   века.

 Составитель и научный редактор сборника, автор вступительной статьи и примечаний — Виктор Боченков.  Сборник издан трудами Московской Митрополии, Архива и Библиотеки редких книг и рукописей ("Рогожского книгохранилища").

 

ISBN 978-5-87049-742-6
тираж 1000 экз.
мягкая обложка
Формат страницы: 14*20

 

Сборник "Старообрядчество в России". Е.М. ЮхименкоЮхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства: в 2 т. Науч. ред. Н.В. Понырко. М.: Языки славянских культур, 2008. — 688 с., ил. — (studia historica)

Издательство «Языки славянской культуры» выпустило четвертый выпуск сборника «Старооборядчество в России XVII-XX века». Новая книга включает впервые публикуемые исследования и материалы по литературе, истории и художественному наследию старообрядче­ства XVII-XX вв. Все без исключения статьи основаны на новых источниках, выявленных авторами в отечественных и зарубежных рукописных хранилищах, архивах и музеях. Материал сборника сгруппирован таким образом, что целый ряд проблем получает комплексное всестороннее освещение в статьях разных авторов. Предлагаемые вниманию читателей исследования не офаничиваются рамками только старообрядческой проблематики, но касаются и более широких вопросов, в частности развития русской художественной и музыкальной культу­ры XIX — начала XX в., социально-политической жизни страны, событий рус­ско-японской войны 1904-1905 гг. и послереволюционной действительности, жизни и творчества Л. Н. Толстого и П. И. Мельникова-Печерского.

Среди материалов  сборника  научные публикации  Е. М. Юхименко «Новое о старце Ефреме Потемкине», В. В. Боченкова  «Л. Н. Толстой и освобождение старообрядческих епископов Аркадия, Конона и Геннадия — узников суздальского Спасо-Евфимиева монастыря», Е. В. Беляковой «Старообрядческий вопрос на Поместном соборе 1917-1918 гг, И.В. Семененко-Басина «Прославление святых в старообрядческой Церкви в первой четверти XX в., Е. А. Агеевой «Судьба старообрядца в императорской России: история жизни учительного настоятеля С. С. Гнусина», Н. В. Пивоваровой «Старообрядческие иконы в музеях Петербурга и Москвы»  и многие другие.

Сборник можно приобрести в книжных лавках старообрядческих храмов Москвы и книжных магазинах соответствующего профиля.

ISBN 978-5-9551-0259-7
Тираж 800 экз.
Формат 70*100 1/16

Не предать забвению. Памяти села СвятскНе предать забвению. Памяти села Святск:

Чернобыльская катастрофа, ставшая трагедией для многих сотен тысяч жителей бывшего СССР, разрушила не только множество человеческих судеб, она изменила антропологический, исторический и духовный ландшафт региона. Не секрет, что район бывшего Стародубья, сопредельные территории Украины, Белоруссии и России издревле были населены старообрядцами. Особенно много древлеправославных христиан проживало в Брянской области, в таких городах и селах как Новозыбков, Клинцы, Почеп и другие. Одним из традиционных старообрядческих поселений было село Святск. Ныне этого населенного пункта уже нет как такового. Радиоактивные дожди мая 1986 года сделали это село непригодным для проживания. Однако это старинное село продолжает оставаться в людской памяти.

Книга «Не предать забвению. Памяти села Святск», подготовленная историком Олегом Каменецким, посвящена не только истории села, но и страницам истории старообрядчества этого края начиная со второй половины XVII века. История села Святск чрезвычайно богата на события, связанные с историей древлеправославия. Так, после известных ветковских выгонок, когда российские войска выселили староверов из района Ветки, бежавшие оттуда иноки основали в Святске мужской Ново-Покровский монастырь. В нем бывали на паломничестве и даже проживали многие известные деятели старообрядчества, например, известный писатель и богослов Илларион Георгиевич Кабанов (Ксенос), будущий настоятель Белокриницкого монастыря инок Геронтий (Колпаков), Петр Великодворский, известный ныне как преподобный Павел Белокриницкий. Уже во второй половине XIX века в Святске проживали известные начетчики братья Иван, Василий и Кузьма Усовы. Один из них, Иван Усов, впоследствии постригся с именем Иннокентия, был поставлен в архиереи и долгие годы управлял Нижегородской епархией.

Олег Каменецкий собрал множество интересных сведений о жителях села Святск, их бытовой и экономической деятельности, о бывших здесь некогда храмах и монастырях, о гонениях на старую веру, то затихавших, то возобновлявшихся на территории Стародубья. Особая глава посвящена церкви Успения Пресвятыя Богородицы, построенной в Святске после дарования свободы вероисповедания в 1905 году.

 Во время оно...»: История старообрядчества в свидетельствах и документах. № 6.Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 1. — М., 2005. – 144 с.

