«Канонизация» — термин, обозначающий церковно-юридическую (каноническую) процедуру причисления к лику святых того или иного подвижника, чей образ жизни послужил образцом и примером, подражанием для других. Надо отметить, что сама природа «канонизации» вышла из западного христианства, католичества, где вся церковная жизнь осмыслялась через призму юридического мировоззрения. Поэтому для католиков причисление к лику святых или блаженных есть процессуальный акт церкви.
В православии, когда Церковь соборным духом свидетельствует святость подвижника, то в данном случае более уместным применить термин «Прославление». В православии это уже не юридическая сторона дела, но мистическая, духовная, соборная. Уходит в мир иной известный святой жизнью инок, мирянин, священник, епископ, принимает кто-либо мученическую кончину за веру…. Христиане возносят по усопшему соборную молитву, приходят на его могилу, вспоминают о нем, кто-то составляет письменное жизнеописание. Постепенно молитва об усопшем переходит в молитву, обращенную к самому усопшему. Это происходит по вере христиан в святость этого человека. Так постепенно в народе происходит прославление в лике святых угодника Божия. Церковь лишь закрепляет факт прославления, святому пишутся житие, службы, иконы.
В дораскольной Руси молились многим святым, в истории прославления которых отсутствует то церковное действие, которое мы называем «канонизацией». Позже в церковной практике появляется то, что можно назвать «официальным церковным прославлением», процедура «канонизации» перекочевала в православие. Однако для православных это не юридическое законодательство, а церковный праздник памяти святого.
Протопоп Аввакум был прославлен христианами, не принявшими церковную реформу, едва не сразу же, после мученической кончины. В начале XVIII века появляются его первые иконописные изображения. Сочинения Аввакума списками расходятся по всей России, молитвы священномученику Аввакуму возносятся в старообрядческих церквях и молельнях. Все это было задолго до официального прославления Аввакума в лике святых мучеников и исповедников в 1917 году. Более того, общецерковное соборное прославление протопопа Аввакума, то что называют «церковной канонизацией» до этого времени было фактически невозможным по двум причинам:
- Восстановление трехчинной церковной иерархии только в 1846 году.
- Невозможность этой иерархии действовать открыто по причине гонений на старообрядчество, продолжавшееся в дореволюционной России вплоть до конца XIX века.
Сегодня почитание священномученика и исповедника протопопа Аввакума в старообрядчестве трудно переоценить. Появляются храмы и пределы, освященные в его честь, повсеместно пишутся иконы, служатся службы, посещаются памятные места, связанные с его земной жизнью, его именем называются православные братства, книгоиздательства, духовно-просветительские центры.
В 2020 году старообрядчество и вся Россия празднуют 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума, в связи с чем государством и старообрядческими церквами запланирован целый ряд памятных научно-просветительских и культурных мероприятий.