Старообрядцы сохраняют свою веру три с половиной века. Современное общество меняется стремительно, следует ли Церкви как-то реагировать на эти перемены, в том числе переносить даты празднования Рождества и Пасхи? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Старообрядцы сохраняют свою веру три с половиной века. Современное общество меняется стремительно, следует ли Церкви как-то реагировать на эти перемены, в том числе переносить даты празднования Рождества и Пасхи?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Старообрядцы сохраняют свою веру три с половиной века. Современное общество меняется стремительно, следует ли Церкви как-то реагировать на эти перемены, в том числе переносить даты празднования Рождества и Пасхи?

Что значит «устарело»? Кто это говорит и что он подразумевает под термином «устарело»? Устарел древний сакральный церковнославянский богослужебный язык? Устарела иконопись? Устарела молитва «Отче наш»? Библия? Псалтырь? Богослужение для старообрядцев есть часть Священного Предания, частичка Откровения Господня, форма общения с Богом. И богослужение не есть установление человеческое, так каким же образом оно может устареть? В XVII веке тоже говорили о реформе богослужения, только методы проведения этой модернизации были разные. Первые никоново-алексеевские — откровенно кощунственные. А партия протопопа Аввакума и Павла Коломенского настаивала на охранительной позиции. Необходимо было убирать всё лишнее, всё ненужное, навеянное не временем, а человеческой ленью познать исконный чудный строй Православного Богослужения. Если говорить о том, что «устарело» — то только не о богослужении. «Устарели» человеческие души и сердца, устарели в страстях и пороках. Поэтому и богослужение многим кажется долгим, непонятным, чуждым, почти экзотическим.

То, что можно не менять — менять не надо. Мы внимательно наблюдаем, что происходит в других христианских конфессиях, и неизбежно приходим к выводу: Церковь не должна идти навстречу человеческим страстям и подстраиваться под них. Велика опасность оскудения духа самой Церкви, её авторитета, нравственного влияния. Ежели мы пойдём по такому пути — превратимся во что-то наподобите «клуба любителей Христа» протестантского типа. Есть, конечно, понятие икономии — послабления строгости канонов, однако это случаи частные и единичные, не относящиеся к нашему случаю.

Поделиться: