Есть ли духовная практика паломничества у старообрядцев? | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Вопросы Есть ли духовная практика паломничества у старообрядцев?

Рубрики вопросов

Задать вопрос

Учение Церкви в вопросах и ответах. На ваши вопросы отвечают сотрудники сайта РПСЦ. Чтобы задать свой вопрос, напишите на почту nrpsc@yandex.ru с пометкой для рубрики «Вопрос-ответ».

Есть ли духовная практика паломничества у старообрядцев?

Издревле на Руси существуют духовные центры, связанные со знаменательными событиями нашей истории или определенными личностями, оставившими след в истории. К этим святым местам тянутся вереницы людей, ищущих молитвы и духовного уединения. Наша страна изобилует подобными местами и это не удивительно за тысячелетнюю историю христианства. Сюда можно отнести Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Псково-Печерскую лавру, Соловецкий монастырь, Валаам, Кижи, храмы городов Золотого кольца России, храмы Великого Новгорода, Киево-Печерская Лавра на Украине и тому подобное. Всегда интересно посетить места, связанные с первыми веками христианства, Святую Землю, где провел свою земную жизнь Господь Исус Христос.

Паломничество для христианина содержит назидательный и культурно-просветительский смысл. Интересная и увлекательная поездка культурно обогащает. Старообрядцам не возбранено оказывать почитание, общим, дораскольным святыням, даже если они будут находиться в руках других христианских конфессий или даже инославных. Тем не менее, после трагического раскола с течением истории у старообрядцев появились свои паломнические места, связанные с церковной жизнью. Это, например, город Пустозерск, где стоит памятный поклонный крест на месте сожжения протопопа Аввакума, село Григорово Нижегородской области, где родился Аввакум, город Боровск и часовня на месте гибели боярыни Морозовой, Пафнутьев Боровский монастырь, где сохранилась каморка, служившая местом заточения Аввакума, Белая Криница на Украине, где в 1846 году произошло восстановление трехчинной старообрядческой иерархии. Керженские скиты, Ветка, Стародубье и многие другие места, освященные почти 350 летней старообрядческой историей. Сюда же можно отнести ежегодные Великорецкий крестный ход, крестный ход Верея-Боровск и т.д.

Однако паломничество само по себе еще не самоцель. Оно, повторимся, несет в себе просветительскую культурную функцию, воспоминание истории. Без живой духовной жизни паломничество профанируется до некоего ритуала, который надо совершить, чтобы «все у тебя было хорошо»: исцелиться от болезней, приобрести материальные блага, удачу, везение. При отсутствии веры паломничество теряет всякий духовный смысл. Бывает так, что человек, всю жизнь искренне молящийся Богу и работающий над собой, но никуда не ездивший по святым местам духовно намного выше того, кто побывал географически на Фаворе или Голгофе, но с пустым сердцем и нераскаянной душой.

Поделиться: