В старообрядческом храме

Главная Публикации Традиции В старообрядческом храме

Темы публикаций

В старообрядческом храме

На земле есть как минимум одно место, где нас всегда ждут. Это храм. Войди в сюда усталым – ты получишь силы идти по жизни дальше. Ты одинок? – зайди, и ты выйдешь отсюда с Богом. У тебя есть вопросы – здесь найдется ответ на любой вопрос.

В старообрядческом храме

Дом Мой есть дом молитвы. Лк. 19, 46

Храм, или церковь — это здание или помещение, специально обустроенное для совершения совместной молитвы. Бог невидимо присутствует в каждому уголке нашего мира. Обратившийся к Нему всем сердцем будет услышан, где бы он ни был. Однако храм — место особого присутствия Божия.

После постройки церковное здание освящается по особенному порядку епископом — и храм благодатью Святаго Духа приобретает своего Ангела Хранителя. Отныне он уже не простой дом, но, как учат святые отцы, земное небо. Здесь таинственно пребывают сам Владыка мира Господь Исус Христос, Пресвятая Богородица, святые ангелы и архангелы и множество святых угодников Божиих. Здесь священнослужителями совершаются моления для духовного очищения, просвещения и освящения православных христиан. Это самое удобное место для совершения исповеди, венчания, погребения. Только в храме возможно самое великое церковное таинство — Евхаристия: во время Божественной Литургии жертвенные хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом превращаются в истинное Тело и Кровь Спасителя Христа.

В старообрядческом храме

Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4)

В храме с нами, как и две тысячи лет назад, говорит Христос. Его учение записано в Евангелии и читается за каждой службой. Таким же образом мы слышим речи пророков, апостолов и святых отцов, говоривших по внушению Духа Святаго. Мы можем слышать эти слова десятки раз, и каждый раз они отзовутся в нашем сердце по-новому. Эти слова и поучения открывают нам истинную мудрость, помогают найти свой путь в нынешней жизни, и приготовиться к жизни бесконечной.

Слова эти после службы растолковывает священник в проповеди. Он приводит разъяснения их глубокого смысла, приводит примеры, как учение Христа применить лично к нам и к сегодняшней жизни.

В старообрядческом храме

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 2–17)

Среди простых ветхозаветных заповедей: не убивай, не кради, почитай родителей есть такая же простая и для христианина очевидная: посвяти Богу один из дней недели. В ветхом завете таким днем была суббота. После воскресения Христова суббота уступила место воскресному дню — он связан с великим событием. Как невозможно быть спортсменом без тренировок, так и весьма сложно быть христианином без посещения храма. Не ходящий в храм на молитву Богу лишает себя божественной пищи и радости как в настоящей, так и в будущей жизни и становится, таким образом, духовным самоубийцей.

«Эффект» от хождения в храм не заметить внешне. Человек чувствует душой и порой не может объяснить словами, что служба в церкви становится ему необходимой, укрепляет и подпитывает его. Это чувство приходит далеко не сразу и зависит от того, насколько осознанно мы посещаем церковь, понимаем ли смысл происходящего в ней.

Все действия в храме глубоко символичны. Смысл священнодействий можно уяснить из доступных книг, сложнее обстоит дело со смыслом произносимых молитв. молитвы написаны на церковнославянском языке. Этот язык был создан на основе древнерусских диалектов специально для общения с Богом. Понимание церковнославянского сегодня требует чуть больше навыка, чем десять веков назад, но русским людям много чего становится понятным уже с первого раза. Тексты большей части молитв повторяются из службы в службу — при регулярном посещении храма они становятся узнаваемыми. Значения слов тоже во многом совпадают с русскими и делают понятным прямой смысл молитв. Если подключить знакомство с толкованием на молитвы — духовному взору христианина открывается безграничный красочный мир церковной истории и богословия. на каждой службе, с каждым прочтением молитвы в этом мире открывается что-то новое.

В старообрядческом храме

«Вся же благообразно и по чину да бывают»

(Первое послание Коринфам, 14; 40)

Никому не придет в голову идти на государственный приём в домашнем халате. Для каждого случая у нас есть особая одежда. Принятый для разных случае дресс-код настраивает нас соответствующим образом: пиджак и брюки со стрелками — на рабочий лад, футболка и домашние тапочки — на отдых в кругу близких. В храме тоже есть свой дресс-код. Его основной принцип — не отвлечь от главного. Женщинам подобает одежда с подолом ниже колена. Мужчинам — классические брюки. Верх для тех, и других — с длинным рукавом. Многие предпочитают для молитвы в храме древнерусский вариант одежды: сарафаны для женщин и косоворотки или кафтаны для мужчин. В храме мужчины и женщины стоят раздельно: мужчины в восточной половине церкви или справа, женщины — в западной или слева.

Согласно церковным правилам, молиться вместе могут только христиане одного упования — одинаково крещенные, принимающие абсолютно одно и то же вероучение. Старообрядцы уважительно относятся ко всем, пришедшим в храм с добрыми намерениями, но просят их соблюдать некоторые правила.

Мы приходим к Богу по-разному и в разном возрасте. Одни рождены и воспитаны в христианской семье, другие — уже в сознательном возрасте принимают святое крещение, третьи — хоть и крещены с детства, но осознают себя христианиами в зрелом возрасте. Возраст не так важен, но чтобы поверить в Бога и обратиться к Нему совсем не обязательно ждать пенсии. Не нужно ждать, когда ты получишь образование, вырастишь и поднимешл дтей. Можно делать все это уже будучи счастливым, с верой в Бога, вековой опыт поколений подскажет, как избеать ошибок.