Во все времена религия играла важную роль в деле построения и развития общественных и государственных институтов. Религиозность как таковая оказывала колоссальное действие на семью, общественные отношения, даже политику. Не удивительно, что религиозность как таковая органически присуща человеку и история не знает ни одного безрелигиозного общества. Таким образом, неудивительным и естественным является процесс интеграции религии в образование.
Само понятие и принципы классического образования (схоластика) имеют религиозное происхождение и зародились в европейских монастырях эпохи Средневековья. Именно там под влиянием аристотелевской философии стали совершаться первые шаги к формированию систематического образования, когда классифицировались богословские и естественные науки. Принципы этого образования реализуются в современных учебных заведениях до сих пор.
На православном Востоке, где царила святоотеческая философия, образование строилось иначе. Образование от слова «образ» и подобие Божие в человеке. Усовершенствование образа и подобия в себе путём практического религиозного делания, как-то: молитва, пост, аскеза, духовные размышления — есть истинное образование в духовном смысле.
Однако это не значит, что нужно отбросить схоластическую традицию обретения систематического знания и сосредоточиться исключительно на духовной стороне бытия. Аналогичным образом само по себе знание богословских дисциплин не очищает душу от греха и не научает вере. Таким образом рождаются кандидаты богословия, сомневающиеся в существовании Бога.
Говоря о сегодняшнем дне и о том огромном, богатом христианско-педагогическом наследии, доставшемся нам, — можно сказать, что между западной и восточной традициями религиозного образования не должно быть никаких противоречий, а построение системы образования на органическом сочетании этих двух традиций было бы оптимальным принципом развития религиозного образования в современном мире. Средневековые западные схоласты предприняли попытку сделать божественное откровение, религиозные истины понятными уму, а восточные богословы настаивали на том, чтобы эти истины поселились в человеческом сердце и стали образом его жизни.
Таким образом, органическое сочетание двух педагогических традиций может быть взято нами в качестве образца в деле подготовки будущих специалистов в области религии, культурологии, богословия, теологии, религиоведения.
Более того, в старообрядчестве подобный опыт уже был. Бережное сохранение традиционной древнерусской культуры, благочестия, уклада, быта формировало цельную личность, думающую, религиозную, просвещённую.
У истоков старообрядческого просвещения лежит, прежде всего, вера. Сохранённый, пронесённый сквозь века православный духовный опыт. Принцип старообрядческого самосознания, познания мира есть классический святоотеческий принцип «гармонии сердца и ума», не противопоставление духа и интеллекта, а их гармония, соработничество в деле духовного совершенствования: покаяния, смирения, очищения от страстей.
Отдельные старообрядческие меценаты, понимая важность просвещения, участвовали в создании таких консервативных и традиционных по духу высших учебных заведений, как Московский педагогический институт, Археологический институт, а просвещённый старообрядческий общественный деятель Кузьма Терентьевич Солдатёнков оказывал покровительство студентам из старообрядческой среды.
Старообрядцы не упускали ни единой возможности в приходе, при монастыре устроить хотя бы небольшую духовную школу или просветительские курсы. В этих заведениях изучали основы старообрядческой культуры.
Но самым знаменательным событием, касающимся образования, науки и просвещения, в Древлеправославной Церкви Христовой является открытие Старообрядческого богословского института.
У старообрядцев давно назрела потребность создания собственного высшего учебного заведения, которое бы представляло собою свою собственную кузницу церковных кадров. Динамично развивающейся Древлеправославной Церкви Христовой необходимы были грамотные священники, преподаватели, богословы, миссионеры, апологеты, начётчики, историки, уставщики и т.п.
Идея собственно Старообрядческого богословского института в благоприятный для старообрядцев период времени воплотилась в жизнь не сразу. В апреле 1908 года в Рогожской слободе были открыты педагогические курсы для подготовки учителей. В 1909 году — Старообрядческая учительская семинария. К 1910 году старообрядцами была подготовлена шестигодичная программа для высшего учебного заведения, в котором получали бы гуманитарное образование священники и учителя из среды представителей Старой Веры.
Результатом труда стало открытие Старообрядческого богословского института 14 октября 1911 года. Получение образования в институте предусматривало освоение учебного процесса в шестигодичный срок.
Что важно — первые четыре года особое внимание уделялось общему гуманитарному (с долей естественнонаучных дисциплин) образованию. Студенты осваивали такие дисциплины, как география, физика, история, психология, логика, три языка: славянский, греческий, немецкий. К общеобразовательным предметам добавлялись катехизис, история Церкви, основы иконописи. На двух последующих курсах — богословие, церковное право, педагогика. Таким образом, наука в институте была развита на достойном уровне.
Среди преподавателей института необходимо упомянуть такие имена, как священник Ф. Гусляков, богослов и историк Ф. Мельников, Н. Чехов, Я. Фридрихсон. Примечательно, что легендарный Сергей Юльевич Витте, симпатизировавший старообрядцам, учредил в институте свою именную стипендию для самых прилежных и активных студентов.
28 сентября 1915 года Старообрядческий богословский институт получил новое здание (ныне улица Смирновская, дом 1-а). С переходом в собственное помещение институт продолжал работать после 1914 года, когда началась Первая мировая война. В августе 1917 года там обучалось 90 студентов.
Старообрядческий богословский институт прекратил своё существование после печально известных событий октября 1917 года.
И сегодня, когда отношения между государством и РПСЦ можно назвать полностью сформировавшимися в самую благоприятную сторону, назрела идея восстановления Старообрядческого богословского института, которому планируется дать имя протопопа Аввакума, 400-летие которого празднует наша страна в 2020 году.