В выпуск включены не публиковавшиеся ранее письма старообрядческого начетчика А.В. Швецова (епископа Арсения Уральского), обращенные к публицисту и историку церкви Т.И. Филиппову, синодским миссионерам иеромонаху Михаилу (Козлову) и Н.И. Субботину. Впервые опубликованы письма начетчика Илариона Кабанова (Ксеноса), автора Окружного послания, адресованные Т.И. Филиппову, раскрывающие их взгляды по разным вопросам настоящего и прошлого православия. Значительную часть выпуска представляют документы из архива Московской митрополии РПСЦ, относящиеся к 1920–30 годам XX в. Это письма Мелетия, архиепископа Московского, Иоанникия, епископа Саратовского и Астраханского, причисленного к лику святых епископа Мефодия Томского, известнейшего начетчика Ф.Е. Мельникова, духовных лиц, подвергшихся репрессиям в годы господства советского безбожия. В отдельную подборку собраны документы, относящиеся к жизни и деятельности священномученика епископа Тихона Томского и Алтайского.


 Во время оно...»: История старообрядчества в свидетельствах и документах. № 2Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 2.
— М., 2005. – 176 с.

Выпуск продолжает публикацию апологетических писем А.В. Швецова (епископа Арсения Уральского), а также документов, повествующих о самых разных эпизодах исто-рии Русской Православной старообрядческой Церкви. Это арест и заключение епископа Константина Оренбургского и Пермского в 1860-х годах, это попытки налаживания церковной жизни в годы гражданской войны в Сибири и Забайкалье (письма епископа Амфилохия и священника Амвросия Федотова – будущего епископа Афанасия). Тематику истории церкви в советское время продолжает подборка писем-проповедей архиепископа Иринарха, написанных им в последние годы жизни (1949–1952 гг.).

 Во время оно...»: История старообрядчества в свидетельствах и документах. № 3Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 3. — М., 2006. – 208 с.

Выпуск целиком посвящен деятельности двух видных старообрядческих архиереев: архиепископа Иринарха (Парфенова) Московского и епископа Геронтия (Лакомкина). В нем опубликованы тексты антифашистских посланий архиепископии, написанных в годы Великой Отечественной войны, но значительная часть сборника посвящена послевоенному времени, второй половине 1940-х годов. Сюда вошли документы, связанные с возвращени-ем Церкви и последующим изъятием Белокриницкого монастыря, дающее некоторое представление о положении старообрядчества на только что освобожденной территории Буковины и Молдавии. В данном сборнике опубликовано прошение Андрея Введенского, сына известного обновленческого деятеля, о присоединении к старообрядчество, фо-тоснимки первого послевоенного крестного хода в неделю Св. Жен Мироносиц на Рогожском кладбище, а также отчеты о поездках епископа Геронтия по разным приходам (Винница, Ростовская область, Ржев, Егорьевск, Рязань, Кострома, Новозыбков, Ессентуки, Иваново, Киев). Завершает сборник подборка писем-проповедей архиепископа Иринарха, начатая в вып. 2.

 Во время оно...»: История старообрядчества в свидетельствах и документах. № 3Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 4. — М., 2007. – 192 с.

В выпуске собраны документы о жизни и деятельности старообрядческих начетчи-ков И.Г. Кабанова (Ксеноса), протоиерея Димитрия Варакина, сюда же включены письма епископа Михаила (Семенова) представителям творческой интеллигенции России начала XX века. В отдельном разделе начинается публикация переписки между заключенными в тюрьме суздальского Спасо-Евфимиева монастыря старообрядческими архиереями и архиепископией Московской. Письма архиепископии готовил А.В. Швецов, впоследствии – Арсений, епископ Уральский. О том, что традиции начетничества не прерывались вплоть до середины XX века, свидетельствует ранее неизвестное обращение архиепископии в «Журнал Московской патриархии», продолжая тематику многочисленных старообрядческих сочинений, защищающих каноничность присоединения митрополита Амвросия к старообрядцам в монастыре Белой Криницы в 1846 г.

 Во время оно...»: История старообрядчества в свидетельствах и документах. № 5Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 5 — М., 2009. – 224 с.

Выпуск посвящен одной из самых малоизученных страниц в истории РПСЦ – трид-цатым годам XX века. Это выборы местоблюстителя Московского архиепископского пре-стола, репрессии, закрытие храмов. В то же время документы, касающиеся данного десяти-летия, труднодоступны, публикации, научные изыскания – редки. Данный выпуск отчасти восполняет этот пробел. В него вошли документы о епископах Андриане (Бердышеве), Ви-кентии (Никитине), а также продолжение публикации переписки с суздальскими епископа-ми-страдальцами (вторая половина 1870-х гг. XIX в.), начатой в предыдущем выпуске. От-крывает номер биобиблиографический словарь, в котором собраны данные о епископах РПСЦ, живших в 1930-е годы.

 Во время оно...»: История старообрядчества в свидетельствах и документах. № 6Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 6. — М., 2012. – 208 с.

В выпуске собраны документы по истории РПСЦ 1920-х гг. Начало первого послереволюционного десятилетия отражает переписка между епископами Александром (Богатенковым) и Геронтием (Лакомкиным). Под отдельной рубрикой объединены письма и документы, относящиеся к деятельности епископа Климента (Логвинова) Иркутско-Амурского периода 1925 – 1927 гг. Также продолжается публикация писем публициста И.А. Кириллова и биобиблиографический словарь старообрядческих епископов, служивших в 1920-е гг. Издание адресованы студентам, аспирантам, ученым и всем тем, кто интересуется русской православной историей и культурой.

Поделиться: