Что такое «начётничество» в старообрядчестве? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Что такое «начётничество» в старообрядчестве?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Что такое «начётничество» в старообрядчестве?

Начётчик — значит начитанный человек.

Каждый христианин должен быть начётчиком,

то есть знающим своё исповедание,

способным защищать своё верование, и поэтому

должен быть начитанным, прежде всего в

Священном Писании, а потом и во всей другой

церковной письменности.

Фёдор Ефимович Мельников

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 12), — говорит нам святой апостол Пётр в своём Первом Соборном Послании. Ещё на заре христианства первые его проповедники — апостолы предвидели необходимость последователям Христа защищать свою веру. Обратим внимание — защищать веру вне зависимости от социального положения, уровня образования, способности красноречия. А в силу своих возможностей и талантов, кому как Бог провидел: «Всяко дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6). Кто-то свидетельствует о Боге терпением во искушениях, другой — исповедничеством, иной христианин отдаёт жизнь за ради свидетельства истинности своей веры во имя Христа, есть христиане, которым за святость жизни Господь посылает крепкую семью, преданных друзей, то есть земные блага. А есть и такие, которые свидетельствуют о христианстве силою убеждения, разума, харизмы и начитанности.

Примеры подобной проповеди мы находим практически повсеместно во всех четырёх Евангелиях, ибо как иначе Господь Исус Христос проповедовал Спасение? Из священного Писания, в частности, Деяний апостольских, известна речь Апостола Павла, направленная к увещеванию язычников.

Прекрасный пример проповеди веры мы находим у ветхозаветных пророков, за что они были часто изгоняемы нечестивцами, а некоторых жестоко лишали жизни, как например Исайю.

Подобным образом поступали различные христианские миссионеры на протяжении всей пост-новозаветной истории, и в частности, старообрядческие начётчики, о которых далее пойдёт речь в сем скромном труде.

Итак, начётничество — категория исключительно старообрядческой культуры, но корень начётничества, его основа и смысл исключительно евангельский, вселенский, апостольский: нести в мир свет Христов, его веру, проповедь искупительной Его миссии, Его Церкви, во Предании существующей и Его дарованных христианам таинствах.

Посмотрим, как трактуют феномен начётничества различные учёные в области русского православного старообрядчества. Самое точное и авторитетное определение дал Фёдор Ефимович Мельников, это определение мы поместили в качестве эпиграфа к настоящему сочинению. Однако не менее верно определяющие характеристики выносят и современные древлеправославные историки, писатели, богословы и культурологи. Так, старообрядческий религиозный деятель из Санкт-Петербурга писатель Владимир Шамарин дает такое определение: «Под старообрядческим начётничеством следует понимать основательное, порой дословное знание апологетической литературы, в первую очередь, традиционной дониконовской книжности, свободное цитирование по обсуждаемым вопросам». Справедливо толкует понятие старообрядческого начётничества писатель Дмитрий Урушев: «Само понятие происходит от слова «чтение» и указывает на то, что свои знания начётчик приобретал путём чтения книг, самообразования. Начётчик должен был не только читать книги, но запоминать их и правильно толковать. Это было необходимо для того, чтобы он мог просвещать других, а в религиозных диспутах защищать старообрядчество. Нельзя не обойти вниманием слова старообрядческого культуролога Кирилла Кожурина. В прекрасном учебном пособии «Культура русского старообрядчества XVII–ХХ вв.» автор пишет: «Старообрядческие начётчики в большинстве своём были людьми, не получившими какого-либо систематического богословского образования, но по природной способности и любознательности, путём самообразования овладевшими книжностью, навыками устного и письменного слова».

Мы же, в свою очередь, добавим, что начётничество есть интеллектуально-психоэмоциональная форма проповеди. Именно психоэмоциональная, так как любая икренняя христианская проповедь есть синтез живой веры и ораторского искусства, что нам и являли проповедники раннего христианства. Речь проповедника-начётчика должна быть убедительна. Помимо логики и аргументации, для придания убедительности своим словам должна быть вложена немалая доля эмоций: проповедник горит своей верой, живёт ей, он и его проповедь есть одно неразрывное целое, и свет Христов озаряет проповедника, которому уже не нужно предварительной подготовки к речи или проповеди. Кроме того, верными помощниками в публичной христианской деятельности являются громкий голос, звучный тембр, отчётливая дикция. И грехом для любого начётчика, проповедника, богослова, полемиста будет исключение из своей жизни главного условия: видения своих грехов, покаяния, смирения, любви к ближнему. Избегания славы, внимания, тщеславия. То есть упущение из виду стремления жить по заповедям Господа нашего Исуса Христа.

Старообрядцы, как носители спасительной веры Христовой, полноты церковных таинств и непорочности вероучения в полной мере, в виде начетничества сохранили в себе первоисконный апостольский дух проповеди своих религиозных убеждений. Почти четырёхвековая история старообрядчества есть тому подтверждение. «История старообрядчества даёт яркий пример русской самобытной школы, которая жила на Руси, несмотря ни на какие административные карательные меры, и скромно делала своё великое святое дело».

Так в чём же лежат истоки именно старообрядческого начётничества? Попробуем в этом разобраться.

Синодальная пропаганда на протяжении нескольких веков была направлена на создание негативного образа староверия в глазах российского общества. Помимо возводимой исторической клеветы, обвинений в несуществующих ересях, фанатизме и враждебности, староверам было приписано ко всему прочему еще невежество, умственная косность, неспособность к усвоению науки и отсутствие элементарных исторических и богословских знаний. Академические богословы и миссионеры абсолютно чистосердечно полагали: если старообрядцы сядут за стол изучать сокращённый синодальный катехизис — старообрядчество исчезнет само собою. Однако подобные воззрения на старообрядцев всегда оставались не более чем фантазией отдельных представителей дореволюционной новообрядствующей церкви и ничего не имели общего с реальностью. «Эти доморорщенные грамотеи — купеческие приказчики и простые мужики-лапотники — могли запросто переспорить выпускника духовной академиии», являлись талантливыми мастерами дискуссии, ораторами и публицистами.

Старообрядческая среда, несмотря на то что этого не хотели или не замечали синодальные полемисты, всегда давала миру умнейших и образованнейших людей, чей интеллектуальный труд был направлен на защиту догматов Старой Веры, исторической позиции старообрядцев, их культурно-конфессиональную идентификацию. Самые первые старообрядческие проповедники обладали обширными книжными познаниями и умело их применяли в полемической борьбе. Протопоп Аввакум легко приводил цитаты из Священного Писания и святых отцов для подкрепления своего мнения. Не менее мастерски, при оценке ситуации, он проводил параллели с различными известными ему историческими событиями, в своих сочинениях выстраивал отчётливую логику и стратегию защиты. То же самое можно сказать об Иоанне Неронове, Никите Добрынине, диаконе Феодоре, иноке Епифании. У Аввакума хватило силы духа и силы разума выступить со знаменитой речью на соборе 1666-1667 годов и посрамить сомнительных заезжих патриархов. Своей знаменитой речью Аввакум как бы задаёт тон всему последующему староообрядческому начётничеству: «Господь отверз уста мои грешныя, и аз посрамил их, говоря: Вселенские учители, Рим давно пал и ляхи с ним же погибли. До конца остались врагам православным христианам. Да и у вас православие пестро. От насильствия туркскаго Магомеда немощнии есте стали. Так впредь приезжайте к нам учиться. У нас по благодати Божией самодержство, православие непорочно и церковь не мятежная»[6]. Эту «формулу веры» старообрядческие богословы и апологеты пронесли сквозь века.

Прекрасный богослов и литургист протопоп Никита Добрынин с достоинством выдержал диспут в Грановитой палате Московского Кремля. Все аргументы, выставляемые первым старообрядцам, были растерзаны в пух и прах. Никакие публичные диспуты не принесли желаемого успеха. За старообрядцами — вся история и догматико-каноническое наследие православия. Для властей остаётся только один выход: заставить верить силою. Судьба первых старообрядческих апологетов была мученической. Почти все они поплатились жизнью за свою веру и просвещение.

Начётничество — особый пласт старообрядческой науки и культуры. Суть начётничества — защита Старой Веры перед богословами господствующей церкви. Старообрядческое начётничество обретает свои самобытные уникальные черты к концу XIX — началу XX века. Фёдор Ефимович Мельников пишет: «Возник, таким образом, и в старообрядческой среде особый тип начётчиков-собеседников — борцов с миссионерами. Опасная была эта борьба, и начётчики этого типа почти все побывали под удом и в тюрьмах. Тип таких начётчиков сложился ещё задолго до религиозной свободы. Все начётчики этого типа заслуживают того, чтобы история занесла их имена на свои страницы». Фёдор Ефимович Мельников, как никто, самым точным образом выразил сущность старообрядческого начётничества, миссионерства и всей апологии старообрядчества. Его (Мельникова) письменное наследие — предмет отдельной книги, и на страницах настоящего скромного исследования мы не можем охватить все великие имена старообрядческих апологетов конца XIX — начала XX века. На это уйдут целые тома, и данная тема ещё ждёт своих исследователей. И не удивительно, так как свои старообрядческие апологеты, богословы и начётчики были в каждом более-менее крупном старообрядческом приходе. Данный труд повествует о тех личностях в старообрядчестве, которые заложили саму традицию и сформировали суть старообрядческого начётничества. А труды, вышедшие из-под пера представителей данной интеллектуальной старообрядческой элиты, актуальны и по сей день.

Поделиться: