Старообрядцев — древлеправославных христиан, не принявших всем известную церковную «реформу» XVII века и впоследствии не желавших участвовать в настоящем погроме православия, сравнительно мало. Да и те, кто остался — разделены по согласиям.
Старообрядческие согласия разделяются догматическими и каноническими противоречиями, и в ближайшем обозримом будущем вряд ли эти противоречия будут преодолены. С одной стороны, никто не призывает к сиюминутному, быстрому объединению, чтобы староверие стало единым духовным монолитом, единой силой. Однако с другой стороны, старообрядчество как религиозное движение, не принявшие ереси Московского собора 1666 года с участием наканонических заезжих за милостынею в Москву восточных «патриархов», — едино.
Сегодняшнее единство всех староверов, всех старообрядческих Церквей состоит в следующем:
- Общий взгляд на русскую церковную историю до XVII века. Русская Церковь не нуждалась ни в каких реформах, а характер деятельности наших древнерусских митрополитов и дораскольных патриархов был охранительным.
- Категорическое неприятие еретических нововведений, вошедших в обиход при бывшем патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче.
- Практически полная идентичность в церковной религиозной культуре: мы говорим о каноническом иконном писании, без всякого живоподобия и реализма, медном литье — своеобразной «визитной карточке» всех старообрядцев. Кроме того, это дореформенные, неиспорченные боголужебные тексты, знаменное пение и многие другие церковные особенности, сохранившиеся только у старообрядцев.
- Здравые консервативные традиции, их живость и актуальность в старообрядческой среде. Крепкие многодетные семьи, отсутствие пагубных для тела и души привычек, трудолюбие.
- Патриотизм. Старообрядцы любят свою Родину, являются носителями исконно русской культуры.
У староверов есть множество других идеалов, общих ценностей и целей, которые объединяют. Это те вещи, совокупность которых позволяет называться высоким, прекрасным именем РУССКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!