Знамение от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в Великом Новеграде

Главная Публикации Традиции Знамение от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в Великом Новеграде

Темы публикаций

Знамение от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в Великом Новеграде

Икона Пресвятой Богородицы, получившая на Руси название «Знамение», узнаваема с первого взгляда. На ней Богоматерь представлена обращенной к зрителю лицом, с молитвенно воздетыми руками, и у Ее груди в круглом сиянии изображен Богомладенец Христос, правой рукой благословляющий, а в левой держащий свиток. Этот образ символизирует непрестанное молитвенное предстояние Богородицы за человеческий род и то, что молитва Ее за людей неотделима от Ее любви к Ее Божественному Сыну. Как не может Божия Мать не любить Сына, так никогда и ни при каких обстоятельствах не оставит Она без Своей молитвенной помощи человечество. И ни одна другая молитва не имеет перед Сыном такой силы, как молитва Его Матери.

Знамение от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в Великом Новеграде
Богоматерь «Знамение» с чудесами, икона нач. XIX в.

Хотя изображения Богородицы, подобные этому, существовали с давних пор, славе этой иконы в нашей стране особенно послужило следующее историческое событие. В 1170 г. князь Владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский возгорелся желанием покорить своей власти Великий Новгород, имевший более свободный образ правления, нежели остальные русские земли. В Новгороде власть вершило народное собрание во главе с советом знатных людей, архиереем и посадником, а князей новгородцы приглашали только для руководства войсками на случай войны, не давая им настоящей власти над собой. Князь же Андрей любил править самодержавно и хотел заставить всю Русь трепетать перед собой. Это был способный и благочестивый князь, которому много лет покровительствовал Господь, явив в его землях несколько чудотворных икон, как, например, Владимирскую и Боголюбскую иконы Пресвятой Богородицы. Он много и усердно занимался храмоздательством, и при его княжении каменное церковное зодчество на Руси достигло больших высот. Помощь Божия долгое время сопутствовала князю Андрею и на брани; одна из его побед положила начало празднику Всемилостивого Спаса, празднуемому в первый день августа по старому стилю.

Князя Андрея чтили иноземные владыки Запада и Востока; император германцев присылал ему зодчих и мастеров всяких искусств. Его называли вторым Соломоном. Но множество успехов вскружило князю голову; он счел, что ничто уже не мешает ему стать единовластным владыкой на Руси. В 1169 г. Андрей собрал многочисленное войско, куда привлек всех князей, зависевших от него, а также соседние с Русью языческие племена, соблазнив их возможностью легкого грабежа. С этой военной силой он взял Киев, крещальную купель русского христианства, предав город разграблению и огню и не пощадив даже святых храмов и обителей. Ободренный успехом, на следующий год князь Андрей собрал еще большее войско для покорения Великого Новгорода — второго по значению города Руси. Огромная сила (одних князей в войске кн. Андрея было семьдесят два!) пришла под стены города и осадила его. Новгород был богат и хорошо укреплен, но союзников у него практически не было; не было подготовлено и достаточного количества пшеницы и других припасов, чтобы выдержать длительную осаду; купцы из других стран боялись везти что-либо в город, понимая, что могут потерять не только прибыль, но и жизнь. Не видя надежды на помощь человеческую, сознавая всю тяжесть нависшей над городом беды, его духовный кормчий святой архиепископ Иоанн проводил дни и ночи в слезной молитве о помиловании своей паствы. В третью ночь осады — и третью ночь его неусыпных молитв — архиепископ вдруг ощутил всем телом трепет, а затем услышал голос: «Иди в церковь Преображения Господа нашего Исуса Христа, яже на Ильине улице, и тамо взем образ Пречистыя Богородицы, вознеси на стены града противу супостатом, и абие узриши спасение граду чудное».

