Вселенские родительские субботы

Главная Публикации Традиции Вселенские родительские субботы

Темы публикаций

Вселенские родительские субботы

Два раза в год Святая Церковь совершает особые заупокойные богослужения, называемые Вселенскими родительскими субботами, на которых поминаются все «иже от века преставльшиеся православные християне», а  также и «еже от века благочестно скончавшиеся человецы», то есть жившие прежде Рожества Христова праведники. Такие службы бывают, согласно богослужебному уставу, в субботы мясопустную (за 8 дней до начала Великого поста) и Пятьдесятную (накануне праздника Святой Троицы, или Пятьдесятницы).

Вселенские родительские субботы

Причина совершения таких вселенских поминовений описана в Синоксаре, читаемом на богослужении в субботу мясопустную. Поскольку многие люди умерли внезапной смертью в море и в непроходимых горах, в водопадах и пропастях, от голода, огня, войн, мороза и по всяким другим причинам, а также будучи нищими, и бездомными, и беспомощными, и из-за того не получили должного христианского погребения и поминовения на церковных службах, так что и имена их людям остаются неизвестными, — потому святые отцы, подвигнутые человеколюбием, узаконили общее поминовение всех их совершать в соборной Церкви, как принято от святых апостолов Христовых, чтобы и те, которые ради неких случайных причин не получили узаконенных погребальных почестей, в эти дни поминались общим поминовением. Этим свв. отцы показали, что такое поминовение приносит умершим великую пользу. Это первая причина празднования вселенских суббот.

Для мясопустной же субботы есть и вторая причина: поскольку на следующий день после неё (в Неделю мясопустную) Церковь поминает Второе пришествие Христово, воскресение всех умерших и Страшный суд, то прежде сего она молится об оставлении грехов всех умерших в благочестивой вере, а также и тех, кому ещё в будущем предстоит умереть, дабы и они на Страшном Божием суде обрели благой ответ Праведного Судии. В Троицкую же субботу всеобщую память усопшим совершаем, предваряя завтрашние Троицкие молитвы, в которых испрашиваются благодать Святого Духа молящимся и оставление грехов умершим христианам.

В субботние дни вообще узаконено всегда совершать память умершим (кроме праздников), ибо по-еврейски «суббота» означает «покой», ведь Сам Бог этот день «почил от дел Своих, которые Он творил», и Сам Христос в субботу лежал во гробе.

Святые отцы, зная, что поминовение усопших, и милостыни за них, и заупокойные службы подают умершим великое облегчение и пользу, предали Церкви совершать такие моления, как повелели и святые апостолы Христовы, как говорит и святой Дионисий Ареопагит: приносят пользу душам умерших поминовения и милостыни за них. Это подтверждает и рассказ из жития святого Макария Египетского, который нашёл на пути в пустыне череп нечестивца из язычников и спросил его, чувствуют ли они во аде утешение когда бы то ни было. Тот же ответил: «У нас бывает сильное облегчение, когда ты, отче, творишь молитву за усопших». И великий Макарий это сделал, желая узнать, есть ли от молитвы какая-либо польза для прежде умерших. Но и св. Григорий Двоеслов спас молитвой языческого царя Траяна. И даже богомерзкого царя-иконоборца Феофана, как повествуется, царица Феодора вывела из мук и спасла по молитвам святых исповедников (см. Синоксарь в Неделю первую Великого поста). Также и свт. Григорий Богослов в надгробном слове к брату Кесарию говорит о том, что приношение за усопших приносит им благо. Великий же свт. Иоанн Златоуст в толковании на Послание к филиписеом говорит так: «Замысли принести пользу усопшим. Подадим вечную помощь — милостыню. Ибо Христовой Церкви от Его всемудрых учеников было узаконено и предано, чтобы святитель творил память об усопших в вере при совершении страшных Тайн (на литургии). А также, когда ты собираешься со своими детьми и родственниками, пусть с тобою будут Писание и имя Судии, и да не забываешь о нищих, и я сам тому следую».

Светой же Афанасий Великий говорит: «Если скончавшийся во благочестии и на небеса вознесён, не отказывайся приносить за него милостыню и зажигать на его могилу свечу, призывая Христа Бога, ибо это приятно Богу и приносит великое воздание. И если умерший был грешник, это прощает его согрешения, а если праведник — бывает увеличение его награды. А если кто был странником и нищим и некому позаботиться о его погребении и поминовении, то Бог, праведный и человеколюбивый, восполнит его бедность и вменит приношение за него в милостыню. И ещё. Приносящий за таковых будет причастником награды нищих Христа ради, ибо показывает любовь ради спасения ближнего, также как тот, кто помазывает благовонием другого, прежде сам себя делает благоухающим, ведь так и повелевают нам заповеди Божии. Не делающие же сего осуждаются, пока не настанет Второе Христово пришествие». Итак, всё, что делается ради усопших, приносит пользу, как говорят божественные отцы. И даже малое из этого больше, чем сделанное для них, когда ещё они были среди живых. Ведь Божие человеколюбие всегда побеждает: если окажется поровну злых и добрых дел, побеждает человеколюбие. И даже если злое немного перевешивает, благость Божия всё же превозмогает.

И да будет известно, что по воскресении все друг друга будут узнавать, даже тех, кого никогда не видели, как говорит божественный Иоанн Златоуст в толковании на Притчу о богаче и Лазаре. Однако узнают друг друга не каким-то телесным образом, ибо все будут одного роста и возраста, но все узнают о прошлой жизни каждого, видя её очами души, как и св. Григорий Богослов говорит в надгробном слове к Кесарию: «Тогда увижу Кесария светлым и славным, каким ты мне явился, любимый брат!» Великий же Афанасий говорит в «Слове за усопших», что и до общего воскресения святые имеют дар узнавать друг друга и веселиться, а грешные лишены и этого. Мученикам же дано видеть и то, что мы делаем, и посещать нас. По воскресении же все узнают друг друга, тогда же и тайны каждого станут всем видны.

И да будет известно, что души святых ныне находятся в некоторых отдельных местах, а грешные тоже отдельно. Первые радуются в надежде на награды, вторые же печалятся в ожидании наказания. Ведь святые ещё не получили обещанных благ, как говорит божественный апостол, «так как Бог нечто лучшее о нас предузнал, чтобы они не приняли совершенства без нас» (Евр. 11, 40).

Необходимо знать и о том, что не все из тех, кто с обрывов срываются или умирают от огня, воды или мороза, или с мёртвыми заживо погребаются, терпят это по Божьему повелению. Ибо таковы суды Божии: что-то бывает по воле Бога, а что-то — по Его попущению. Иногда смерть бывают по человеческой зависти и гневу, иногда попускается для вразумления других. Понимающий же Писание знает, что это бывает не без воли Божией, как сказано в Евангелии о птицах (Мф. 10, 29). Но Он не повелевает, чтобы некоторые кончали жизнь самоубийством, а некоторые умирали сами, кто в старости, кто в юности, но один раз, когда согрешил Адам, осудил к телесной смерти весь человеческий род, а многочисленные виды смерти во все времена происходят согласно жизни каждого человека. Так и апостол Павел в Послании к коринфом иносказательно вещает: «Поскольку недостойно причащаетесь, из-за того среди вас много немощных и нездоровых, и много спящих», — то есть многие умирают (1 Кор. 11, 30). И пророк Давыд говорит: «Да не заберёшь меня в середине дней [жизни] моей» и «Ты измерил дни мои» (Пс. 38, 6). И Соломон: «Сын, почитай отца твоего и мать, чтобы быть долголетным на земле». И ещё: «Да не умрёшь не вовремя». И когда так говорится, понимай под пределами жизни Божию волю: у кого хочет, Он время жизни добавляет, убавляет же у другого, всё устраивая на пользу. И когда Бог захочет, тогда усматривает и образ, и время.

И если есть у жизни предел, то почему мы в немощи не молимся Богу, а просим врачей, и не молимся за детей своих?

Необходимо знать и то, что крещёные младенцы будут наслаждаться, а некрещёные дети, в том числе язычников, не пойдут ни в рай, ни в геенну, но будут пребывать на некоем месте покойном, причём некрещёные дети христианских родителей будут видеть Божественный свет, чего лишены дети язычников, как говорится в старопечатном Катехизисе.

Когда же душа исходит из тела, она уже не имеет никакой заботы о делах земных, но всегда заботится о том, что там её ожидает.

Итак, поминовение усопших приносит великую пользу и душам умерших, и живым, поминающим их.

Кроме двух Вселенских родительских суббот, существуют ещё и другие дни поминовения усопших. Например, вторая, третья и четвёртая субботы Великого поста, а также Димитриевская родительская суббота (обычно это бывает последний субботний день перед праздником святого великомученика Димитрия Солунского, который совершается 26 октября по старому стилю, или 8 ноября по новому стилю.

Имеется также местный обычай совершать поминовение усопших во вторник после Фоминой недели, хотя церковный устав такого и не предусматривает.

Статья подготовлена по тексту Синаксаря в субботу мясопустную

Поделиться: