События из ранней жизни Пресвятой Богородицы не отражены ни в Евангелиях, ни в каких-либо других частях Новозаветного канона. Они сохранены в церковном Предании, записанном еще в древности в виде книги, называемой «Протоевангелие Иакова». Хотя в канон Нового Завета эта книга не включена, описанные в ней события Церковь считает в целом достоверными, учредив на их основе праздники Рожества Богородицы и Введения Ее в церковь.
Итак, в указанной книге повествуется, что, когда Пресвятая Дева Мария достигла трехлетнего возраста, Ее пожилые родители, исполняя обет, данный Богу еще прежде Ее рождения, созвали непорочных дев израильского народа и в их сопровождении, со светильниками и пением псалмов, проводили Отроковицу до Иеросалимского храма. Здесь Ее «встретил и благословил священник, сказав: ,,Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление”. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, — продолжает далее книга, — и сошла на Нее благодать Господня, и Она ликовала в радости, и полюбил Ее весь народ Израиля». «Протоевангелие Иакова» не называет священника по имени, но свв. патриархи Константинопольские Герман и Тарасий, составившие проповеди на праздник Введения, считают, что это был св. Захария, которому предстояло стать родителем св. Иоанна Предотечи. Кроме того, оба святителя повествуют, что Пресвятой Деве было не просто позволено остаться при храме, но священник даже ввел Ее в Святое Святых, куда сам входил лишь единожды в год, принося жертву: «не без крове, юже приносит за себе и о людских согрешениих», — как поясняет ап. Павел (Евр. 9, 7). Эта деталь закрепилась и в богослужении праздника: «Ангели введение Пречистыя зряще, удивишася, как Девая входит во Святая Святых», — поется в праздничных припевах.
В храме Божием Дева предавалась молитве, чтению Писаний и рукоделию под присмотром благочестивых девиц. Существует предание, что не люди, а ангел приносил Ей нерукотворную пищу. Когда же Ей исполнилось двенадцать лет, священники, сотворив молитву, сочли за лучшее, чтобы Она уже не пребывала в храме, но сочеталась браком с неким праведным старцем, который хранил бы Ее девство. Жребий пал на благочестивого восьмидесятилетнего вдовца Иосифа, и Мария, по совершении священных обрядов, вошла под кров Иосифова дома в городе Назарете.
«Придем, поспешно приступим к Богородице и посмотрим на божественные тайны, предначатые на Ней промыслом Божиим, — восклицает в проповеди свт. Герман, — как Всесвятая приводится ныне родителями в храм Бога через Его священников; как одушевленный Храм Господень вселяется в храме неодушевленном; как пророк принимает Ее на руки свои и вносит в недоступное святилище […]. Как предвидящий будущее […] пророк, без сомнения, ожидал Ее; и, дождавшись, всей душой принимает Ее, как после него Симеон принял Ее Сына» (Слово на Введение Пресв. Богородицы).
То, что Пресвятая Дева, одна из всех женщин в народе израильском, удостоилась жить в храме Божием, говорит о том, что и Ее святым родителям, и священникам храма было открыто от Духа Божия, что на Этой Отроковице исполнится нечто, превосходящее и законы природы, и установления Моисеева закона. И поистине, Пресвятая Дева прежде всех веков была избрана промыслом Божиим на то, чтобы, вопреки законам природы и уделу тварного естества, вместить в Себе Творца мира, предвечное Отчее Слово, «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже вся быша», и при этом сохранить ненарушенным Свое девство.
Святой Дух, древле глаголавший отцам через пророков (Евр. 1, 1), за многие века таинственно возвещал во псалмах о вхождении в Дом Господень некой священной Невесты, богоизбранной Царицы. «Предста Царица одесную Тебе, — обращается к Господу пророк Давыд в псалме 44-м, — в ризах позлащенных одеяна и преиспещрена. Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего». Эти слова пророк говорит, как бы духовными очами видя Отроковицу Марию, покидающую навсегда дом отца Своего Иоакима. «И вожделеет Царь доброте Твоей: яко Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему. […] Вся слава Дщере Цареве внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена». Эти слова приложимы к Марии больше, чем к любой другой из женщин и дев, ибо Ее слава поистине не во внешних украшениях, почестях или суетных похвалах, но во внутренних добродетелях, коими Святая Отроковица процвела среди грехолюбивого человеческого рода, как белоснежная и благоуханная лилия среди тернов. Почему и в каноне Похвалы говорится Ей: «Радуися, едина непорочная в женах и добрая. Радуися, столпе огненыи, вводящии в вышнюю жизнь человечество». Но вернемся к псалму: «Приведутся Царю девы вслед Ея, и искрения Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселие и радость, введутся в церковь Цареву» (Пс. 44, 9–11, 13–15). — Пророк вещает, будто воочию видит целомудренных дев, со свещами и молитвенным пением провожающих Отроковицу Марию в Дом Господень.
Итак, из Священных Писаний мы видим, что вхождение Богоотроковицы во святилище Господне было частью общего промысла Отца Небесного о послании на землю Его возлюбленного Сына. Если Сам Святой Дух устами пророков радуется об этом славном и чудесном событии, тем более подобает нам, спасению которых послужила Пречистая Богоматерь Своей кроткой верой и послушанием воле Божией, с благоговением и радостью чтить этот священный праздник. Голоса протестантов, неверующих и скептиков, утверждающих, что праздник Введения не имеет твердой опоры в Писании и что само празднуемое событие отнюдь не могло произойти, не могут отнять у нас в этот день благоговейного и молитвенного чувства и духовной радости. Ибо сам образ Пречистой Отроковицы, предстоящей Господу в торжественной тишине Его святого храма и молитвенно вслушивающейся в тайны Его промысла, несомненно, истинен — столь же истинен и образ Ее как Матери, держащей на руках Спасителя мира, как образ Ее с руками, воздетыми к небу в молитве о земной Церкви Ее Божественного Сына. Преклонимся с верою перед этим ликом, полным чистейшей, величайшей любви, преданности и смирения, моля, чтобы и наши души сподобились принять в себя хоть малейшую каплю красот и добродетелей души Преблагословенной Девы, во славу Ее Сына, Единородного и Превечного Сына Божия, Господа нашего Исуса Христа, купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.
На малой вечерне, на «Господи возвах», стихера, славник, глас 8-и
Давыдъ провозглашаше Тя, Пречистая, провидя священство входа Твоего, еже въ церковь, въ немже концы днесь празднующе, славословятъ Тя, Всепетая, Яже бо преже Рожества Дева, и по Рожестве пребывши нетленна, Мати Слову живота. Днесь въ церкви Захария веселится, восприемъ Тя, Владычице, и святая святых радуется, подъемши Тя, источника живота нашего. Темже и мы песнено вопиемъ Ти: о насъ моли Сына Своего и Бога, даровати намъ велию милость.
На великой вечерне, на литии, стихера, глас 1-и
Да радуется днесь небо свыше, и oблацы веселие да кропятъ о зело преславныхъ величиихъ Бога нашего: се бо Дверь, Яже къ востокомъ зрящи, рождьшися по обетованию отъ неплодныя, и Богу освящена бывши во обителище, днесь въ церковь яко непорочное приношение приводится. Да радуется Давыдъ, бия въ гусли: приведутся, рече, Царю девы вследъ Eя, ближния Eя приведутся внутрь сени Божии, внутрь очистилища Eго, воспитатися во обителище, Иже прежде век отъ Oтца нетленно Рождьшуся, во спасение душамъ нашимъ.