Владыка, охваченный неописуемой радостью, провел всю ночь без сна, а наутро, созвав весь клир и старейшин города, поведал о небесном извещении. Вслед за тем он послал своего протодиакона с клиром взять названную икону в храме на Ильине улице и принести ее в соборную церковь во имя Софии Премудрости Божией. Но когда протодиакон, придя, захотел взять икону, то не смог сделать этого, сколько ни пытался. Он вернулся к архиерею ни с чем, и тогда владыка Иоанн понял: Господу и Его Пречистой Матери угодно, чтобы пренесение иконы стало делом веры и покаяния всего народа, малых и великих. Он сам возглавил шествие всего городского священства и множества горожан к храму Спасова Преображения. Войдя в храм, он повергся наземь перед образом Пречистой Владычицы и стал умолять: «О Премилостивая Госпоже Дево Богородице, Ты еси упование и защитница граду нашему, стена и покров и прибежище всем християном. На тя надеемся и мы грешнии: молися, Госпоже, Сыну твоему и Богу нашему за град наш, и не предаждь нас врагом нашим, грех ради наших; но услыши плач и воздыхание людей Твоих, и пощади нас, и якоже древле Сын твой пощадил есть ниневитяны покаяния ради, сице и зде милость Твою покажи, Владычице». Летописное сказание говорит, что во время соборного молебна, по шестой песни канона, при пении кондака «Заступнице християном непостыдная», икона сама сдвинулась с места. Архипастырь смиренно приступил к ней и принял ее на руки, при общих слезах и восклицаниях молящихся. С крестным ходом икону вознесли на городскую стену, обнесли кругом и, укрепив на древке, поставили лицом к вражескому войску. Вскоре враги изготовились к приступу и осыпали защитников города тучами стрел.

Одна из стрел попала в лик Пречистой, и тогда икона повернулась на древке лицом к городу, отвратившись от осаждавших. От очей Богородицы пролились слезы, и архиепископ стал собирать их краем своей фелони, говоря (как передает его речь древнее сказание): «О чудо преславно! како могут быти от суха древа слезы? Не суть бо слезы, но милостивное знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну Своему и Богу нашему за град и люди, уповающия на милость Ея. Сице являет Пресвятая Богородица предстательство и заступление людям безнадежным». Внезапно войско осаждавших среди бела дня покрыл некий мрак, так что они впали в замешательство и ужас и, вместо того чтобы устремиться на стены города, стали поражать друг друга. Новгородцы, видя смятение врагов, открыли ворота и бросились на них конницей с обнаженными мечами, посекая одних, а других захватывая в плен. Все вражеское войско было рассеяно и разгромлено; те, кто спасся от гибели или плена, бежали сотни верст до границ Новгородской земли, бросив всё — и награбленное, и свое.

После этого разгрома звезда славы князя Андрея стала стремительно закатываться. Его имя уже не внушало страх; за одним поражением последовали другие. Через четыре года против него составился заговор из недовольных им бояр и слуг. Князь был убит, кровью омыв свои грехи: Бог, «не хотящий смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез. 33, 11), попустил Андрею тяжкую насильственную смерть телесную, памятуя о добрых его делах и желая очистить от злых, да не лишат его эти злые дела дара жизни вечной.

А праздник Знамения от иконы Пресвятой Богородицы навсегда стал праздником не только Новгорода, но и всей Русской земли, подавая вразумление свыше властолюбцам и насильникам и утверждая слабых и гонимых в надежде на сильную и бдительную Заступницу — Небесную Царицу, Матерь Царя горних сил. И след от стрелы, до сего дня сохранившийся на лике Пречистой, под левым оком Ее, служит напоминанием о том, как злобу и дерзость нечестивых смиряет исполненная веры кротость Той, что некогда рекла Ангелу, принесшему Ей благую весть: «Се раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38). Поистине, нет ничего лучше и дороже, чем любить Бога, не ища на земле ни богатства, ни власти, ни славы, но ища одной лишь воли Божией во всех событиях, делах и обстоятельствах нашей скоротечной земной жизни.

На вечерне, на литии, стихеры, глас 6-и:

Роги грешныхъ сотрошася, и луцы ихъ сокрушишася, греховною бо тмою очи помрачивше, и другъ друга яко сопротивна зряще, оружиемъ немилостивно себе уязвляху, народи же, видевше помощь Твою, Владычице, на сопротивныхъ устремишася, Тебе на помощь призывающе.

Якоже иногда крепкии Давыдъ сопротивящагося гордаго Голиада, силою Сына Твоего препоясався, низложи, такожде и людие Твои, Пречистая, имуще образъ Твой честныи, преславно одоление показаша.

Чюдная победа и дивное одоление честныя иконы Твоея, пречистая Мати Слова, удивляетъ умъ и ужасаетъ помыслъ, безоружнии бо оружныхъ побеждаху силою Твоею, Дево всепетая, и пособиемъ божественаго зрака Твоего, во спасение душамъ нашимъ.

Поделиться: