Каковы последствия унии 1438 года для русской Церкви и православия в целом? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Каковы последствия унии 1438 года для русской Церкви и православия в целом?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Каковы последствия унии 1438 года для русской Церкви и православия в целом?

Вопрос: Каковы последствия унии 1438 года?

Ответ: Сегодня, к сожалению, почти забыто, в каком состоянии находилась Константинопольская Церковь в XIV–XV веках, в которой к тому времени мало что осталось от православия. Это была эпоха самого настоящего церковного упадка, нестроений, заблуждений, оскудения веры и благочестия, ересей.

В православной Руси зарождается очень глубокое недоверие к Константинопольской Церкви — «грекам». Константинопольский патриархат ещё называли Греческой Церковью.

Константинопольские патриархи и императоры давно смотрели в сторону Рима, надеясь, что западноевропейцы под влиянием папы защитят Византию от магометанского нашествия. Именно поэтому в 1438 году греки подписали позорную, вероотступническую Ферраро-флорентийскую унию, которая навсегда дискредитировала Греческую Церковь и её иерархов перед Русской Церковью. Тогда фактически не было никакого канонического общения между двумя этими Церквями. Необходимо отметить, что данный раскол был не столь глубок, и вскоре сами греки отвергли законность Феррарского собора, объявив себя непричастными его постановлениям, назвав их формальными. Молитвенное общение восстановилось. Тем не менее, как Греческая Церковь «формально» вошла в унию, таковым же формальным было и евхаристическое общение Русской Церкви и Константинополя. На греков смотрели как на еретиков, особенно, в начале–середине XVII века. А факт избрания Московским и всея Руси митрополитом епископа Ионы Рязанского без канонической санкции Константинопольского патриархата лишь подтверждает факт недоверия и отторжения. Об этом же свидетельствует идеологическая концепция «Москва — Третий Рим». Во всяком случае, греки перестали быть авторитетными для русских в делах веры.

То, что к XIX веку в Греческой Церкви восстанавливается некий порядок и какое-то благочестие — тема отдельного разговора. А к XV веку мы имеем такие неутешительные факты.

Каков результат унии? Вероотступничество и упадок благочестия, оскудение церковности и мощнейший удар по православной культуре. Да и политические проблемы посредством унии решены не были. Римский папа так и не послал войска на помощь Византии в борьбе с османским нашествием. Византийская империя как Второй Рим, как православная цивилизация навсегда прекратила своё существование. Произошла колоссальная исламизация некогда православного Востока. Константинополь превратился в Стамбул, величественный храм Святой Софии — в мечеть. К храму пристроили минареты, а фрески замазали глиной. В Стамбуле любая внешняя христианская символика запрещена, а духовенство даже не имеет права показываться на улицах города в священнических одеждах. Сама же фигура Константинопольского патриарха в мировом православии стала не более чем символичной. Количество его прихожан ничтожно мало для титула «Вселенского патриарха». Помощи нужно было просить не у папы, а у Бога.

Поделиться: