Была ли объективная необходимость в церковной реформе XVII в.? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Была ли объективная необходимость в церковной реформе XVII в.?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Была ли объективная необходимость в церковной реформе XVII в.?

Вопрос: Была ли объективная необходимость в церковной реформе?

Ответ: Была необходимость сохранить великое культурное наследие русской православной цивилизации, приумножить его и бережно охранять, как грамотный садовод, который знает, какую ветвь необходимо удалить, а какую направить для дальнейшего роста.

Никаких объективных причин для церковной реформы, по крайней мере в том виде, в котором она, к сожалению, произошла, не было. Русская Церковь насчитывала семивековую историю, а существование христианства у славян — того больше. В течение этого времени наша Церковь приобрела самостоятельность, как каноническую, так и культурную, повлияла на ход отечественной истории, явила миру множество русских святых, почитаемых не только у нас, но и за рубежом. Все богослужебные книги были переведены на церковнославянский язык, а тексты этих книг постоянно совершенствовались. Пора отказаться от мифа, что к XVII веку в богослужебных текстах Русской Церкви вследствие многократной переписи появились «грамматические ошибки». Не было никаких ошибок и во внешних формах богопочитания — «обрядах». К богослужению в Русской Церкви относились настолько трепетно, что его совершенству поражались христиане, приезжавшие из других православных поместных Церквей, в которых всё это было давно утеряно.

Русская Церковь накануне никоново-алексеевской реформы была чуть ли не единственной самостоятельной православной Церковью в мире и в деле собственного развития и самоустроения руководствовалась Священным Писанием и Священным Преданием. Все остальные поместные православные Церкви, так или иначе, находились под влиянием латинства или магометанства, развиваясь под зорким оком папы или турецкого султана.

С другой стороны, мы должны отбросить ещё один, прямо противоположный, миф, представляющий внутреннюю жизнь Русской Церкви XVII века как «неподвижную», «законсервированную». (Старообрядцев, по недоразумению и стереотипам, до сих пор называют «окаменевшим осколком древней Руси»). Это далеко от истины и пример тому — созданный в середине XVII века кружок «ревнителей древлего благочестия», целью которого было не только наводить порядок в богослужении, бороться с многоголосием, искоренять пороки, утверждать церковное благообразие, регулярно выступать с проповедями. Главной целью кружка было истинное религиозное просвещение и недопущение подстраивания церковности под человеческие пороки. Духовная идея Москва — Третий Рим не ограничилась только Москвой, но разошлась по малым городам и весям Московского государства. Не всегда «боголюбцам» всё и везде удавалось. Сам протопоп Аввакум, будучи членом этого кружка, был дважды бит за ревность к древлему благочестию. Однако никакого места унынию не было, и масштабы деятельности этого кружка только увеличивались. Показательно, что из основного состава «ревнителей древлего благочестия» вышли первые старообрядческие проповедники.

Поделиться: