Вознесение Господне

Главная Публикации Традиции Вознесение Господне

Темы публикаций

Вознесение Господне

Из книги Деяний святых апостолов мы знаем, что после Своего Воскресения Господь в течение сорока дней неоднократно являлся ученикам «со многими верными знамениями, […] говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 3), то есть о Своем Втором пришествии, всеобщем суде над живыми и мертвыми и о жизни будущего века. Он готовил их к проповеди, так чтобы всякому вопрошающему они могли дать ответ обо всех спасительных истинах веры, которую Он возвестил им. Кроме того, Господь предупредил учеников: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Деян. 1, 4), имея в виду скорое сошествие Святого Духа, о котором извещал их прежде Своего страдания.

Вознесение Господне

Но умы учеников пока еще оставались ограниченно земными. Они спрашивали Воскресшего Учителя: «Господи, не в этом ли году восстановишь Ты царство Израилю?» — по-прежнему думая, что Христос пришел ради одних евреев, чтобы дать им свободу от Рима и вернуть на престол царей от рода Давыдова. Но, не отвечая на неуместный вопрос, Господь говорил им: «Не дано вам знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иеросалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до концов земли» (Деян. 1, 78). От маленькой страны, их, не видевших других стран, Он возводит на простор всего мира. Он вновь свидетельствует о Себе как о Спасителе всего человечества, о том, что Царство его безгранично, как прорицал некогда Его праотец Давыд: «И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. […] И поклонятся eму вси царие земстии, вси языцы поработают eму» (Пс. 71, 8, 11). Но Царство Христово не от мира сего; оно распространяется и поддерживается не силой оружия, не устрашением, не богатством, но силой Святого Духа, через апостольскую проповедь и божественные знамения, а еще больше — через любовь и добродетель, что живут в сердцах истинных последователей Исусовых и проявляются в их делах. Этому Он непрестанно учил их с самого начала Своей проповеди, говоря: «Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16); «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35)

Напомнив всё это апостолам, Господь на глазах у них поднялся от земли, и, как писано в книге Деяний, «облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9). Явившиеся им при этом два юноши в белой блистающей одежде, утешая их от недоумения и скорби, заверили, что Христос некогда вернется с небес, таким же образом, как и вознесся.

Надо особо отметить, что, являясь ученикам, Господь каждый раз показывал им явные признаки того, что Он воскрес в плоти, всецелым человеческим естеством, в каком Он был и при Своей земной жизни. «И таким образом показав им, что существует истинное воскресение плоти, и, желая показать и то, что, как Он говорил, жилище наше на небесах […] Он поднялся в глазах их на небо, будучи во плоти», — подчеркивает один из древнейших христианских писателей св. Иустин Мученик («О воскресении»). «Днесь на небесех горния силы наше естество зряще, дивятся», — выражает ту же мысль церковное песнопение. Вот в чем состоит богословская тайна нынешнего праздника: Христос не просто восшел на небо, но вознес естество человеческое к престолу Святой Троицы, на котором пребывал неотлучно Божеством Своим во все время Своего земного подвига. Соединив естество человеческое с естеством Божественным в зачатии от Девы, в земном мире, теперь Он сподобил его Тройческой славы в мире небесном. Вознесение есть праздник обожения человеческой природы. Именно это имел в виду св. ап. Павел, говоря, что в час второго пришествия Господа и воскресения умерших «мы», — то есть те из нас, кто истинно веровал и праведно жил во Христе, — «восхищены будем на облаках навстречу Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17). Мы (то есть спасенные из нас) будем не пространственно близко находиться к Богу, — ибо Бог вездесущ и не имеет места и протяженности, — но соединимся с Ним природно. Также и в другом послании Павел пишет: «Наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Исуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3, 2021). Здесь опять говорится о теле Христа, воскресшем и ныне восседающем на престоле Божества вкупе со Отцом Своим. Вот этому-то прославленному телу нашего Спасителя будут, как говорит апостол, уподоблены тела удостоенных жизни будущего века. Это чудо, превосходящее всякое слово и всякую мысль, дар милости неизмеримый, слава, превышающая славу ангелов. Горе, если, нося имя христиан, мы сами себя лишим того, к чему призваны.

В сокрушении сердца, сознавая множество наших согрешений, отступлений, падений, взмолимся милосердному Богу словами псалма: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»; «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычным утверди мя» (Пс. 50, 1012, 17). Пусть Дух Святой, Дух истинный и животворящий, наставляющий на всякую истину, очистит, обновит нас и научит каждого идти именно тем путем в жизни, на котором мы лучше всего сможем угодить Господу и послужить нашим ближним, силою свыше укрепив в нас мужество и усердие. С молитвой об этом, в любви и единодушии, подобно апостолам, будем готовиться к пресветлому празднику Пятьдесятницы.

На великой вечерне, на литии, стихера, глас 1-и

Возшедъ на небеса, отнюдуже и сниде, да не оставиши насъ сиры, Господи; да приидетъ Твой Духъ, нося смирение миру. Покажи сыновомъ человеческимъ дела силы Твоея, Господи Человеколюбче.

Иная стихера, глас 4-и

Егда пришелъ еси на гору, Христе, Елеонскую, Отчее совершити благоволение,  ужасошася небеснии ангели, и устрашишася преисподнии. Предстояша же ученицы съ радостию трепетни, якоже глаголаше имъ. Престолъ же убо готовляшеся противу облакъ, ожидая.  Враты же небо отверзше доброте дивятся, и земля тайная открываетъ, яко познати Адамово схождение, и еже паки восхождение. Но стопы убо возвышахуся крепко, уста же вельми благословяху, якоже слышашеся. Облакъ подъемляше, небо внутрь Тебе приятъ. Дело се, Господи, еже соделал еси, велико и преславно, на спасение душамъ нашимъ.

Поделиться: